slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Танец дерзких и отчаянных

Фестиваль брейк-данса «Гольфстрим России» в посёлке Небуг под Туапсе

Это 12-й «Гольфстрим», который на этот раз больше походил на конкурс в чистом виде, где каждая из команд боролась за право назваться лучшей. Денежных призов тут нет, вместо них — почёт и слава. Звание лауреата «Гольфстрима» делает участника известным в своём регионе, а это реальный шанс получить поддержку местных властей, попасть на телеэкран или шагнуть в профессиональный шоу-бизнес. Так что игра стоит свеч и, представляя в первом туре шоу-программы, а во втором сражаясь друг с другом в «батлах» — яростных хореографических битвах, команды выкладывались на полную катушку.

Хороший способ поумнеть
Их танец невероятно дерзостен, полон отчаяния и завораживающей красоты. Опаснейшие перекаты, перегибы, неистовые кручения на руках и голове вызывают восхищение и радость, что столь бесстрашные парни и девушки не перевелись на родных просторах.
«Эти ребята занимаются по 4—5 часов в сутки, нагрузка у них зачастую жёстче, чем в классическом балете, какие-то элементы отрабатываются месяцами. При этом малейший допинг исключен, — говорит президент фестиваля Валерий Кутузов. – Брейк – это образ жизни, отучающий от вредных привычек и формирующий лидерские качества. Потому мы так стараемся продвигать его приверженцев. Цель «Гольфстрима России» — отвратить у молодых людей охоту к любым стимуляторам,  пробудить желание быть активным, сильным, здоровым. Финансируются наши программы Межрегиональной общественной организацией врачей-реабилитологов».
На нынешнем конкурсе жюри отдавало предпочтение не столько виртуозности исполнения, сколько драматургическому решению и осмысленности танца. И если техника практически у всех была на высоте, то оригинально срежиссировать, образно воплотить свои порывы удалось не каждой команде. Возраст участников от 16 до 26, энергия хлещет через край, но постановщиков и хореографов у них нет: сами придумывают идею, подбирают музыку, выстраивают композиции. Из шести вышедших в финал групп самым грамотным и завершенным выглядело выступление астраханцев. Их команда «Block Heads» с номером о поведении журналиста в горячих точках планеты, завоевала Гран-при фестиваля, опередив подмосковное «Второе дыхание» (г. Домодедово), которому жюри присудило 1-е место. Лауреатами второй и третьей степени стали группы из Тюмени и Краснодара.
Понятно, что эти результаты не окончательный вердикт, а лишь напутствие профессионалов, и ребята извлекут из них урок.
Сочинская команда «Outstanding crew» («Выдающиеся») в победители не прорвалась, но запомнилась ярким, эмоционально насыщенным танцем. «Мы просто импровизировали, посылали в зал мощную энергетику, чтобы каждый, кто смотрит, ощутил драйв и получил заряд положительных эмоций, — сказал би-бой Владислав Кабацкий. — Брейк переплавляет любой негатив. Что-то не ладится, нервничаешь – начни танцевать, и навалившаяся тоска быстро растворяется, исчезает. Кто-то пойдет напьётся или в глаз даст соседу, а мы «батлим» и обретаем умиротворение». Владиславу 21 год, был трудным подростком, хулиганил, так и подмывало что-то поджечь, нашкодить. Увлекся брейк-дансом — поумнел. Его 19-летний сотоварищ Виталий Денисов сожалеет, что в брейк-дансе размыты оценочные критерии. В той же гимнастике есть чёткие рамки, правила, костюмы, а в брейке безграничная свобода. Впрочем, наверное, именно за неё, за то, что ты ни капельки не скован, можешь придумывать и фантазировать, сколько угодно, они и любят брейк-данс, живут им и никогда с ним не расстанутся.
В группе «One way crew» из Тюмени четыре парня и девушка. Валентина Дорогова увидела танцующих ребят на улице. Брейк поразил её с первого взгляда, а дальше совсем затянул тем, что требует выносливости и упорства. Валентине это по душе: в школе всегда была отличницей, сейчас к круглым пятёркам прибавились четвёрки, зато характер стал сильнее. Мечтает выучиться на психолога, но брейк-данса в любом случае не оставит. Танцевала вместе со своими наставниками с нескрываемым удовольствием и завидной лёгкостью, — будто это и не конкурс вовсе. При том, что у Михаила Кушнаренко на репетиции «вылетел» локоть, и пришлось всю программу на ходу перестраивать. Не смутило и то, что впервые оказались на состязании, где оценивается художественный уровень танца. Группа сплочённая, мобильная. Брейку учились самостоятельно, теперь в студии тренируют детей. «Занятие это не особо прибыльное, но любимое, — говорит Артур Мурзаев. — Мне искренне жаль молодых людей, сидящих в офисе и перекладывающих бумаги или слушающих ругань в заводском цехе. Обычно они возвращаются домой как выжатый лимон и хватаются за бутылку. Я тоже из спортзала выхожу страшно уставшим, но умиротворённым, со светлыми мыслями о жизни и с настроением преодолевать проблемы, которых, естественно, хватает».

Жить долго!
Покрытия на танцполе сияют пугающей новизной и непритёртостью. Скольжения и верчения выполнять трудно — руки в ожогах, ссадинах, ноги в синяках, но от судей скидок не дождешься. Кутузов шутит: «Плохому танцору всегда что-то мешает…» Прекрасно знает, что плохие здесь не водятся. Здесь те, кто научился владеть телом, преодолевать боль и ничего не бояться. Подтверждение тому — смелые «экзерсисы» на сцене во время конкурса и спонтанные уличные импровизации. Брейк ведь по природе уличный танец, родившийся в неблагополучных нью-йоркских кварталах. В 50-х годах ХХ века с помощью таких «хореографических разборок» там шла борьба за передел собственности и сфер влияния межу местными шайками. К нам брейк пришёл несколько десятилетий спустя, и сперва на этих бешено крутящихся по асфальту пацанов смотрели крайне подозрительно, существовали они полулегально. Первый «Гольфстрим», состоявшийся в Калуге в нулевые, вывел их из подполья. Его девиз гласил: «Хочу жить долго!». Участники тех памятных молодёжных сборов являли собой сгусток энергии и пионерского задора, воочию демонстрируя, что такая задача им по плечу и они готовы поделиться своим опытом с окружающими. Эта заданная тогда открытость жива по сей день.
«Часто бывает, идём по улицам Астрахани толпой, вдруг у кого-то загораются глаза — бросается в танец, остальные подхватывают. Прохожим нравится, приятно хотя бы на несколько минут вырваться из повседневной рутины», — рассказывает Игорь Панькин из группы «Block Heads». Он пробовал себя в разных сферах – живописи, музыке, но только брейк заводит по-настоящему. Игорь живёт, чтобы танцевать и танцует, чтобы жить. Однажды «сорвал» поясницу, ходил согнутый и не мог дождаться, когда вновь вернётся  к любимым занятиям. Очень рад, что с прошлогоднего первого места эта группа выросла до главного приза. Во многом благодаря недавно влившимся юным дарованиям. Это Фарид Сафаралиев и его брат Шамиль — трейсеры, городские акробаты, которые свободно перемещаются в пространстве и преодолевают любые препятствия. Идеологии брейкеров такой подход к жизни близок. Брейк-данс не стоит на месте. Он развивается в духе времени и, по мнению экспертов, становится всё агрессивнее. Вполне возможно. Хотя на «Гольфстриме России» агрессии не ощущалось. Это тёплое, согревающее душу и сердце течение. Свежее, вольнолюбивое и будоражащее.


Татьяна ЛАЗАРЕВСКАЯ.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: