slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Иранский «тест» для России

Министр обороны США Роберт Гейтс в интервью одному из российских информационных агентств в очередной раз затронул тему так называемой иранской ядерной проблемы (так называемой – потому, что в самом Иране данную дефиницию не признают, предпочитая говорить о «ядерной теме» или «ядерном вопросе» Ирана). Гейтс повторил, что его страна продолжает «держать все варианты открытыми».
    Отрадно, что иранская проблематика постепенно становится одним из ключевых элементов внешнеполитического дискурса в России, постепенно приобретая иное качество. Каким образом ситуация вокруг Ирана скажется на внешнеполитических позициях нашей страны в становящемся всё более опасным и непредсказуемым мире?

  Ответы на этот и другие вопросы пытались найти, в частности, участники международного «круглого стола» «Проблемы обеспечения международной безопасности в связи с событиями вокруг Ирана», состоявшегося 14 сентября в Российском торгово-экономическом университете в Москве при участии дипломатических представителей Ирана, а также Израиля и Ирака.
  Прогнозы участников конференции на среднесрочную перспективу оказались достаточно разноречивыми. Показательно, что первоначальные благостные оценки, основная суть которых в том, что американцы и их союзники не пойдут дальше антииранских пропагандистских наскоков или в крайнем случае будут пытаться расшатать правящий в Тегеране режим методами «мягкой силы», сменились более реалистичными прогнозами. В частности, было высказано мнение о том, что если бы США действовали сами по себе, то они, вероятно, могли бы проигнорировать наличие ядерного оружия у Ирана. Но поскольку речь идёт о спайке Вашингтон — Тель-Авив, подобная толерантность исключена. В Израиле часто говорят о стремлении Ирана уничтожить еврейское государство, при этом ссылаясь на высказывания Махмуда Ахмадинежада. Однако следует напомнить, что они обычно вырываются из контекста.
  Истинная причина несмолкающего гвалта вокруг Ирана, по мнению научного сотрудника РИСИ А. Кузнецова, это то, что страна не находится под внешним управлением, не согласовывает в отличие от шахских времен свои действия со «старшими» партнёрами.
  В качестве основы для мирного будущего Ближнего Востока неоднократно высказывалась идея о создании в этом регионе зоны, свободной от ядерного оружия. Однако реализация подобной идеи в нынешних условиях вряд ли возможна. Ключевой для континентальной стабильности в Евразии регион остаётся сферой приложения комплексных усилий США, стремящихся нивелировать своё слабеющее мировое влияние серией крупномасштабных конфликтов. В этих условиях суверенитет, национально-государственная идентичность Ирана, опирающиеся на древнюю историю этой страны и её самобытную культуру, должны иметь соответствующее геополитическое подкрепление.
  Лозунг одного из иранских реформаторов Али Шариати – «модернизация без вестернизации» — может быть осмыслен и в России, где именно последствия тотальной 20-летней вестернизации заставляют сомневаться в конечном успехе очередных бодро декларируемых преобразований. Вообще, российско-иранские отношения многое определяют на евразийском континенте. Проблемы между Москвой и Тегераном обозначились не сегодня. Совершенно очевидно, что их не решить воспоминаниями о Туркманчайском договоре (ведь в Иране хорошо помнят о том, что границы этого государства включали Кавказ, а в его культурную орбиту и сейчас входит немалая часть Центральной Азии), или же о советско-иранском договоре 1921 года (на месте Советского Союза сейчас, как известно, 5 новых государств). Известная декларация прикаспийских стран 2007 года не отменила поползновений внешних сил, подспудно наращивающих здесь своё присутствие, в том числе и военное. Традиционные рассуждения о возросшем товарообороте, достигшем 3 млрд долл., не могут скрыть того факта, что в 2009 году его объёмы существенно снизились по сравнению с 2008-м, и нет никаких оснований полагать, что по итогам текущего года ситуация будет иной. Уровень и качество связей гуманитарного характера также явно оставляет желать лучшего. Во всяком случае, количество авиарейсов, соединяющих Москву с Тель-Авивом и Тегераном, просто несопоставимо.
  Вполне естественно, что дискуссия вокруг Ирана затронула и поиск оптимальных вариантов поведения России в этом крайне важном с точки зрения её национальных интересов вопросе.
 

Андрей АРЕШЕВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: