slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

МЭФ-2023: России нужна новая стратегия

Во время работы 1-й пленарной сессии МЭФ

В столице 4–5 апреля прошёл VII Московский экономический форум (МЭФ). В работе форума приняли участие более полутора тысяч человек, выступили около ста участников из двадцати стран.

Устроитель форума промышленник Константин Анатольевич Бабкин в своём вступительном слове в рамках пленарной дискуссии «Экономика России. Курс на новую индустриализацию» начал с главного: многополярность нашего мира становится очевидным фактом, но пока, к сожалению, налоговая политика, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в нашей стране действуют по старым шаблонам и нацелены на встраивание России в западную экономику.

Говоря о необходимости новой индустриализации в России, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Оксана Генриховна Дмитриева напомнила историю индустриализации в царское время, когда промышленное производство с 1891 по 1913 год возросло в 4,6 раза, в основном за счёт строительства железных дорог, и в советский период, когда с 1928 по1940 годы оно возросло в шесть раз, а машиностроение — в 30 раз. Во многом прошлые два периода индустриализации стали возможными благодаря росту численности рабочих в 2,6 раза, инженеров с высшим образованием в пять раз – в царское время, и росту численности рабочих в 2,7 раз, инженеров с высшим образованием в 6,20 раз — во время социалистической индустриализации. Значит, кто-то их учил, значит, понимало и царское правительство, и советское, что, вкладывая в этих инженеров, оно вкладывает в будущее страны, в наше будущее.

Сегодня, по мнению Дмитриевой, в России наблюдается снижение числа рабочих на 12%, а по количеству инженеров статистика и вовсе отсутствует. Поэтому своё выступление она завершила предостережением о том, что темп роста промышленного производства в современной России всего на 12% пока ставит под большой вопрос новую индустриализацию нашей страны.

О кадровом голоде говорил и главный экономист государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Андрей Николаевич Клепач. Он отметил, что удельный вес занятости рабочих в промышленности в нашей стране значительно ниже, чем в европейских странах, а сегодня стоит задача существенного увеличения выпуска продукции, как оборонной, так и, сельскохозяйственной.

«Наша промышленность в текущих ценах, — сказал Клепач, — это где-то 260 млрд долларов. Китай — четыре с лишним триллиона. Страны недружественные — США, Япония и остальные, – это где-то 5,6 трлн. То есть мы фактически находимся в сражении, где наш потенциал в 22 раза меньше в сфере промышленности». Отметил Андрей Николаевич и то, что расходы на науку стагнируют уже лет 14, это примерно 1% ВВП, в то время как в США 2,5% ВВП, в Китае 2,4% ВВП. Это при том, что у них ВВП в шесть раз больше, чем у нас. В связи с этим он напомнил знаменитое высказывание Бисмарка, что битву при Садове выиграл немецкий учитель. Да и как не вспомнить, что наша победа в Великой Отечественной войне во многом была обеспечена открытием в предвоенные годы десятков высших военных училищ по всему Союзу, да и эти же самые, необходимые сегодня, ПТУ и ФЗУ, готовившие рабочих, тогда помогли Победе.

Академик РАН, научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова Роберт Искандрович Нигматулин и вовсе начал своё выступление со слов: «Отечество в опасности!». По его словам, мы в разы отстаём по темпам роста от европейских стран. «Наш ВВП меньше, чем в Турции и в Португалии, и отставание в ближайшие годы при нынешней политике будет увеличиваться», — сказал он. Для понимания общей картины Роберт Искандрович напомнил, что если во Второй мировой войне на нашей стороне было 500 млн человек (США, Великобритания), а на Гитлера работало 300 млн человек, то сегодня миллиард воюет против 150 тысяч нас с Белоруссией.

Он убеждён, что корни нашей беды в том, что нет роста инвестиций, следовательно, нет роста экономики – доля ВВП на инвестиции у нас в полтора раза меньше, чем в других странах и отдача от рубля от этих инвестиций в полтора раза меньше.

Как человек с полувековым преподавательским стажем на мехмате (среди его учеников – десятки кандидатов и докторов наук), Нигматулин не мог не затронуть тему катастрофического падения образования народа. «Тридцать лет на образование, здравоохранение, науку, культуру в долях ВВП в два раза меньше. На науку было 1,1, сейчас — 0,9», — отметил учёный. Как и во многих своих давних выступлениях, Роберт Искандрович снова говорил о том, что даже на мехмате, куда приходят самые талантливые студенты, профессора вынуждены преподавать им школьную математику, говорил он и о том, что сегодня в три раза сократилось число научных работников, что только 10% защищают диссертации, что «в стране нет литейщиков, станкостроителей, инженеров, конструкторов». Просил обратить внимание он и на то, что и профессорский, преподавательский состав истончается, в то время как в 1920-е годы, когда приступили к индустриализации, в вузах преподавали царские профессора.

Роберт Искандрович убеждён, что без смены кадровой политики невозможно выправить ситуацию в образовании, ведь ни для кого ни секрет, что научные институты переданы чиновникам, не способным ими руководить. А в прежние времена, по словам учёного, министерство возглавляли профессора, а не кандидаты юридических наук.

И самое тревожное, о чём говорил в своём выступлении Нигматулин, это то, что «у нас самая большая смертность в Европе, мы на 200 тысяч людей теряем больше, чем в Советском Союзе, за три года россиян стало меньше на 2,3 млн».

В этом положении, по убеждению учёного, необходим рост инвестиций. С чего начинать? Нужно начать перекладывать налоги с бизнеса на большие доходы частных лиц. Ещё одним, названным им, условием выхода из критического положения в экономике страны станет контроль над нефтяными и энергетическими компаниями. «Стоимость бензина по отношению к хлебу у нас в два с лишним раза большее, чем в Америке», — отметил Нигматулин.

Сегодняшнее тяжёлое экономическое положение — это неизбежное следствие недавних событий, когда в результате грубых ошибок, начиная с разрушения экономики с приходом Горбачёва в 1985 году и завершая приватизацией Чубайса, мы потеряли около ста тысяч предприятий, которые были потенциальными конкурентами западных фирм и организаций. Так, о развале СССР как о геополитической катастрофе, как это не раз обозначал президент В.В. Путин, говорил Олег Николаевич Сосковец, российский государственный деятель, президент Союза отечественных товаропроизводителей.

Вспоминая время оголтелой приватизации, Олег Николаевич рассказал, к примеру, как в 1995 году ему удалось отстоять ярославский завод «Рыбинские моторы». «Ведь это не шутка, что у нас нет своих гвоздей, как сказал один из значимых политических лидеров нашей страны. Мы потеряли авиационную промышленность, машиностроение, судостроительную промышленность. Сегодня мы не производим подшипники, тот узел, без которого вообще нельзя собрать ни единую деталь, чтобы обеспечить её работу, – обозначил в своём выступлении Сосковец. – Десять лет назад мы только на 5% обеспечивали себя станками, без которых невозможно осуществить никакую реализацию машиностроительной продукции. Мы потеряли металлургию. Советский Союз производил 180 млн тонн стали. Россия сегодня производит едва ли 70 млн тонн, и после санкций будет производить значительно ниже».

Несколько мажорных нот в выступление Олега Сосковца внёс Андрей Клепач, главный экономист государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. Он отметил, что мы имеем сегодня хорошие позиции по военной авиации, однако в гражданской авиации необходим более длительный период, чтобы перейти от иностранных комплектующих к собственному производству, но серьёзная работа по запуску нового самолета ведётся, уже сделана новая кабина, новое ПО, идёт работа над двигателем. Сообщил Андрей Клепач и о том, что в Воронеже и Самаре началось производство прецизионных подшипников. Как и все предыдущие выступающие, он отметил проблему нехватки рабочих и инженеров.

А вот Светлана Евгеньевна Данилина, вице-президент АО «Таурас-Феникс» как раз говорила о том, как на конкретном предприятии реализуются программы трудоустройства, жилья, сбережения здоровья, организация отдыха сотрудников предприятия и их семей.

Стоит сказать ещё об одном ярком выступлении, прозвучавшем на одной из площадок Московского экономического форума уже во второй день его работы. Так, в рамках дискуссионной площадки «Постсоветское пространство – от дезинтеграции к взаимодействию» молдавский политик, директор Социал-демократического института Молдовы, депутат Парламента Молдавии с 2014 года Богдан Цырдя обрисовал картину европейской интеграции Молдовы. В частности, он сообщил, что с 2022 года Республика Молдова не платит членских взносов в СНГ с приходом проамериканской партии Маий Санду, руководство республики запретило вещание российского канала «Мир», посчитав, что 150 тысяч долларов в год — это большая сумма. «Напомню, — сказал Богдан Цырдя, — что в Молдове один гей-парад стоит 50 тысяч евро, это треть от годового вещания станции «Мир». Молдавский политик также отметил, что почти во всех странах СНГ идёт депопуляция и деурбанизация. Напомнил он и то, что при СССР в Молдове было 4,5 млн населения, сегодня — 2,6 млн, на Украине от 50 млн осталось 30—35. Немалую дестабилизацию экономике Молдовы нанёс и выход её из энергетической системы СНГ. Положение в республике Богдан Цырдя оценивает, как неофеодализм и неокрепостничество.

Своё выступление Богдан Цырдя завершил всё же с нотой надежды: «СНГ — это огромный рынок, самая дешёвая рабочая сила, самые дешёвые газ и нефть, это возможность реальной модернизации и возможность остановить процессы распада наций и национальных экономик, как это произошло со всеми странами, которые стали членами восточно-европейского партнёрства — с Грузией, Украиной, Арменией».

Что касается Армении, выступавший в рамках данной дискуссии председатель Армянской ассоциации политологов Мигран Шахзадеян, отметил, что сегодня усиление политического влияния Турции представляет реальную угрозу для Армении, особенно после азербайджанского вторжения 2020 года, поскольку на территории Азербайджана базируется турецкая армия, т.е. армия НАТО. Мигран Шахзадеян также сообщил о создании организации тюркских государств, основанной на идеях пантюркизма, что тоже вызывает некую тревогу и необходимость регулировать эти процессы.

Понятно, что эти тревоги и надежды национальных окраин обращены к России. В Армении, слава Богу, помнят 1915 год, когда русская армия спасла армян от полного уничтожения турками. Неплохо бы и в Грузии сегодня перечитать «Мцыри» Лермонтова о том, как после присоединения к Российской империи Грузия «цвела в тени своих садов, не опасаяся врагов, за гранью дружеских штыков».

Этот социо-гуманитарный и исторический фактор, разумеется, перешагнут те, кто вероломно желает «европейской интеграции» стран СНГ, разъединения бывшего постсоветского пространства и самой России. Перешагнут они и народ на этом пространстве, поэтому беда у нас общая.

Понятно, что бывшие республики хотят присоединиться к сильной России. И сами мы очень бы хотели, чтобы в центральной России, в Тверской губернии рос голубой лён, на лугах паслись стала коров, чтобы у нас в стране производили гвозди и двигатели к самолётам. Поэтому так пронзительно и согласно на нынешнем экономическом форуме из уст политиков и учёных звучали призывы к руководству России – восстановить средне специальное образование, сделать профессию рабочего и инженера престижной и достойно оплачиваемой, восстановить разрушенную промышленность, начать всерьёз вкладывать в науку и культуру. А устроитель Московского экономического форума Константин Анатольевич Бабкин внёс и конкретные предложения: «России нужны низкие налоги, нужная мягкая денежно-кредитная политика, нужны дешёвые доступные кредиты и потребителям, и производителям». Организатор и участники форума убеждены в том, что Россия имеет огромный потенциал к развитию.

Ирина УШАКОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: