slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Солдатский долг маршала Рокоссовского

Скульптор Владимир Суровцев о своей работе над памятником выдающемуся полководцу
— Прошлым летом в самом центре Парижа премьеры России и Франции — Владимир Путин и Франсуа Фийон — торжественно открыли созданный вами памятник солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в годы Первой мировой войны. Благодарные французы называли Русский экспедиционный корпус «Легионом чести», а маршал Фош подчеркивал, что Франция не была стёрта с карты Европы в первую очередь благодаря мужеству русских солдат. Отныне этот монумент на берегу Сены – русский «часовой истории» и свидетельство наших добрых отношений с Францией…
— Спасибо. Всё так. В свою очередь хочу поблагодарить руководство Фонда памяти полководцев Победы в лице Наталии Ивановны Коневой, его участников – потомков наших замечательных военачальников — за тёплые слова в мой адрес. Благодарен и за прекрасную открытку, созданную к моему недавнему юбилею, потомками тех, кто прошёл Великую Отечественную войну вместе с К.К. Рокоссовским.

Многие из ветеранов Экспедиционного корпуса свои первые награды получили за подвиги, совершённые на полях сражений Первой мировой. Среди тех, кто прошёл боевое крещение в составе Русского экспедиционного корпуса, был пулемётчик Родион Малиновский. За воинскую доблесть он дважды удостаивался французской военной награды «Военного креста». За плечами Родиона Яковлевича Малиновского и вся Вторая мировая война: генерал, позднее Маршал Советского Союза, министр обороны СССР отмечен высшими военными наградами Родины и зарубежных стран. Советские полководцы — всемирно известные и достойные люди. Послевоенные поколения в неоплатном долгу перед ними.
— Открытка стала первым откликом на ваш почти готовый памятник Константину Константиновичу Рокоссовскому. Выбор, на мой взгляд, точный. Рокоссовский — выдающийся полководец, патриот Отечества, человек, красивый душой и обликом.
Судя по всему, вы очень внимательно изучили его ратный путь. Вспомнить хотя бы Волоколамск в суровую осень 1941 года. Именно отсюда гитлеровские войска наносили свой главный удар по столице СССР. И его приняла на себя 16-я армия Рокоссовского, занимавшая оборону по ширине почти в сто километров.
У стен Волоколамска, как известно, насмерть стояли 28 героев-панфиловцев. У разъезда Дубосеково — раньше это знали все советские школьники — они совершили свой подвиг во главе с политруком Василием Клочковым. Его слова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва» облетели тогда всю страну. Неувядаемой славой покрыли себя конники генерала Льва Доватора, сводный курсантский полк С.И. Младенцева (военное училище имени Верховного Совета РСФСР), москвичи-добровольцы, в том числе работники столичной милиции, и другие воины 16-й армии.
Герои «волоколамского направления» навечно вписали название этого русского города с его традициями беззаветной защиты Отечества в историю Родины. «Именно в этих кровопролитных боях за Волоколамск и восточнее его навеки покрыла себя славой панфиловская дивизия, — отмечает в своих мемуарах «Солдатский долг» К.К. Рокоссовский. — Её в армии так и называли, и солдаты 316-й о себе говорили: «Мы – панфиловцы!» Счастлив генерал, заслуживший в массе бойцов так просто выраженную, но неизгладимую в сердцах любовь и веру… Бои в районе Волоколамска и за Волоколамск вошли в историю… Скажу одно: тогда все – от рядового до генерала – не жалели ни сил, ни жизни, чтобы преградить врагу путь к Москве».
— А ещё ближе к столице, там, где сегодня раскинулся город Зеленоград, находилась деревня Матушкино, которая несколько раз переходила из рук в руки.
— Как же это было близко к столице! Воины 16-й армии мужественно и стойко отражали атаки гитлеровцев. В начале декабря 1941 года особенно жаркие бои велись у станции Крюково. Она 9 раз переходила из рук в руки! Тут объединились две крупные группировки противника, которые до этого наступали на Волоколамском и Клинском направлениях. По ожесточённости схваток, по словам К.К. Рокоссовского, «это было второе Бородино».
— В большом списке ратных дел у К.К.Рокоссовского не только битва за Москву, где, как видим, ему было особенно трудно, но он блестяще выполнил свой солдатский долг. Много и других славных дел. Войска под командованием Рокоссовского принесли свободу сотням тысяч узников фашистских концлагерей и рабам Третьего рейха, военнопленным армий европейских стран и США.
Дадим слово самому К.К.Рокоссовскому, обратившись к его мемуарам «Солдатский долг». Германия 1945 года: «На дорогах бурлила, била через край и подлинная человеческая радость. Толпы людей с ликованием встречали нас, приветствовали на всех языках мира. Сердце замирало при виде этого разноплеменного людского моря. Люди в отрепьях, измождённые донельзя, многие еле на ногах держатся, поддерживают друг друга, чтобы не упасть. А в глазах – счастье.
Это вчерашние узники фашистских концлагерей. Люди, которых ожидала смерть. Их освободили, им вернули жизнь солдаты с красными звёздочками на пилотках. Здесь люди, согнанные в Германию из всех стран Европы. Бесправные рабы, они были обречены трудиться на своих поработителей, пока не свалятся от голода, болезней и истощения. Среди освобождённых оказался и начальник генерального штаба бельгийской армии с большой группой генералов и офицеров.
Теперь все они снова стали свободными, возвращались к своим домам, к своим семьям. И благодарили за это нас, советских солдат. Трудно описать восторг людей, которых мы освободили: радость, безграничную благодарность, выражаемые словами, жестами, взглядами, обильными счастливыми словами. Они встречали нас песнями на родном языке, с флагами, плакатами, поясняющими, какой нации принадлежат освобожденные. Возгласы в честь советских воинов, в честь Советской страны одинаково вдохновенно звучали на всех языках».
Среди освобожденных были 33 генерала бельгийской армии, французские офицеры, американские лётчики. Многие потом писали трогательные письма в адрес своего освободителя.
«В момент, когда 33 бельгийских генерала, освобождённые в результате победоносного продвижения советских войск, находящихся под Вашим командованием, покидают 2-й Белорусский фронт, я счёл своим долгом передать вам от их имени глубокую признательность за заботу о нас.
Большая эта честь для бельгийской армии и для нас самих в том, что мы были предметом внимания знаменитого советского военачальника…
Желаем, господин маршал, успеха вашему оружию – полной капитуляции врага и пользуемся счастливым случаем выразить Вам наши чувства уважения и преданности.
Командующий 5-м армейским бельгийским корпусом генерал-лейтенант Ван ден Берген.»
Из женского концлагеря Равенсбрюк были вызволены жена и дочь легендарного Эрнста Тельмана. Там же более полугода содержалась Нина фон Штауффенберг – жена полковника вермахта, который совершил неудачное покушение на Гитлера 20 июля 1944 года и в тот же день был расстрелян в Берлине.
От голодной смерти были спасены жители датского острова Борнхольм на Балтике. С 1940 года там размещался военный гарнизон гитлеровцев. В конце войны Борнхольм заполонили немецко-фашистские солдаты. Гитлеровцы объели островитян, отняв у них все съестные припасы и забив весь скот. Воины 2-го Белорусского фронта, высадившись с кораблей Балтийского флота, пленили на острове 12 тысяч солдат и офицеров противника. Активную роль там сыграл генерал-полковник К.П. Трубников, заместитель командующего фронтом.
Советские дети, бывшие узники фашистских лагерей смерти, и сегодня хорошо помнят своих освободителей и по-своему выразили благодарность маршалу и его соратникам.
— За избавление от фашистской неволи, освобождение и спасение жертв нацизма, за верное служение Отечеству и его народу в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Совет Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (РСБНУ) в знак особого уважения, с вечной благодарностью и глубочайшей признательностью посмертно наградил Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского и генерала армии Павла Ивановича Батова памятной медалью «НЕПОКОРЁННЫЕ». Награды переданы потомкам легендарных полководцев.
Вот что писал бывший узник концлагеря «Озаричи», один из авторов медали «НЕПОКОРЁННЫЕ», заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации, полковник в отставке М.Е. Синькевич:
«19 марта 1944 года воины Красной армии освободили лагерь смерти «Озаричи» (Советская Белоруссия) и спасли от неминуемой гибели 33 480 человек (половина из них дети до 13 лет, остальные женщины и старики). В этот концлагерь, возведённый прямо на болоте по инициативе командира 46 танкового корпуса Хосбаха, бывшего личного адъютанта Гитлера, были загнаны 55 тысяч человек из более чем 240 сёл и деревень Гомельской, Могилёвской, Полесской областей Белоруссии, а также из Смоленской и Орловской областей России. 7 тысяч человек были намеренно заражены тифом и другими инфекционными болезнями. Им впервые отводилась роль «живого бактериологического оружия» против бойцов Красной армии. Гитлеровцы знали, что наши воины не оставят в беде гражданское население. Из-за голода, холода и тифа в лагере погибли более 20 тысяч узников. Такое не простить и не забыть… И боевым подразделениям Красной армии был нанесён большой урон: 3000 наших солдат, выносивших на руках обессилевших от холода, голода и тифа детей, помогавшие по разминированным тропинкам выбираться из-за колючей проволоки женщинам и старикам, заразились и умерли от инфекционных болезней.
По приказу К.К.Рокоссовского, тогда командующего 1-м Белорусским фронтом, для спасения бывших узников и заболевших воинов было развернуто 25 военно-полевых госпиталей. Их сооружали под руководством генералов А.Н. Антипенко и А.И. Прошлякова. К.К.Рокоссовский и П.И.Батов для меня и моих товарищей по несчастью — святые. В семейном архиве маршала есть маленький листок из полевого блокнота К.К.Рокоссовского, где его рукой записаны сведения об «Озаричах».
Я искренне благодарю скульпторов за их достойный памятник военачальнику, который — я видел его возле Манежа — несомненно украсит Москву. Для нас, бывших узников концлагеря «Озаричи» и других лагерей смерти, это большая радость. Мы гордимся Вашим поступком, дорогие Владимир Александрович и Данила Владимирович Суровцевы».
Председатель Международного союза бывших малолетних узников фашизма» (МСБМУ), член-корреспондент РАН Н.А.Махутов:
«Мы обязаны и сегодня помнить добро тех, кто нас спасал тогда, кто помогал выжить, кто поддерживает страдальцев и память о пережитом. С каждым часом нас становится меньше, поэтому мы хотим при жизни выразить благодарность своим спасителям, наградив их посмертно. Наградив и от имени тех, кто сделать этого не успел. Ведь ещё живы потомки выдающихся военачальников. Именно на пути К.К.Рокоссовского оказалось больше всего лагерей смерти (Озаричи, Тростенец, Майданек, Равенсбрюк и другие), и бывшие узники – бойцы Красной армии фактически освобождали и спасали своих товарищей по несчастью. Это тоже правда истории. Мы склоняем головы перед памятью выдающегося военачальника, считаем, что его не имеют права забывать ни Москва, ни другие города Европы. Замечательный памятник скульпторов В.А.Суровцева и его сына Данилы, отлитый как подарок для Москвы, — это подарок и всем нам, спасённым его воинами от верной гибели в фашистских лагерях смерти.
— Вы отлили памятник К.К. Рокоссовскому как подарок столице России. 70-летие битвы под Москвой мы будем отмечать совсем скоро. Нашу столицу защищали воины 16-й армии, которая фактически первой погнала врага на Запад…
— В могиле Неизвестного солдата, насколько мне известно, покоятся останки воина 16-й армии, павшего у станции Крюково. Запомнились мне и слова маршала, сказанные на открытии мемориала: «Эта могила Неизвестного солдата у древних стен Московского Кремля станет памятником вечной славы героям, погибшим на поле боя за родную советскую землю, здесь отныне покоится прах одного из тех, кто грудью своей заслонил Москву».
Участники Фонда памяти полководцев Победы готовы оказать необходимую организационную поддержку с тем, чтобы памятник был открыт к 70-летию битвы за Москву и к 115-летнему юбилею К.К.Рокоссовского — 21 декабря. Вот что они написали:«Это талантливое произведение искусства очень точно воспроизводит Константина Константиновича Рокоссовского на Параде Победы 24 июня 1945 г. Будем счастливы возложить цветы, когда памятник установят в Москве».
— Это слова потомков маршала, потомков его соратников по фронтовым дорогам. Они знают, о чём говорят — не раз встречались с ним и в семейном кругу, и на официальных приёмах…
— Это очень высокая и важная оценка созданному монументу, авторам она особенно приятна. Ведь её высказали представители семей заслуженных сынов Отечества...!
Со своей стороны мы с сыном благодарим потомков Константина Константиновича Рокоссовского, генерал-полковника Кузьмы Петровича Трубникова; Героя Советского Союза генерала армии Михаила Сергеевича Малинина; Героя Советского Союза маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова; дважды Героя Советского Союза генерала армии Павла Ивановича Батова; генерал-полковника танковых войск Григория Николаевича Орла; Героя Советского Союза маршала авиации Сергея Игнатьевича Руденко; Героя Советского Союза маршала инженерных войск Алексея Ивановича Прошлякова; генерал-лейтенанта Николая Александровича Антипенко, Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова; Героя Советского Союза генерал-майора Льва Михайловича Доватора и других.
— Владимир Александрович, не могу не сказать то, что чувствую и думаю: созданный К.К. Рокоссовскому — комплимент Москве. Такому великолепному подарку порадовалось бы руководство столиц любой страны, любого города. Оно сразу бы нашло и оформило кусочек земли в подходящем и достойном месте. В нашем случае это место уже практически определено. Но надо успеть до морозов всё доделать…
— Перед тем как приступить к реализации своего замысла, мы знакомились с разными документами, фотографиями, литературой о Рокоссовском, много беседовали с ветеранами. И поняли: мой отец — ветеран Великой Отечественной, который свой орден получил из рук К.К. Рокоссовского, был прав, давая наказ отлить этого замечательного полководца и красивого Человека в бронзе, увековечить его для потомков. Мы выбрали апофеоз его военной карьеры – Командующий Парадом Победы. В Москве, по моему глубокому убеждению, должен присутствовать запоминающийся визуальный знак Победы. Знак Добра и Счастья для всего спасённого от фашизма мира. И его символично олицетворяет тот, кто внёс большой личный вклад в разгром фашизма и командовал Парадом Победы. Для полноты оценки личности К.К. Рокоссовского не могу не процитировать известного западного исследователя Ричарда Воффа.
«Один из лучших военачальников Красной армии времен войны, Рокоссовский сочетал в себе выдающиеся профессиональные способности, удивительную скромность и чувство почитания военных традиций. Во время войны, среди пагубного взаимного стремления к грубой мести, Рокоссовский проявлял гуманность и сострадание к поверженному, когда-то мощному противнику и несчастному германскому населению».
И опять же процитируем самого К.К. Рокоссовского: «Мы в Германии. Вокруг нас жёны и дети, отцы и матери тех солдат, которые ещё вчера шли на нас с оружием в руках. Совсем недавно эти люди в панике бежали, заслышав о приближении советских войск. Теперь никто не бежит. Все убедились в лживости фашистской пропаганды... Фашизм принёс народу позор, несчастье, моральное падение в глазах всего человечества. Но гуманен и благороден советский солдат. Он протянул руку помощи всем, кто был ослеплён и обманут. И это очень скоро поняли немцы. Стоило войскам остановиться на привал, у походных солдатских кухонь сбивались голодные немецкие детишки. А потом подходили и взрослые. Знали, что советские солдаты поделятся всем, что они имеют, поделятся с русской щедростью и с отзывчивостью людей, много испытавших и научившихся понимать и ценить жизнь».
— К.К.Рокоссовский «воевал умением», щадил человеческие жизни, в армии пользовался заслуженным уважением у всех — от рядового до генералиссимуса. Константин Рокоссовский оставил о себе светлую Память, которой всегда могут гордиться не только его потомки, но все советские люди.
Не случайно именно ему было доверено командовать Парадом Победы.
— Спасибо, Владимир Александрович, за беседу, а главное — за памятник.
Беседовал Александр Урбан.
P.S. Потомки Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского направили письма о предстоящем открытии памятника К.К. Рокоссовскому в посольства Великобритании, Дании, Польши, США, Франции, Монголии в Москве. Эти государства в своё время отметили полководца своими высокими наградами (приложены и ксерокопии соответствующих документов). Письма ушли также в посольства Королевства Бельгии, Казахстана Республики Беларусь и Украины.
На счету К.К. Рокоссовского — освобождение Советской Белоруссии, Польши. В частности, войска под его командованием освободили из фашистской неволи тысячи узников концлагерей, включая 33 бельгийских генерала.
В декабре 2011 года исполняется 70 лет битвы за Москву и 115 лет К.К. Рокоссовскому. Российские скульпторы Владимир и Данила Суровцевы на свои средства отлили ему в бронзе памятник, чтобы подарить его городу Москве. Передать монумент они намерены при содействии потомков известных советских военачальников, объединившихся в Фонде памяти полководцев Победы.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: