slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Жизнеустойчивое слово

О книге Лидии Сычёвой «Мед жизни»

После прочтения книги «Мед жизни», как после очистительных слез, как после пережитых потерь – светло. Это книга, которую хочется подарить близким людям.

В ней – перекличка о самом дорогом. Это и плач о почти утраченной русской традиции, о большой семье, роде, это напоминание нам о своих корнях, о родной земле с ее целительной щедростью. Это книга о XXIвеке, но в ней сквозит ностальгия о былой России. 

Мед жизни, в понимании автора книги Лидии Сычёвой, на мой взгляд, – это крепкая семья или стремление к ней, чистая и искренняя любовь. Вообще «тема семейная» не отпускает по всем прочтении книги, и связана она для меня с каким-то давним, навсегда запавшим в «память сердца», ощущением семейственности и чувства рода в бунинской прозе («Суходол», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева»). Южная, воронежская, курская земля – родина Лидии Сычёвой – дала миру Ивана Бунина, Надежду Плевицкую, Сергея Бехтеева, Вячеслава Клыкова. Они восславили Россию – в слове, в музыке, в бронзе… Вознесли – каждый свою – песню о Родине. Великую песню. 

Бунин мог бы писать, как Чехов и Горький, о тяжестях жизни «маленького человека», выискивать и обнажать пороки тогдашней жизни. Но он с такой светлой любовью пишет о разоряющихся дворянских усадьбах, о крестьянском быте, который никогда, ни при какой власти не был легким! Не пишет о мерзостях сегодняшней жизни и Лидия Сычёва, хотя в каждом ее рассказе читатель ощущает тревогу от того, что разрушается великая русская культура, стираются границы между добром и злом. И все, даже самые потерянные герои ее рассказов мучаются от того, что они ошиблись оступились, живут бездарно. Иногда покаяние их происходит именно в церкви, на исповеди, как в рассказе «Судьбой назначенный», но чаще всего – сама жизнь приводит каждого из них на путь раскаяния и вразумления. От того о прозе Л. Сычёвой можно сказать – «печаль моя светла». 

Сегодня нам, как никогда, необходимо говорить о доме, о семье. Не только в церковном значении, как о малой Церкви, но говорить и о почве, о роде. Только так мы обретем утраченный строй жизни, восстановим историю, соберем страну. И выйдем из окружения фальшивого мира телешоу, сможем противостоять распаду, грабежу. 

Заметы Л. Сычёвой на память матери – самое пронзительное в этой книге – это размышления о смысле жизни, о предназначении человека в мире. «Оказывается, жизнь на девяносто процентов состоит из ненужных нам вещей и поступков. Это я поняла после смерти мамы… 

В кармане маминой «кухвайки» – два сильно неполных спичечных коробка, удобный мелок (портновская привычка, что-то написать, отметить), две разные пуговички – красненькая и темная (где-то подобрала) – бережливость, можно потом пришить, применить. Да, и завязанные в узелок семена – в марле.

Погружаясь в мир дома, семьи – каким суетным и ненужным кажется отсюда многое! Особенно – литература…

Оказывается, мама – это не просто родной человек, не просто дом, не просто тепло и понимание, не просто «гостинчик». Мама – это глубинная и, может быть, единственная связь с вечностью, со всем миром, со Вселенной, со всем счастьем и радостью…»

Такими же и были женщины из древнерусских былин, героини войны 1812 г., Великой Отечественной… Простая русская женщина. Я хочу таких людей видеть на экране телевизора. 

Роль мужчины и роль женщины в современной жизни ясно вырисовываются автором в каждом рассказе. Раз писатель так остро говорит об этом, значит, не все в порядке в Датском королевстве. Еще бы! Если нашим детям не только в соцсетях, но уже и в школе массово полируют мозги, внушая, что к секс-меньшинствам надо относиться уважительно, как к людям особенным, значит, какой-то тектонический сдвиг произошел в человеческом обществе! 

Каждый рассказ в этой книге наполнен живой, не придуманной жизнью. Проза Лидии Сычевой отличается не только ясностью мысли, в ней цельно и смело разворачивается завершенная, осмысленная автором картина мира, в котором мы живем — здесь и сейчас. А характеры и судьбы отдельных героев подчас прописаны виртуозно. 

Заставляют возвращаться к перечтению и зарисовки природы. Казалось бы, что нового можно сегодня сказать о зиме? К тому же намедни одна из московских газет опубликовала реплику учительницы литературы – ученая дама говорила о том, что классику изучать скучно и описания природы современным детям непонятны и не нужны. (И учителя литературы нынче продаются!) Поэтому еще дороже становится современная проза, которая держит тон Пушкина и Тургенева, Бунина и Пришвина… Да, это в наш сумасшедший, цифровой век пишет Лидия Сычёва: «…Метели были долгие, мелодичные, иногда в них наступал желанный – для дворников и автомобилистов – перерыв, казалось, что все – снег на небе закончился, но потом накатывала особая, бездонно-безвременная пора, солнце слабым серебром просвечивало сквозь серую завесу, и снова, закрывая белый свет, деловито летели мелкие, бессчетные снежины…».

После прочтения книги возникает желание заглянуть в свое сердце, свериться по этой книге – готова ли я к такому самоанализу, какой в определенные моменты дают себе герои этой книги. 

«А вдруг Бога нет? – в очередной раз ужаснулся он. – Вдруг это просто красивая легенда, утешительная сказка?» Эти мысли иногда посещали его, и в такие минуты он пугался, что потеряет веру и что его «духовный дом», выстроенный долгими раздумьями и оплаченный жизненными потерями, в одночасье рухнет.

Но потом он подумал, что все эти метания – лишь кокетство мысли: в храме было так тесно, так по-человечески дружно, что, казалось, для этой мощной совокупной силы нет ничего невозможного. Бог жил – высокий, непостижимый и неизведанный идеал. Человек искал благодати, это чувство давала только вера, сопричастность неземному и неизведанному, и потому человек упрямо, через сомнения, шел в храм».

В книге Л. Сычёвой нет грязи, скабрезности, и это редкость в современной культуре, поврежденной этими пороками. 

Образ настоящей любви в книге «Мед жизни» неуловим и неудержим. От того он дорог. Недаром книга закольцована начальным «Твой день» и конечным «Август в Абхазии» рассказами – о великой силе любви.

«Проза Лидии Сычёвой – это родное слово ее о жизни, о судьбе, о том, что с нами со всеми будет завтра. Слово ее настолько жизнеустойчиво, что не отличается от самой нашей жизни, естественно смыкаясь с нею и в радости, и в горе. И я бы еще отметил художественное оформление ее своей фразы, своей мысли, своих страданий и радости», – написал об этой книге известный поэт, учитель Лидии Андреевны Валентин Сорокин.

 «Это повесть том, как сберечь, сохранить, выстрадать любовь и остаться в ней счастливыми! Герои ничего не разрушают. Они – спасают, прежде всего, свои души, друг друга, свою любовь – главную симфонию жизни. Это совершенно новый мотив в современной литературе, где ныне доминируют слабые, апатичные люди, изъязвленные страстями и пороками. Вот о чем «Мед жизни» – о героическом в любви», – отозвалась о книге Лидии Сычёвой кандидат филологических наук Муза Махова.

Любая литература так или иначе автобиографична. Проза, собранная в книге «Мед жизни», напоминает каждому, читающему ее, о самом дорогом, что у него есть, о том, что надо беречь это дорогое. Или искать то заветное, ради чего стоит жить.

Ирина Ушакова

Справка:
Лидия Сычева– прозаик, публицист, главный редактор литературного интернет-журнала МОЛОКО и сайта «Славянство – Форум славянских культур». Лауреат многих литературных премий: им. Александра Невского, Петра Проскурина, Международной премии им. Антона Дельвига, премии «Югра», Большой литературной премии Союза писателей России и других.

Источник: Журнал "Покров"

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: