slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Избиратель в Москве стал другим

Выборы 8 сентября примечательны тем, что в них впервые за 10 лет присутствуют намёки на реальную политическую конкуренцию. В Москве есть Мельников и Навальный, в Московской области — Гудков, в Екатеринбурге — Ройзман. Недавно по стране прокатилась волна организованных КПРФ демонстраций, в которых участвовали десятки тысяч человек, требовавших отставки правительства Д.Медведева. Причём в некоторых городах левые выходили за рамки полученных инструкций и распалялись до того, что требовали заодно отставить и В.Путина. В этих условиях проблема повышения легитимности власти приобретает дополнительную остроту. Собственно, само возвращение народу губернаторских выборов, отменённых в 2005 году на фоне трагедии в Беслане, уже есть серьёзный шаг для укрепления легитимности. Контекст нынешней избирательной кампании изменился: в Москве Сергей Собянин, человек Путина, идёт как независимый кандидат, «болотный электорат» в лице Навального получил своего вождя и реальную возможность продемонстрировать свой политический потенциал. Москва, конечно, город с особым статусом: среднедушевой доход жителей приближается к доходам испанцев или итальянцев, что повышает избирательные шансы либеральной оппозиции. В Москве, напомним, в думских выборах 2011 года и в президентских 2012-го «Единой России» и В. Путину не удалось получить большинства.

Навальный, летом чудодейственным образом покинувший зал суда не с вещами на выход, а полноценным кандидатом в мэры, провёл довольно грамотную кампанию. В ней участвовали 15 тысяч добровольцев, которые распространяли агитационные материалы, листовки, проводили встречи Навального с избирателями. 8000 жертвователей, как сообщала газета «Москоу таймс», собрали для него 1,5 миллиона долларов.
 По оценке политолога И. Бунича, результат менее 15% стал бы для Навального поражением, а 20% и всё, что сверх того, — моральной победой, которая даст ему шанс сохранить свою роль лидера внесистемной оппозиции. Это, похоже, вполне устраивает власть, которая услужливо «закрыла» левого С. Удальцова многомесячным домашним арестом.
Сергей Собянин, победа которого в первом туре сомнению не подвергается, обретает легитимность, с которой у нынешней власти проблема. Впрочем, задача досрочных выборов в столице изначально в этом и состояла – добыть следующему мэру искомую легитимность.
Программы кандидатов, идеология в целом не играли особой роли в этих выборах — царила прагматика, властвовал бытовой интерес: починить лифт, провести автобусный маршрут, открыть новую развязку. В этом наши выборы похожи на все прочие в странах так называемой зрелой демократии. Обратил на себя внимание разве что экстравагантный ход кандидата ЛДПР М. Дегтярёва, предложившего оплачивать женщинам больничный в «критические дни». Ну, милого-то мы узнаем по походке, как пелось в старинной песне. В этой идее безошибочно угадывается опытная рука вождя ЛДПР, «сына юриста», когда-то обещавшего «каждой бабе по мужику».
Вообще, роль программ и планов в выборах сильно преувеличена. Один американский политтехнолог сказал по этому поводу исчерпывающе ясно: «Мой любимый политический философ Майк Тайсон говорил так: «У всех есть план, пока им не врежешь в пятак. После этого уже никакого плана у них нет».
Проблемой предстоящих выборов может стать явка, ибо для растущей не по дням, а по часам легитимности всё-таки требуется заметное участие широких электоральных масс. Многое будет зависеть от погоды в конкретных регионах. Ну, а на крайний, можно даже сказать, экстремальный случай всегда есть старинная русская забава под названием «карусель».
Выборы осени­2013 в Москве не ставят больших проблем – о будущем страны, о пересмотре итогов приватизации или, наоборот, о продолжении приватизации, за что так рьяно ратовала медведевская группировка во власти. Пробки, стоянки, коррупция… Всё это, как отмечал первый мэр новой Москвы Г. Попов, есть в любой другой стране мира.
В Москве же, отмечал он, исключительно остро стоит проблема «деинтеллектуализации» столицы. За эти годы Москва грандиозно опустилась. Приехали миллионы мигрантов. Неизвестен ни один случай массового пополнения Москвы интеллектуалами.
Были проданы сотни и тысячи квадратных метров жилья. У врачей и других интеллектуалов на них нет средств. Их покупал очень своеобразный слой общества, хотя, может быть, они и заработали всё это честным трудом.
Так что избиратель в столице стал другим. Как отразится это на результатах голосования?
Ответа ждать недолго.

Василий Михайловский.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: