slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Штирлиц жив и горячо востребован

Сорок лет назад в августе мы впервые увидели «Семнадцать мгновений весны» и повально влюбились в Штирлица и его окружение.
С годами чувства не остыли, фильм Татьяны Лиозновой по-прежнему увлекателен и волнует, с какой серии в него ни включись. Почему — корреспондент «Слова» пытался выяснить у коллеги «полковника Исаева» генерал-лейтенанта в отставке Юрия БАБАЯНЦА. Он возглавляет Некоммерческое партнёрство «Союз ветеранов военной разведки». За плечами работа на Байконуре в качестве инженера-испытателя и 30 лет активной службы в ГРУ с командировками в Европу и на Ближний Восток.
— Юрий Аршамович, сколько раз вы смотрели фильм?
— Полностью, от начала до конца, только однажды, а отрывочно многократно, и всегда с неослабевающим интересом. Фильм сделан прекрасно: захватывающий сюжет, блестящая игра актёров, яркий, цементирующий всё вокруг себя главный герой. Притом что совершенно очевидно: Штирлиц — образ собирательный. Разведчик, проникший в высшие эшелоны власти и близкий к тайнам большой политики периода окончания войны, когда решался вопрос не о передислокации отдельных дивизий, а о переделе мира — редкая птица, штучный товар высшей пробы.

— Такие люди у нас были?
— Разумеется, Максим Максимович Исаев родился не на пустом месте. Юлиан Семёнов — я, кстати, познакомился с ним в Париже в 1973 году — перелопатил массу документов, прежде чем сесть за книгу. Начальник ГРУ Пётр Иванович Ивашутин допускал его к нашим архивам. Кто из разведчиков имел доступ к верховному командованию? Среди легендарных личностей Шандор Радо (Дора) вращался в кругу лиц, вхожих в высокие кабинеты. Ильза Штёбе (псевдоним Альта), которая возглавляла берлинскую резидентуру и на следующий день после утверждения плана «Барбаросса» доложила о нём в Москву. Узнала она об этом от своего агента барона фон Шелия, занимавшего в МИДе Германии высокий пост и не любившего русских, но обожавшего деньги... А уточнения потом получала от знакомых офицеров из немецкого генштаба. Разведка сверху донизу присутствовала во всех сферах, реально помогая Красной армии. Что планируют немцы, в каком месте хотят нанести удар — в центр летели депеши от Эдуарда из Лондона, Мориса из США, Доры из Швейцарии. Факт сепаратных переговоров на исходе войны стал известен Кремлю именно благодаря разведке.
— Роль разведчика невидима, но велика?
— Доказательство тому — крупное дело Гийома 1974 года, который работал на спецслужбы ГДР, поднявшись по карьерной лестнице до должности помощника канцлера ФРГ Вилли Брандта. Можете себе представить, насколько досконально в курсе было гэдээровское руководство о том, что происходит за стеной у соседей. Канцлер вынужден был уйти в отставку. Или в прошлом году отмечалось полвека Карибскому кризису. Но не все знают, что в его урегулировании значительную роль сыграл полковник ГРУ Георгий Большаков, который дружил с Робертом Кеннеди. Через него осуществлялась связь Хрущёва с американским президентом, и на стадии обострения конфликта этот контакт весьма пригодился.
Ту же атомную бомбу создавали учёные, но информация, добытая разведкой, — и Курчатов писал об этом Сталину, — позволила заметно ускорить этот процесс и сократить на него расходы. После Курской битвы Гитлер вынашивал идею применения химического оружия. Первой обратила внимание на активизацию германских химических заводов швейцарская резидентура. Сталин, получив донесения агентов, обратился к Рузвельту, и вместе они предупредили Гитлера: только посмей, ответ будет адекватным. И тот поджал хвост. Вот вам цена своевременной информации.
— Говорят, сам Юрий Андропов редактировал сценарий и назначил главным консультантом фильма Семёна Цвигуна (в титрах С.К. Мишин), своего первого зама. Такой выбор гарантировал отсутствие «ляпов» или Семён Кузьмич следил за тем, чтобы ненароком не просочились ваши внутренние тайны?
— Консультант не столько вылавливает ошибки, сколько стремится придать естественный «профессионализм» персонажам. Посмотрите, как хороши эпизоды вербовки пастора Шлага и профессора Плейшнера: диалог, явки, пароли — комар носа не подточит. Разведчик находится во вражеской среде, его цель — врасти в неё, стать своим и ещё найти помощников. Правда и то, что многие сотрудничали с нами ради социалистических идеалов. Я сам сталкивался с людьми, поддерживавшими нас из благодарности советским солдатам, освободившим концлагерь, в котором их мучили фашисты. Теперь это, увы, утеряно.
Без надёжных информаторов и связи самый гениальный разведчик – нуль. Источники информации самые разные, где и как он её добывает, зачастую можно лишь догадываться. Подробности этой кухни обычно остаются в тени. Но в данном случае всё проделано очень грамотно и нескучно. Штирлиц справился со своей задачей на зависть всем.
— Неужели никаких проколов и ничто вас не покоробило?
— Меня не покоробило даже то, что Штирлиц стреляет в провокатора. В экстремальной ситуации всё возможно, к тому же шли последние месяцы войны. Крайне рискованным в его положении был, на мой взгляд, вывоз радистки, и, наверное, только в кино можно так непредсказуемо выйти на Бормана, так виртуозно выстроить головокружительную интригу между Мюллером и Шелленбергом и, балансируя на грани провала, каждый раз выбираться сухим из воды. Но это и восхищает зрителя. Жизнь более прозаична, хотя тоже преподносит сюрпризы, заставляющие идти на риск.
— Не слишком ли симпатичными получились нацисты? Мюллер, Шелленберг, Борман такие умные, обаятельные...
— А разве лучше изображать врагов дурнями — перекосов в эту сторону на экране было предостаточно. Силу и интеллектуальный потенциал противника отрицать нельзя. Книги о разведке Шелленберга, Канариса изданы по-русски, и это очень хорошее поучительное чтение. Одна из азбучных истин гласит: во время войны врага не только бей, но и учись у него, чтобы уничтожать потом его же оружием. Вермахт показан реально, без характерных для советских кинолент зверств, но иронично, с юмором. Садизм очень дозирован, больше бросается в глаза царящий здесь порядок, дисциплина, вежливость, все начищены, подтянуты, чего у немцев не отнимешь, такова их культура.
 — В фильме радистка Кэт — красавица. В разведку берут исключительно таких?
— У женщин-разведчиц внешность, как правило, незаурядная, причём обычно они работают в паре. Моя учительница с мужем 12 лет была за границей на нелегальном положении. Хотя в 30-е годы засылали и одиночек, самые известные из них Наталия Звонарёва и Мария Полякова, которая сотрудничала как раз с Шандором Радо. Их работа высоко ценилась, и, вернувшись домой, они руководили отделами в центральном аппарате.
— Почему всё-таки у «Семнадцати мгновений» такая неувядающая слава? Столько снято фильмов о разведчиках: «Майор Вихрь», «Подвиг разведчика», «Мёртвый сезон», «ТАСС уполномочен заявить», но Штирлиц «живее всех живых»?
— Секрет успеха в великолепной литературной основе, и сыграно всё не просто талантливо — с любовью. Юлиан Семёнов был непревзойдённым мастером острой сюжетной линии, а Татьяна Лиознова замечательно её срежиссировала и подобрала артистов так, что один другого лучше. Несомненную весомость фильму придаёт документальная хроника, живые кадры очень гармонично вписались в картину.
— Вы лично встречались с тем, кто напоминал Штирлица или других киногероев?
— Мой любимый фильм «Подвиг разведчика» с Кадочниковым. Это тоже фантазия авторов, но там показан типаж, встречающийся в жизни чаще. Возьмите того же Николая Ивановича Кузнецова! Вообще немало разведчиков засылалось в Бельгию, Голландию, Францию через Латинскую Америку.
«Майор Вихрь» перекликается с судьбами фронтового разведчика Евгения Семёновича Березняка, который сейчас живёт и здравствует на Украине, и Героя России Ивана Андреевича Колоса, офицера, который был заброшен в тыл противника на территорию Польши для связи с руководителями варшавского восстания. В сентябре будем отмечать 90-летие Героя Советского Союза Ивана Ивановича Лезжова. Он совершил более 350 боевых вылетов, первый боевой вылет 27 декабря 1942 года на Сталинградском фронте, а всего у него их свыше 350-ти. Командовал разведывательной эскадрильей и авиационным полком, прошёл всю войну, работал военным атташе за рубежом. У таких людей стальной стержень внутри.
— Обострившиеся «шпионские войны» представляют вашу профессию сегодня не в лучшем свете...
— Если вы о Сноудене, то это иная тема, касающаяся человека, пусть и имеющего отношение к спецслужбам, но взбунтовавшегося против лжи. Суть в том, что ему надоело лицемерие, окутывающее американскую политику, и он выступил с разоблачением этого ханжества. В целом же профессия разведчика была и остаётся тихой, не любящей шумихи и огласки. Когда страна, как говорил Маяковский, идёт «сквозь револьверный лай», в разведке остались самые лучшие — люди долга и патриоты Родины. Они на передовой. Охватывая все сферы и улавливая малейшие нюансы того, что происходит в мировой политике, экономике, науке, разведчики упреждают опасность. Ни одно важное стратегическое решение не принимается без учёта их данных.
— Око Штирлица не дремлет?
— Не сомневайтесь, сотни молодых парней в данную минуту в разных точках планеты честно трудятся в режиме «нон-стоп» — положение обязывает. Они помнят слова Ильзы Штёбе из июньского донесения
41-го: «Будьте бдительны, держите глаза открытыми, не давайте себя обманывать!» Гитлер тогда всячески скрывал свои намерения. Сталин был приглашён в Германию. И вы знаете, что случилось дальше… Так что надо держать ухо востро. В разведку не приходят, в разведку отбирают. Но наверняка из тех, кто сегодня туда попал, немало ребят равняются на «полковника Исаева» — Штирлица. Уж очень он привлекателен был и остаётся таким по сей день.
 
Беседовала
Татьяна ПЕТРОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: