slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Спросить совета у прадеда

Слово молодым

Мне всегда хотелось понять, почувствовать, узнать, как учились мои соотечественники 100–150 лет назад. Мне кажется, что на огромном пространстве Российской империи были свои собственные оттенки и подходы к образованию. Мои родные с Кубани и Дона и, соответственно учились они в казачьих школах и гимназиях. В моей родовой станице Васюринская (одна из старейших станиц на Кубани) гимназий было целых три! Ещё в небезызвестной Запорожской Сечи, которую, наверное, ярче всех описал Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба», был Васюринский курень, то бишь казачий полк.

Мой прадед — Иосиф Герасимович Прийма, казак первого Екатеринодарского полка, Георгиевский кавалер, сражался на Западном фронте Первой мировой войны. У него 2 Георгиевских креста и Георгиевская медаль. И это отражено в книге «Георгиевская слава Кубани» Сохранилась фотография, где он в полной справе, на своём кабардинце, перед отправкой на фронт. А его отец, Герасим Иванович был одним из попечителей станичной гимназии. Но казаки-попечители не только содержали гимназию, поддерживали её, но и всегда самостоятельно нанимали в гимназии учителей. И не только знающих предметников, но обязательно православных христиан, близких им по духу людей.

Я знаю, что в казачьей гимназии очень много внимания уделялось физическим упражнениям, ровно так же, как и в античных учебных заведениях. Отсюда и соответствующее название (гимнастирио). Юноши там бегали, боролись, метали копья, а перерывы между этими занятиями назывались «скола», что в переводе означает «досуг». Отсюда и современное слово «школа». Обучал же античных юношей обычно немолодой умный раб, которого называли «педагог».

Конечно, в казачьем крае военному делу мальчиков обучали по большей части дома, преимущественно деды, за плечами которых имелся колоссальный боевой опыт. Отцам же было не до того, в это время они обычно были на службе где-то далеко-далеко. В станицах, по крайней мере в Васюринской, был устойчивый обычай — крёстный отец всю жизнь присматривал за крестником, помогал ему, учил, дарил подарки на двунадесятые церковные праздники. Но главным подарком крёстного на 12-летие крестника должен был быть породистый жеребёнок, обычно кабардинец, за которым мальчишка ухаживал сам, с которым дружил. Верхом он учился ездить ещё раньше, с пятилетнего возраста, но этот жеребёнок был для него особым, казачонок знал, что это его конь, его будущий боевой товарищ. И когда приходило время идти на службу, они знали, понимали и любили друг друга.

В семье моего прадеда было 10 детей(!): три мальчика и семь девочек. Все ребята учились в станичной гимназии, а девочки в городском епархиальном училище. Мальчики стали, конечно, военными, девочки же, все до одной, получили высшее образование и стали учительницами.

И это были дети простого казака! Но самое поразительное — это список предметов из программы тогдашней гимназии. Закон Божий, Священная и Церковная история, понятия об обязанностях православного христианина. Грамматика, риторика, пиитика, история русской словесности, арифметика, алгебра (до второй степени уравнения включительно), стереометрия (геометрия Лобачевского), география, история древнего мира, соединенная с историей Кавказа, физика, краткая история законодательства, законы гражданские и уголовные, практическое судопроизводство, местные языки, (в нашем случае черкесский) иностранные языки, латынь, чистописание, рисование, черчение, и сверх этого, как я уже упоминал фехтование и гимнастика. Неудивительно, что те, кто выходили из гимназии, были, без всякого сомнения образованными людьми. Выпускники большинства гимназий у нас на Кубани и на Дону, например, выпускники Таганрогской гимназии могли поступать в высшие учебные заведения без экзаменов.

В 1911 году для казачьих школ и гимназий Кубани был разработан и повсеместно введен «Устав казака», основные пункты которого, гласили:

1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;

2) казак верен своей стране;

3) казак обязан помогать другим;

4) казак — друг всем, без различия классов;

5) казак вежлив;

6) казак — друг животных;

7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.

Очень ярким свидетельством о том, какими были казачата-гимназисты на Кубани и Дону, являются строки в дневниках и письмах государя Николая II. 24 ноября 1914 года он, по дороге на Кавказский фонт Первой мировой войны, заезжал в Екатеринодар. Государь посетил госпиталь для раненых бойцов и две казачьи гимназии. В письме к своей супруге, императрице Александре Федоровне он писал: «Приёмы в каждом городе были очень теплы и трогательны. Но вчера в г. Екатеринодаре, столице Кубани, я испытал особые, ещё лучшие впечатления. Было очень уютно, благодаря массе старых друзей и казаков знакомых мне ещё с детства по конвою… Великолепен и богат этот край казаков. Пропасть фруктовых садов. Они начинают богатеть. А главное везде непостижимо – чудовищное количество крохотных детей, младенцев. Я заглянул в Кубанский женский институт и гимназию. Все девочки казачки понравились. Везде настоящая военная дисциплина… Вид у них здоровый, непринужденный, не боязливый. Всё это преисполняет меня радости и веры в Божье милосердие».

Государь ехал на Кавказ, на границу с Османской империей, на границу православия. И при этом он серьезно рисковал. От крепости Карс до самой границы он ехал на автомобиле (!) с небольшим казачьим конвоем. Вокруг были курдские отряды, в опасной близости располагались турецкие войска. Но государь знал, что он под защитой лучших воинов в мировой истории. Он писал в дневнике: «Я поехал через два перевала на границу, в село Меджийгерт. Тут были построены все отличившиеся в боях казаки (1200 человек). Я ходил, говорил с ними, вручал им Георгиевские кресты и медали. Самое сильное впечатление, своим боевым видом, произвели на меня пластуны». Есть замечательные фотографии путешествия императора, где запечатлены подтянутые кубанские казаки в черкесках, которым он вручает награды лично.

Для меня по-настоящему важно, что государь, первое лицо страны, в письме самому близкому человеку, любимой супруге пишет о том, что он рад тому, что простые крестьяне и казаки богатеют, что рождается много детей, что казачья гимназия воспитала таких храбрых, по-настоящему любящих свою страну людей. Я думаю он — искренен, ведь это личные его записи, которые при его жизни никто не прочитает. Я бы хотел учиться в такой гимназии, хотя программа очень сложна, любой «нормальный» ленивый ученик постарался бы увильнуть от такой программы. И самое главное — в той школе не было разделения на бедных и богатых, явного и неявного, как это увы происходит сегодня, не имело значения у кого богаче родители. Не то, что в нынешних школах, где твой статус в коллективе порой определяет количество денег в кармане или бренд одежды.

Может быть потому и не было в истории казачества ни одного случая предательства, что была такая школа и домашняя, и станичная, ведь детей с детства учили быть честным и жить в дружном коллективе. Устроение казачьих подразделений Российской императорской армии предусматривало, что казачья сотня, практически, всегда составлялась из казаков одной станицы, знакомых с малых лет. На фронте они — все родные, весь курень! Боевое знамя, обычно хранилось в храме. Если бы кто-то из молодых казаков в боевой обстановке струсил или, не дай Бог, предал, то он никогда больше не смог бы вернуться в родную станицу. Это было бы позором не только для него самого, но и для всех его родных, всего рода.

По моему субъективному мнению, в современной российской школе немало разнообразных полезных инноваций, но существует что-то такое, что напрочь отбивает у школьника всё желание учиться и работать над собой. Кто знает, может нам стоит сегодня спросить совет у наших пращуров, обратиться к педагогическому опыту казачьих школ, к их традициям, особенно в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Ведь по самой своей сути мои прапрадеды были победителями и патриотами, и при этом, по-настоящему разносторонне образованными и верующими людьми. Казачья же школа была без сомнений, важнейшей частью формирования такого человека — гражданина и воина.

Александр ТИМОЩЕНКО, ученик 9 класса гимназии № 92 города Краснодара.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: