slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Первый российский солдат Сергей Бухвостов

Из исторических хроник

Среди подписей под серией изображений соратников Петра I, заказанной им специально для нового Преображенского дворца, которые, по словам историка В.О. Ключевского, «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати», особенно привлекает одна: «I САЛДАТЪ БЙХВОСТОВЪ».

Биографических сведений о первом российском солдате немного. Из Писцовой книги 1582–1583 года, известно, что происходил Сергей Леонтьевич Бухвостов из старинного рода, который имел земли в Пусторжевском, Можайском и Рязанских уездах. Чуть подробнее о нём говорится в книге унтер-библиотекаря Императорской Академии Наук Осипа Петровича Беляева «Кабинет Петра Великого», вышедшей в 1800 году в Санкт-Петербурге. В числе достопримечательностей, хранившихся в Кунсткамере, автор называет «портрет Бухвостова, первого солдата Российского, обмундированного по-европейски», а ниже поясняет: «Сергей Леонтьев, сын Бухвостов, родился в 1659 году, вступил в службу в 1674 году, определён на место отца в Конюшенный приказ и в этом чине служил до 1683 года. В том же году по именному указу Его Императорского Величества определён был в Преображенский полк в число потешных». Эти сведения, по словам Беляева, были почерпнуты им от предместника (предшественника по должности), по фамилии Бухвостов, который служил при Академии и был родственником Сергея Леонтьевича.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1890–1907 годах, дополнительно сообщается, что «в ноябре 1683 года Бухвостов первым записался в потешные к 11-летнему царю Петру, который впоследствии и прозвал его первым российским солдатом».

В общем-то, это и всё.

С Петром I Бухвостова судьба действительно свела в Преображенском. 25 июня 1682 года Пётр и его брат Иван были венчаны на царство, но «старшим» царём был объявлен Иван, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Дальнейшие события хорошо известны: при номинальном царствовании братьев, в течение семи лет Московским государством правила их старшая сестра Софья Алексеевна. Во время стрелецкого бунта многие родственники матери Петра, царицы Натальи Кирилловны были убиты, она сочла небезопасным оставаться в Кремле, и вместе с сыном переселилась в загородное село Преображенское. Здесь под охраной верных царице людей и прошло детство малолетнего царя.

Свободу мальчика никто не стеснял, и Пётр, у которого ещё в раннем детстве проявилась тяга к военному делу, много времени проводил в «играх в битвы» со сверстниками. Собираясь в потешные дружины, они учились стрелять из деревянных пушек, устраивали маневры и небольшие походы. «С каждым годом юный царь всё больше интересовался воинскими науками, изучил все требования, начиная от барабанщичьего чина, и с потешными своими учился в Преображенских рощах, и в том же селе на реке Яузе повелел сделать потешную фортецию, назвав её Пресбургом», — вспоминал позже дипломат Андрей Артемонович Матвеев, знавший Петра I с детства.

К одиннадцати годам не по летам развитого и смышленого мальчика забавы с «потешными ребятками» и деревянными пушками удовлетворять стали мало. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 настоящих пушек, обращаться с которыми «потешных» учил огнестрельный мастер Фёдор Зоммер. А так как управляться с громоздкими орудиями подросткам было тяжело, Пётр, пока ещё тайно, позвал охочих к военному делу взрослых записываться в «потешные пушкари». Первым, кто вызвался поступить на новую службу, был двадцатичетырёхлетний царский конюший Сергей Бухвостов. Замечательно, и то, что известна дата, когда это произошло — 30 ноября 1683года.

В тот же год челобитные о службе в потешных войсках подали истопник Лука Хабаров, стольник Никита Селиванов, конюший Яким Воронин, а также придворные Данила Новицкий, Григорий Лукин и Степан Буженинов. (Имена их известны благодаря архивным изысканиям историков XIX века). Поступившим в потешные полагались зелёные мундиры иноземного покроя и денежное жалованье, а звание «потешный» стало отдельным чином, который употреблялся при дворе наравне с другими званиями.

Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве полка, известно только, что в него входило вначале не более 50 человек, но число их быстро увеличивалось, и уже через год часть потешных войск была переведена в село Семёновское. «Штаб» управления обоими полками остался в Преображенском, где для него была поставлена отдельная изба. Из этих войск юного царя Петра с 1687 года и будут сформированы прославленные первенцы русской гвардии — Преображенский и Семёновский полки, традиционно сохранявшие «название потешных». Гвардейскими они, правда, станут позже — слово «гвардия» вошло в употребление лишь с 1700 года.

Среди первых, согласно документам, сохранившимся в Государственном архиве, в 1687 году в Преображенский полк были записаны сыновья стольников Иван Бутурлин, ставший впоследствии генералом и Фёдор Апраксин, в будущем первый президент Государственной Адмиралтейств-коллегии. В первый призыв, но в Семёновский полк, был принят Михаил Голицын будущий фельдмаршал, который «за малолетством», как говорит дворцовая запись, поступил в «барабанную науку». Можно привести немало других имён первых преображенцев и семёновцев, которые станут верными соратниками царя, как в баталиях XVIII столетия, так и в строительстве Российской империи.

В состав этих двух полков войдут и потешные пушкари. Бухвостов, в частности, будет определён в Преображенский полк, который весной 1695 года, перед первым походом в Азов, был преобразован из потешного в действующий. Тогда же Пётр I учредил при нём специальную роту бомбардиров, в которой сам служил капитаном. Вместе с царём в её состав был включен и Бухвостов, получивший звание капрала бомбардирской роты.

Как «потешный», Бухвостов ходил с Петром ещё в троицкие, переяславские, семёновские, кожуховские походы. Рядом с ним он был и тогда, когда преображенцы приняли первое боевое крещение в азовском походе. Сергей Леонтьевич участвовал практически во всех военных кампаниях Петра I и крупных сражениях Северной войны, во время которой состоял при нём в должности лейбшица — стрелка личной охраны. Бухвостов всегда воевал храбро, но особо отличился при взятии Нотебурга и Нарвы, а также в боях со шведами под Полтавой, за что был награждён медалью и пожалован чином капитана артиллерии. В 1706 году Бухвостов был произведен в подпоручики, и дальнейшую службу продолжал уже в офицерских чинах. При взятии крепости Штеттин 21 сентября 1713 года его тяжело ранили, но выйти в отставку он отказался и до самой смерти служил в звании майора в Петербургском гарнизоне.

Жизнь старого солдата, отдавшего армии тридцать лет, закончилась 30 ноября 1728 года.

После смерти Бухвостова Пётр I, всегда выказывавший к нему особое расположение, пожелав навечно сохранить память о первом российском солдате, и велел Бартоломео Растрелли отлить из бронзы бюст Сергея Леонтьевича. Некоторое время он находился в Кунсткамере, но, к сожалению, не сохранился – возможно, расплавился во время пожара 1747 года. Правда русский художник и гравер XVIII века Михаил Махаев, который лично знал и почитал первого солдата, успел нарисовать с бюста и отгравировать портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова. Именно эта гравюра два с половиной века спустя, в 2000-х годах, послужит образцом для скульптора Вячеслава Клыкова, когда он будет работать над памятником Сергею Леонтьевичу Бухвостову. В 2005 году этот монумент установили на Преображенской площади в Москве. Здесь же в районе «Преображенское», где с потешных войск начиналась славная история армии России, именем «первого российского солдата» названы 1-я, 2-я и 3-я Бухвостовы улицы.

Александр ПОПОВ.

На илл.: Портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова. Не ранее августа 1711. Неизвестный художник

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: