Комментариев пока нет
Время искушает…
210 лет Бородинскому сражению
Кутузов перед битвой при Бородино (литография Н.С. Самокиша. Артиллерийский музей, СПб).
Время, гораздое на перетряхивание истории, позволяет (или искушает?) расставлять такие акценты, какие ранее, когда история изучалась, а не выхватывались из неё куски — ради спекулятивных — построений были немыслимы…
Так, утверждение — Наполеон не проиграл, он просто пришёл в Россию и ушёл из неё — отдаёт вариантом пересмотра результатов Второй мировой: и — нужности оных результатов.
Помилуйте, где же банальная логика?
Он пришёл завоёвывать Россию – с чего бы вдруг он просто ушёл из неё, ежели завоевание проходило по плану?
Бородинская битва, кульминационный момент истории войны двенадцатого года, также, мол, подлежит новому рассмотрению.
Вы читали Толстого?
Так он кругом не прав: ничего героического в битве этой не было, была мясорубка с сомнительным исходом…
Но — Толстому чужд был шапкозакидательский патриотизм: он — художник, отличавшийся дотошностью в исследованиях материала, едва ли бы стал расписывать так тщательно и обстоятельно событие, сомнительное историческим своим звучанием и значением.
Бородино было самым кровавым сражением девятнадцатого века: в этом сходятся все: каждый час на боевом поле погибало или получало увечье около 6000 человек.
Сам Наполеон назвал битву под Бородином самым своим великим сражением, хотя результаты были для него более, чем скромными.
Бородино – о силе русского оружия, это золотой лист воинской славы России, хотя и залитый кровью…
Были разве варианты?
…значительная часть документов армии французов была утеряна при отступлении: поэтому точные оценки потерь затруднительны.
…рейд казаков Платова и Уварова в тыл противника; высокий курган, в центре русской позиции, господствующий над остальной местностью…
Сходящиеся пластами тел армии…
Багратионовские флеши — и великий полководец, погибающий в результате ранений…
Военная романтика столкнута с кровью: но и с — мужеством сине-стального высверка, и с результатом, означающим перелом в великой войне…
И звучат, звучат, не теряя метафизического золотого блеска строки Лермонтова: знакомые некогда каждому со школы строки про «день Бородина»: они звучат – словно сама правда, оперенная высочайшей художественностью; они летят над современностью, напоминая о былом…
Пока современность — в лице определённых деятелей — стремится переписать былое: праздно и глумливо: ибо свершённое остаётся в лучших ячейках памяти, в том числе сохранённой и через художественную литературу.
Александр БАЛТИН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий