slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Художник с Урала

Феномен России, выживающей и существующей, по выражению одного английского автора, «несмотря ни на что», с давних пор вызывал неприязнь и раздражение Европы. Впрочем, грандиозные исторические феномены — Россия как раз из числа таковых — питаются и взращиваются великими идеями, а вовсе не соотношением «производительных сил» и «производственных отношений».
«Религия, и именно Христианство, — писал в XIX веке обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, — есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной Культуры».

Потому Россия и подвергается нападкам со стороны идеологов Европы, что остается единственным государством в мире, поставившем целью своего существования хранение Православия, служение Истине Христовой.
В 1441 году великий князь Василий II Васильевич отверг Флорентийскую унию о подчинении всех поместных церквей Риму, подписанную Константинопольским и прочими восточными патриархами, и остался главой последнего православного государства на земле — Московского княжества.
С этого момента русская идея окончательно обрела форму спасения не только своего народа, но и спасения всего мiра.
Надо ли говорить, как важно осознавать это думающим людям, русской интеллигенции в особенности. Понимать, что смысл мировой истории последних веков заключается в непрекращающейся войне мира сего с Россией и цель войны – уничтожение данной страны и её народа и предотвращение любых попыток и тенденций к её реставрации. Главным оружием противников России в этой войне служила и служит духовно-нравственная диверсия, или, иными словами, идеологическая, информационная война...
Что русского в нас? Идеи европеизма, к сожалению, разъедают и по сию пору сознание нашего общества. Доверчивость русского человека привела к тому, что мы потеряли русского крестьянина с его знанием земли, русскую деревню с её крестьянской, а по большому счету, христианской культурой, легшей в основу русской классической музыки и литературы. Мы позабыли русскую одежду и сам образ русской жизни...
К счастью, были и есть на Руси талантливые художники, осознающие, что только консерватизм русской Православной Церкви, сохранение христианских начал в художественной литературе, в живописи, сохранение традиций русской жизни настолько всесильны, что способны противостоять всем разрушительным силам.
К числу таких подвижников отнесу и молодого, очень талантливого ху-дожника с Урала Василия Худякова. Скажу и не ошибусь — в русскую живопись пришел крупный мастер. Я был на его первой персональной выставке и, признаюсь, испытал ощущение сродни тому, которое получил после посещения выставки работ И.И. Левитана.
Пейзажист по призванию, он интересен мне и тем, что историческая тема в живописи для него небезразлична. Еще пред окончанием Челябинского художественного училища Василий Худяков написал картину «Март 1917 г.», посвященную последнему русскому государю.
— На выбор темы для диплома в училище повлияло мое воцерковление и последующее изучение истории Русской Православной церкви, — говорит он. — Время революции и переворота для меня было очень интересно. Изучал тогда книгу Олега Платонова о масонстве, и мне захотелось изобразить царя-мученика в это страшное для России время.
Защитил Василий Худяков свою дипломную работу тогда на отлично с похвалой комиссии.
Скажу здесь, позже, во время учебы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, темой его преддипломной работы стала также картина на историческую тему «Опричники и бояре». Желание истины руководило им при написании её.
— Выбрал тему «Опричники и бояре» потому, что этот обширный пласт истории представлял большой интерес. Тема сложная, и отношение писателей к Иоанну Васильевичу было неоднозначное. Историки, ссылающиеся на рассказы и записки иноземцев, находившихся на Руси в то время, не могли дать правильного суждения о правлении государя, поскольку те, кто составлял эти записки, были иной веры и зачастую гонимы за то русскими. Мне хотелось показать государя великим самодержцем, борющимся с посягателями на высшую власть, данную Богом и Святой Церковью.
Слушая, невольно радовался его видению изучаемого предмета.
Именно со времени правления царя Иоанна Васильевича государство Российское явило себя миру как мощная держава, как большая неведомая общность, что очень беспокоило Европу...
— Думаешь ли еще обратиться к историческим темам? — спрашиваю я.
И в ответ слышу удивительное:
— Хотел бы в дальнейшем написать серию исторических портретов для утверждения православной веры.
Не с этим ли связаны его последние творческие поездки в Ростов, Каргополь, Суздаль, Санкт-Петербург, Поленово.
— В чём, на твой взгляд, назначение русского художника? — спрашиваю я.
И в ответ:
— В воспевании своей Родины, её красот, обычаев, веры...
Отмечаю тонко подмеченное им: «Реализм, будь то в литературе или в живописи, несет в себе подсознательно любовь, доброту, а главное, глубокий смысл. Он заставляет нас мыслить, чувствовать, переживать».
Заговорили о московской школе живописи, традициях русского реалистического искусства.
— Сохраняются ли они? — задаю интересующий меня последнее время вопрос.
Отвечает не сразу:
— Главное, жива связь художника с церковью. Много храмов восстанавливается, строится. И тут без канонов, традиции не обойтись.
— Кого читаешь в свободное время?
— Не хватает его, — вздыхает он. — Читаю редко. Люблю Пушкина, Достоевского. Всё время уходит на работу и семью.
Вспоминаю, в последнее время Василий Худяков принимал участие в росписи Свято-Вознесенского Банченского монастыря на Украине и Троице-Сергиева храма в селе Соловцовка Пензенской области. В этом небольшом храме покоятся мощи святого Иоанна. Преподобный священноисповедник Иоанн Оленевский — особо почитаемый подвижник Пензенской земли.
Об отношении художника к местам, связанным с именем подвижника, можно судить по светоносным этюдам его. Это чаще закаты — время, когда заканчивались основные работы в храме.
Об этюдах Василия Худякова стоит сказать особо. Один из друзей его, известный ныне художник, учившийся вместе с ним в Академии живописи, как-то сказал мне:
— Когда мы возвращались осенью в академию на учебу и привозили летние работы, учителя смотрели их, но как-то мельком. Но когда приезжал Василий, его этюды тотчас собирались смотреть все педагоги.
Слова эти дорогого стоят.
— Кто же ведущий в настоящее время: художник или зритель? — задаю вопрос. — Кто диктует темы сегодняшних картин?
Подумав немного, он отвечает: «Художник. Всё же художник. На мой взгляд, его, как и прежде, волнуют наиболее яркие, переломные моменты нашей истории. Не поняв их, трудно жить в день сегодняшний. — И, помолчав. — Задача его состоит в том, чтобы показать правду; хотя бы, приблизиться к ней».
Да, сколько талантливых художников, поступившись правдой или впав в заблуждение, вводили затем в заблуждение своих многочисленных поклонников. Спросите у каждого, кто такая княжна Тараканова, и вам тут же назовут одноименную картину Флавицкого, хранящуюся в Третьяковской галерее. Но разве ведомо было молодому художнику, что к нему в руки попала написанная историком Кастерой и оплаченная иезуитами книга о Лжетаракановой? Восприняв всё за истину, пораженный происшедшим, Флавицкий написал удивительную, потрясающей силы картину, на самом деле не имеющую отношения к действительности. Недаром, когда работа Флавицкого выставлялись на Парижской выставке, под ней, внизу, вешали пояснение, сделанное по указанию государя, что картина не имеет своим сюжетом никакого отношения к настоящей княжне Таракановой.
А картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»». Только в наши дни, благодаря историкам, становится известным: не было изображенного на картине убийства. Согласно летописям, сын Царя Иоанна Васильевича умер естественной смертью. Но кто-то ставил задачей очернить царя, показав его детоубийцей, и талантливая рука художника выполнила заказ. А картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Навеянный рассказами историка Н. Костомарова, сюжет не соответствовал истине. Не было подобного допроса. Были пытки на дыбе, было спровоцированное окружением Петра Первого столкновение между двумя талантливыми русскими людьми, каждый из которых по-своему любил Россию и по-своему видел её будущее.
Две вещи воспитывают русского человека и делают его богатым — Церковь и природа. Церковь даёт идеологию, природа наполняет человека звуками, музыкой. Что такое человек в лесу? Оставшись наедине со своими мыслями, он невольно замечает, что становится глубже, чище. Пение птиц, шуршание листвы, когда по ней пробегает ёжик или мышка, — всё это наполняет нас. И счастлив человек, который детство своё провел среди природы. Счастлив каждый, кто имеет возможность видеть русский пейзаж на полотнах русских художников. Сколько лирики в них, сколько поэзии, души.
— Как ты думаешь, есть ли будущее у реалистического искусства? — задаю последний вопрос.
— У русского искусства будущее есть, — говорит художник, — и связано оно с православной верой, так как от неё зависит нравственность и образованность общества. Если не будет мыслящих, нуждающихся в правде людей, то и искусство окажется лишним. А человеку необходимо созерцание красоты природы, этой красоты божественной мысли, разлитой вокруг нас. Сумеешь верно передать эту мысль, и зритель твой проникнется ею.
Лев АНИСОВ
Тверская обл., дер. Богунино.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: