slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Не пришло ли время закона о поддержке творческих объединений?

  Недавно Комитет по культуре Государственной Думы РФ подготовил к широкому обсуждению и разослал творческим организациям рабочий проект закона «О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей». Ранее Госдума второго созыва 1996—1999 гг. уже пыталась законом «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» поддержать означенные союзы, забытые нашим постперестроечным государством. Однако столь необходимый продукт законотворчества, пройдя три чтения в декабре 1999 года и получив одобрение Совета Федерации, был отклонён президентом Ельциным.

  Новый законопроект мы обсуждаем с теми, кто имеет к нему самое непосредственное отношение: с председателем Комитета ГД РФ по культуре Григорием Петровичем ИВЛИЕВЫМ, председателем союза писателей России Валерием Николаевичем ГАНИЧЕВЫМ и председателем Союза художников России Андреем Николаевичем КОВАЛЬЧУКОМ.
 
  — Григорий Петрович, как раз тогда, когда российское общество заговорило о модернизации, у вас, в Комитете по культуре, фактически готовится почва для её воплощения…
  Г.И.: — Основой развития и совершенствования любого государства является творческий человек и его положение в обществе. Поиск и развитие талантов для инновационного развития страны – наша первейшая задача. И если о модернизации страны наш президент говорит не так давно, то по поводу государственной поддержки талантов он не раз высказывался в своих выступлениях и ежегодных посланиях к Федеральному собранию.
  Общемировая практика подтверждает, что средства, вкладываемые в культуру, искусство, литературу, окупаются самым результативным образом. Никакие другие государственные вложения не являются столь эффективными для создания нового образа и стиля жизни. Известно, например, что увеличение инвестиций в культуру позволяет уменьшить вклад в исправительно-трудовые учреждения. Это аксиома. Но у нас она до сих пор не работает. Непонимание того, что именно создание культурных ценностей – это залог прогресса и модернизации, существенно тормозит развитие нашего общества.
  — Известно, что новое приживается и бывает устойчиво там, где базируется на проверенном временем старом. А на чём основывается новый законопроект, и в чём его новизна?
  Г.И.: — Законопроект создается на базе отклоненного президентом закона 1999 г. и учитывает проект, разработанный союзом кинематографистов в 2004 г. При этом мы убеждены, что настоящий закон не может существовать в отрыве от современной юридической системы. И модернизационная часть нового законопроекта предлагает создание отвечающей запросам времени, дотируемой государством системы страхования творческих людей. Конечно, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации по налогообложению.
  Необходимость обеспечения социального страхования творческих деятелей связана с уплатой ими страховых тарифов, что ведет к определенным издержкам. А давайте попробуем переложить их на государство. Но как это сделать? Вопрос очень тонкий, трудный и болезненный, как для творческих работников, так и для законодателей. Он требует тщательной разработки и конкретики с позиции всех заинтересованных сторон. Поэтому прежде чем внести проект на рассмотрение в Думу, мы представили его на пленуме союза кинематографистов, на съездах союза писателей и союза театральных деятелей, на театральном форуме, в союзе музеев и, конечно же, разослали по всем творческим союзам. В Думе законопроект прошел обсуждение почти во всех фракциях. Но для нас важно, чтобы намеченные механизмы поддержки творческих деятелей были проработаны и приняты творческим содружеством. Мы готовы рассмотреть все конкретные предложения, направленные на совершенствование законопроекта.
  — В своём законопроекте вы обрисовываете систему взаимодействия государства, в лице Министерства культуры, с творческими союзами и деятелями. Какова же основная идея того, что вы создаете?
  Г.И.: — Результатом нашей деятельности должен стать эффективный механизм взаимодействия государства и как можно большего количества общественных институтов с целью создания высокого творческого потенциала и атмосферы повсеместного творческого содружества.
  Нам всем хочется, чтобы мы и наши дети жили счастливо, чтобы каждый из них мог, говоря юридическим языком, реализовать своё конституционное право на свободу творчества и участие в культурной жизни. То есть максимально реализовать дарованный Богом талант. Мы хотим, чтобы в общество вернулся приоритет творческого труда и творческого человека, чтобы произведения культуры были общедоступны. Чтобы у творческих людей не было проблем с помещениями для общения и работы, чтобы для них существовали реальные социальные гарантии, и не было страха перед завтрашним днём.
  Поэтому мы декларируем создание для творческих союзов специализированного фонда зданий, помещений и земельных участков при муниципалитетах. Рассматриваем вопросы предоставления помещений-мастерских признанным творческим работникам, а также вопросы свободного доступа к информации и культурным ценностям.
  В части социальной поддержки у нас предусмотрены меры содействия занятости творческих деятелей посредством органов местного самоуправления и творческих союзов. Их участие в культурной жизни – во всевозможных проектах и мероприятиях, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также в системе художественного образования. Рассматриваем мы и вопросы пенсионного обеспечения.
  Отдельным разделом в нашем законопроекте стоят вопросы создания, ликвидации и реорганизации творческих объединений и творческих союзов.
  — Сама постановка таких вопросов – знамение оздоровления нашего общества. Ваш законопроект регулирует всякую творческую деятельность или определенный творческий труд?
  Г.И.: — Сфера влияния законопроекта «О государственной поддержке творческой деятельности и объединении творческих деятелей» — литература и искусство. Нам, дай Бог, в этой области найти механизмы правового регулирования.
  А создание творческой атмосферы во всём обществе благотворно скажется и на науке, и на образовании. В настоящее время ведётся работа по внесению существенных поправок к закону «О культуре», изменения и дополнения в части налогообложения.
  — Какие основные проблемы вы выносите на открытое обсуждение?
  Г.И.: — Пока всё носит общий характер. Для начала необходимо конкретизировать понятие «творческой деятельности», «творческого деятеля», «творческого объединения» и их статус в обществе. Определить сам предмет трудового регулирования: общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений государства и творческой личности или среди самих творцов и их объединений, а также формы и порядок осуществления государственной поддержки творческой деятельности. В идеале мы должны организовать поддержку творческого труда каждого работника, защиту его индивидуальности, найти правовые механизмы, регулирующие труд не только члена творческого союза, но и так называемых свободных художников, не принимающих объединения.
  Например, выдающийся русский писатель и мыслитель наших дней Валентин Распутин ни с кем не состоит в трудовых отношениях. Какую ему платить пенсию? Имеющие мировую известность художники Ткачевы создают свои полотна. А кто им сегодня платит пособие? Будет ли общество обеспечивать им соцстрахование?
  — Надо сказать, что разговоры о слабости российского общества становятся беспочвенными, как только речь заходит о легендарных союзах писателей, художников, архитекторов, композиторов, учреждённых ещё в коммунистические времена. И эти союзы работают, не имея ни юридических основ, соответствующих их высокому общественному статусу, ни стабильной государственной поддержки, привычной в прошлом. Работают, отбиваясь от рейдеров и всевозможных нападок. Значит, есть у российского общества ядро — образец для некоммерческих общественных образований.
  Андрей Николаевич, ваш союз насчитывает более 10000 членов.
  А.К.: — Более чем в 100 отделениях России. Мы представлены почти во всех областных, краевых центрах. Высшим исполнительным органом СХ является съезд, проходящий раз в 5 лет. На нем избирается председатель, секретариат, состоящий из представителей разных видов искусств — декоративно-прикладного, народного, кино и театрально-декорационного, храмового, монументального, живописи, скульптуры, графики, плаката, искусствоведения и критики. Работают разнообразные комиссии, занимающиеся молодежью, ветеранами, культурой и спортом. Наша организация близка к структуре федеральных округов.
  — Этот монолит сегодня наглядно демонстрирует свою надежность и устойчивость.
  В. Г.: — Творческие союзы – это прежде всего объединения творческих людей, спаянных стремлением к служению народу, Отечеству, высшим целям искусства, нравственности, духовности и созиданию. Основой наших организаций является неистребимая внутренняя тяга человека к творчеству и творческому содружеству, общение друг с другом и желание поверять свое сокровенное независимо ни от каких идеологий и политических климатов.
  Раз вы упомянули про «захваты», то хочу заметить, что творческая среда по своей природе предполагает некое соперничество, творческое подражание. Но не надо говорить, что в среде творческих деятелей постоянно существует атмосфера взаимоуничтожения. Попытка так это представить — это желание некоторых чиновных кругов и властных групп нас ослабить и рассорить.
  А.К.: — Мне хочется добавить, что вступление в наш союз молодых художников не прекращается, хотя материальную помощь это в отличие от советских времен не сулит. Каждый год по результатам конкурсов и выставок мы принимаем несколько сот молодых дарований, которые выдерживают достаточно жесткую, трехступенчатую систему вступления. Членство в нашем союзе предполагает творческую признанность и состоятельность художника.
  — И всё же именитые союзы утратили свою былую мощь, но только потому, что государство оставило их.
  А.К.: — Я бы не был так категоричен. Мы работаем с государством, в лице Министерства культуры, по отдельным проектам и заказам. Получаем определенное количество стипендий для подающих большие надежды молодых художников. И мы рады, что нынешний состав Комитета по культуре ГД взялся за тему, которая волнует всех творческих людей. Однако, касательно обсуждаемого законопроекта, мы ратуем за то, чтобы право на социальные гарантии и мастерские распространялось на творческих деятелей, которые признаются не только государством через звания и награды, но и нашими союзами. Потому что, ещё раз подчёркиваю, член союза художников есть признанный творческий деятель, хотя звания и награды у нас имеют только 10% членов. В данном случае я говорю только про свой союз.
  Г.И.: – Государственная поддержка выдающихся творческих деятелей сегодня ведётся, но, возможно, не в том объеме, как хотелось бы. Осуществляется она и как средство выражения положительной оценки, и в качестве поощрения, побуждения к еще большему совершенствованию мастерства. Народным артистам СССР и народным артистам России, лауреатам государственных премий государство выплачивает в настоящее время значительные пособия. Например, в середине прошлого года учреждены пять писательских премий. В этом году государство увеличило сумму бюджета, направляемую на поддержку творческих союзов, до 270 млн рублей. Конечно, этого мало. Но пока даже эту сумму мы должны расписать: на что и как она тратится, показать её эффективность, чтобы государственная поддержка росла.
   — Но, может быть, в государстве в связи с кризисом нет средств?
  В.Г.: —В нашем государстве есть две области, на которые никогда нет денег: сельское хозяйство и литература с искусством. На другие нужды худо-бедно, но находятся и средства, и возможности. Однако есть опыт наших областей, республик, которые вместе с Союзом писателей России учредили целый сонм премий, поддерживающих писателей. Началось всё с Орла, где в 1994 году были основаны премии Бунина, Фета, Карамзина. И пошло: премия Алексея Толстого на Самарщине, «Прохоровское поле» в Белгороде, Тютчева в Брянске...
  Есть и пример автономных республик. В прошлом году праздновали 103-летие Мусы Джалиля, на котором первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов сказал: «Башкирская культура живёт, как при социализме». Там деятелям культуры уже давно выплачиваются премии, стипендии, ведётся издательская деятельность. Так почему же у нас никто не хочет этим заниматься?
  Сегодня творческие люди чувствуют себя изгоями в своем родном государстве. Этого не должно быть. Писатели, художники, музыканты – существенная часть общества, концентрирующая в себе национальную идею, призванная оберегать, развивать, совершенствовать общество и Отечество».

Беседовала
Наталья ВАЙМУГИНА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: