Комментариев пока нет
Рубрика: Общество
«Родину-мать» приватизировали
Когда в 2019 году некая фирма «Управис» сообщила, что наследник скульптора Евгения Вучетича доверил ей управление своими правами, никому в голову не могло прийти, что притязания предприимчивого внука Вучетича и крючкотворов из «Управиса» нацелены ни много ни мало на знаменитую скульптуру «Родина-мать зовет!», стоящую на сталинградском Мамаевом кургане. Пять лет длилась тяжба. В конце марта суд вынес вердикт, согласно которому «Родина-мать» становится фактически собственностью Вучетича-младшего и источником его постоянного дохода: отныне он станет получать вознаграждение при каждой перепродаже произведений деда в России и за рубежом, а также «при их использовании в печати и в Интернете».
Конечно, мы обязаны принимать решения суда. Но принимать — не значит соглашаться. По нашему разумению, ни юридических, ни нравственных причин для передачи великого образа во владение предприимчивого внука скульптора Вучетича нет. Это не эмоции, а выводы, основанные на фактах. Над созданием монумента трудился большой авторский коллектив, а отнюдь не один мэтр. Но самое главное – если бы не академик Николай Васильевич Никитин, который рассчитал конструкцию памятника — «Родина-мать» вообще не вознеслась бы над Сталинградом.
Никитин придумал неожиданный ход — внутри статуи он разместил конструкцию из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. По задумке академика, её изнутри стянули стальными канатами, которые целыми ярусами проходят по всему объёму. А произведённый Никитиным расчёт центра тяжести скульптуры — просто гениальное решение серьёзнейшей задачи. В результате именно благодаря ему 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлоконструкций вознеслись над Волгой в виде знаменитой «Родины-матери». Так, может, его наследникам тоже поторговаться за пару-другую процентов от демонстрации великого творения? Если исходить из чисто меркантильных соображений, за Евгением Вучетичем могут числиться эскизы, наброски, чертежи, макеты. Вот пусть на эти бумаги, пробные модели и оформляет «эксклюзивные права» предприимчивый наследник.
Помимо действительно неповторимого эскиза, за великим скульптором Вучетичем в этом проекте значится и то, что современным языком называется не иначе как «подставой». Дело в том, что по первоначальному плану, скульптурный комплекс должен был представлять 36-метровую фигуру, установленную на 16-метровом фундаменте. Причём, к фундаменту она не крепилась – стояла, как шахматная фигура на доске. А когда работы уже начались, Вучетич принялся подзуживать Хрущёва: мол, давайте, обскачем США с их статуей Свободы! Идея Никите Сергеевичу, стремившемуся во всем «догнать и перегнать Америку», понравилась. Проект пересмотрели, и памятник «вырос» аж на 16 метров, что резко увеличило риск его опрокидывания. Пришлось усиливать фундамент, делать площадку под установку более пологой. Для этого на вершину кургана подняли 150 тысяч тонн грунта, погрябя под их толщей сотни братских захоронений.
Кроме того, Вучетич ошибся с углом разворота меча – он не попал в розу ветров, и возник эффект паруса. Пришлось в 1972 году менять грозное оружие, поскольку оно к тому времени находилось в критическом состоянии и могло рухнуть в любую минуту. Но если бы только это. Вучетич-старший фактически подложил мину замедленного действия следующим поколениям, выбрав в качестве материала для скульптуры недолговечный бетон. С бетоном маются до сих пор. Ливни бьют по монументу так, что бетон не успевает высыхать, и его необходимо постоянно покрывать защитным составом. До сей поры это была забота государства. Но теперь, когда «Родине-матери» суд назначил эдакого бойкого опекуна, надо полагать, верхолазы будут регулярно проводить обследование скульптуры, заделывать трещины и щели, и наносить защитное покрытие за счёт Вучетича-младшего. Или он думает, что вся его забота в этой ситуации лишь трясти мошной и суммировать проценты?
Не стоит упускать из виду и ещё одно соображение. Например, музыкант, сочиняя мелодию, действует, как индивидуальный предприниматель: создал продукт и хочет продать подороже. С того и кормится. Но с Вучетичем-дедом ситуация совершенно другая — он творил не сам по себе, а по заданию партии, правительства и народа. Получается, мастер выполнил задание и получил за это гонорар. И теперь этот оплаченный народными деньгами продукт принадлежит обществу.
Фирма «Управис» позиционирует себя, как профессиональную организацию «по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства». Но ставить в один ряд «Родину-мать», созданию которой предшествовали миллионные жертвы, кровь и слёзы целых поколений, с какой-нибудь кабацкой песенкой, безнравственно и цинично.
Владимир ПОПОВ, narpolit.com.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий