slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Писатель во времени и пространстве

Что общего между такими разными писателями, как Николай Лесков, Михаил Пришвин и Фёдор Абрамов? На первый взгляд, возможно, их Малая Родина. У Лескова и у Пришвина – Орловщина.

В своей книге о Тютчеве («Пророк в своем Отечестве») замечательный литературовед, литературный критик и публицист Вадим Кожинов очень точно обозначил, что «на сравнительно небольшом пространстве русской земли, занимавшем всего три процента её европейской территории, родились по меньшей мере двенадцать классиков русской литературы: Тютчев, Кольцов, А.К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин. К апостольскому числу можно добавить еще тринадцатого — Леонида Андреева.

А из писателей советского времени — Андрея Платонова, Евгения Замятина, Константина Воробьева, Евгения Носова».

Однако у Фёдора Абрамова Малая Родина — русский Север. Тогда, может быть, поищем что-то общее в контексте времени, на который пришлись их жизнь и творчество? Именно контексту созвучной этим писателям эпохи придают огромное значение авторы книг о Лескове, Пришвине и Абрамове. Понять алхимию творчества своих героев через анатомию публичного пространства, в котором они жили, стремились и Майя Кучерская в книге «Лесков: Прозёванный гений», и Алексей Варламов, справедливо утверждавший, что «писать о Пришвине — это писать об эпохе, в которой он жил, и о людях, с которыми он спорил, у кого учился, кого любил и кого недолюбливал».

В известной мере контекст близкого нам времени «оттепели и застоя» пытался анализировать автор книги «Фёдор Абрамов: Раненое сердце» Олег Трушин. Пусть у него это получилось не столь ярко и убедительно, как у выше названных литераторов.

Конфуций сказал: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!». Но именно на эпоху перемен пришлась жизнь всех трёх героев из новой писательской линейки «ЖЗЛ». Жизнь Николая Лескова пришлась на годы правления трёх царей — Николая I, Александра II и Александра III. До коронации последнего Романова писатель не дожил меньше года.

Перемен в годы правления Александра II было предостаточного. К сожалению, закончилось всё трагически. Смертью царя-реформатора от рук бомбистов. После чего реформы свернули. Однако, это вовсе не значит, что правление Александра III было сплошным временем реакции. Общественная мысль, критика, журнальная полемика, литературный процесс протекали не менее бурно, чем в Серебряный век русской литературы.

Что же до жизни Михаила Пришвина, то здесь мы через Дневник писателя, (который по праву можно считать главным, но до конца не прочитанным произведением писателя, практически забытого в наше беспамятное время «литературы золотого тельца»), проходим пути-дороги трагических русских перемен от Серебряного века до пятидесятых годов прошлого столетия. Революция, Гражданская война, коллективизация положившая начало концу русской деревни, Великая Отечественная война с её до сих пор недооценённом подвигом крестьянства, положишего на алтарь Победы самоё жизнь.

И здесь можно смело перебрасывать мостик от пришвинских дневников к знаменитой тетралогии Фёдора Абрамова «Братья и сёстры» («Пряслины»). Здесь очень разных по манере писателей – отчасти модерниста Пришвина и реалиста Абрамова объединяет «плач» (был такой жанр в литературе Древней Руси) по русской деревне, которая была едва ли не главной скрепой Отечества, поскольку искать сегодня какие-то иные скрепы бессмыленно и цинично.

Однако, вернёмся к вопросу, поставленному в начале этого обзора. Что же общего между такими разными писателями, как Николай Лесков, Михаил Пришвин и Фёдор Абрамов?

Они не были особо обласканы, и в то же время не были обделены вниманием со стороны власти. При том, что не боялись идти против течения. Даже в самые жёсткие времена, под обстрелом критики всех направлений, они оставались писателями русской идеи.

Но, и это главное, все трое писателей превыше всего в своём творчестве ценили СЛОВО. Были его непревзойденными мастерами. Такими остаются по сей день.

Виктор ПРИТУЛА, литературный обозреватель газеты «Слово».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: