slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Предел

Вот и подошла последняя усталость. Еще недавно думал: вот соберусь и скажу в Совете Федерации как член Совета по государственной культурной политике или в Общественной палате, в своей Комиссии по охране культурного наследия, что у нас уже только и осталось наследия-то, что сама Россия, которая сыпется на наших глазах, несмотря на все усилия демократических реставраторов, и что вот-вот терапия окажется бессильной и надобно будет хирургическое вмешательство. Что воздух опасно электризован и надписи на ограждении железных дорог, пока едешь на заседание, прямо тебе и адресованы. Чтобы предупредил, что когда пишут «комсомол, на баррикады!» или «сломай sisтему!», то это слова только до времени – однажды они делаются простой инструкцией, что мы видели на Манежной.

  А вот теперь чувствую, что уже и не надо говорить. Об этом разве только немые и не говорят на каждом углу. Как кто-то шутил в первые перестроечные годы: у нас с гласностью всё хорошо, у нас со слышимостью плохо. Ведь вот уже и конкурсы национальной идеи объявляли, и «открытых писем» написали — никакому ляпкину-тяпкину не перечитать, и журналы переполнены умными предупреждающими статьями, а всё будто в вату. Подлинно «они» и «мы». Мы всё: государство, идея, путь, духовное единство, а они – ВТО, «гражданское общество», Сколково, инновации. Параллельные миры.
  Нарочно посмотрите за последние лет пять, а то и десять, речи наших руководителей всех уровней — от Кремля до местного губернатора — когда они последний раз цитировали пусть не Хомякова и Ильина или Данилевского и Трубецкого, так хоть Толстого и Достоевского. Не трудитесь, не найдёте. Потому что такое цитирование требует ответственности и духовной укоренённости в родном. Открой, например, К.Леонтьева, и он с порога скажет о необходимости для государства формы и тут же скажет и что разумеет под этой формой: «Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться». Вон какое слово – «деспотизм». А что на это скажут коллеги по «саммитам» и «гражданскому обществу»?
   Да и начнёшь на свою-то на земле, а не в лаборатории рождённую мысль оборачиваться, как раз и увидишь, что материя давно «разбежалась» и на дворе давно уж законодательствует всеобщий системный кризис, который преодолевается только «деспотизмом идеи», единой волей и единым народным сознанием. А оно как раз и требует единой национальной идеи, о которой уже говорит и Церковь устами протоиерея Евгения Соколова на IV съезде православных миссионеров: «Государство, не выполняющее волю Божью, уклоняющееся от данной ему Богом национальной идеи, и обречено на разрушение». Господне царство «не от мира сего», да дети-то его живут в мире сем и Церкви не всё равно, каков он, этот «мир сей»: «Что хочет сегодня построить наше государство? Какое будущее? На данный вопрос ни у одной из ветвей нашей власти нет ответа. И на это должно быть направлено наше обличение людей, обязанных по долгу службы указать нам пути решения проблем. А не унижать нас такими непонятными лозунгами, как «Россия, вперёд!». Неплохо бы предварительно показать, где этот «перёд» и какие духовные цели и задачи стоят в этом «вперёде» перед нашей страной. Иначе мы обречены на тяжёлую бесперспективную борьбу с системой соблазнов, за которой строит государство».
  Каменные слова – «система соблазнов, за которой стоит государство». Но оно предпочитает не услышать этого укора, занятое «делом», непрерывными «слушаниями», слайдированными докладами, игрой в европейские диаграммы и высокую социальную науку. А в хозяйствовании и государственной деятельности точечными вливаниями в одну или другую область или торжественную дату, не замечая, что занято чем-то вроде «ямочного ремонта» дорог по весне. Тут дырку заделал, там вроде проехать можно, а уж назавтра опять всё разбито. И так оно и будет. Про национальную идею давно ни гу-гу. Боязно, как приговор себе подписать.
  Вон Никита Михалков изложил свое представление об идее и государстве, а ему в ответ «гражданское общество» в Интернете «Многа букафф. Не асилил». Или разоблачения, что не сам написал, а кремлёвские эксперты, поощряемые Сурковым. Да коли бы и так, коли и правда президентская администрация решила провести разведку возможного переустройства, отчего ей от своего-то имени этого не сделать? Мы бы, глядишь, поняли. Разве что побаиваются «дядюшки Сэма» (остроумный Пелевин предпочел звать его «Батрак Абрама») из ВТО – что он на это скажет? Вот и хотят «народной волей» заслониться. Не сами, мол, а Никита попутал, народ потребовал, а мы ни при чём. Только лукавство в России плохой советчик. У нас такие тонкости выходят «толстыми» следствиями.
  Вот и приходит пора последней усталости. И пишешь уже не за тем, чтобы услышали, а чтобы окликнуть в ночи другого усталого человека, чтобы вы были вместе.

 Валентин КУРБАТОВ.
Псков.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: