slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Молодежь! Ты моё начальство

Открытие

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

В тот вечер филармонический зал имени Чайковского выглядел как-то особенно. Вернее, даже не выглядел, а как-то ощущался, дышал, чувствовался. В кулуарах толпились (именно так!) исполнители и непрофессиональные меломаны. Всё будто звучало, хотя на сцене ещё не было оркестра, но разноцветные программы-буклеты смотрелись как-то особенно нарядно… Да, все ожидали премьеры.

Не просто премьеры, а премьеры нового, только что созданного, симфонического оркестра, объединившего только музыкантов в возрасте до 30-ти лет… И тогда-то я вдруг с неким беспокойством вспомнила, как с неделю назад мне едва ли не плакался пожилой уважаемый дирижёр, имя которого я не назову. Говорил, что на одну из недавних репетиций к нему пришли люди из Филармонии и Министерства культуры. Пришли не просто так, а забирать из его коллектива самых молодых и самых ярких исполнителей. Дирижер взмолился: «А где я найду им замену?!» Ему ответили, не вдаваясь в подробности, что в силу своего опыта, он всегда найдёт и воспитает талантливых музыкантов, а сейчас, видите ли, молодых будут забирать из всех оркестров, потому что принято решение о создании нового коллектива. «Молодёжного, — уточнил главный из «делегации». — Это будет оркестр особенный, уникальный, и называют его уже сейчас «Симфонической академией».

У нас никогда такого коллектива не было. И вот что писали о будущем оркестре: «В своей творческой работе он сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет в мире аналогов». Короче — 108 исполнителей из 42-х регионов России! Учёба, множество репетиций, концертная практика, высокая требовательность к себе каждого, увлечённость, принципиальность. А условия для всех указанных данных предоставлены максимально…

Это было два с половиной года назад. Новый коллектив тогда блистательно исполнил симфонию Дворжака «Из нового света», а дальше… Дальше началась яркая, красивая, взволнованная умная учебная и концертная работа, когда каждая афиша нового оркестра приводила к убедительному аншлагу. Куратором коллектива стала Московская филармония. И заметьте: у оркестра нет постоянного дирижёра. С ним в первую очередь стали работать талантливые молодые дирижёры, а с каждым концертом (ибо авторитет коллектива рос, как на дрожжах) в его концертах были и лучшие отечественные и иностранные дирижёры и солисты.

Но первыми, кто «принял» оркестр, были именно молодые музыканты из главного филармонического оркестра – «филармоники» во главе с Юрием Симоновым, высочайший педагогический и исполнительский талант которого трудно передать словами. Эти молодые дирижеры обладают большим исполнительским даром, а Димитрис Ботинис и Алексей Рубин к тому же симоновские ученики. А Ботинис первым выступал в Германии с новым коллективом, и гастроли были триумфальными.

Сегодня с большим увлечением с РНМСО (Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром) рады выступать все – была бы только возможность. Что удивительно — эти молодые оркестранты поразительно играют не просто «по руке дирижёра», а глубоко чувствуют особенности, стиль, красоту исполняемой музыки, кому бы она ни принадлежала. Уже есть их собственные диски и абонементы, которые пользуются успехом.

Лично я часто хожу на «Молодёжку» (так, любя, называют оркестр). И могу довольно объективно судить о его репертуаре и выступлениях. Увертюра — фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и Третий концерт Рахманинова с дирижёром Валентином Урюпиным. «Неоконченная» симфония Шуберта и Сюита из оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» с дирижёром Димитрисом Ботинисом. «Трагическая увертюра» Брамса и Скрипичный концерт Бетховена с дирижером Максимом Емельянычевым, Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели, «Празднества Рима» Респиги с Александром Лазаревым, Концерт для двух фортепиано Моцарта, Концерт для фортепиано Пуленка, музыка балета Стравинского «Весна священная» с Василием Синайским…

Качество звучания оркестра радует. У совсем молодых музыкантов — уже настоящий крепкий профессионализм и тонкое чувство музыки. Все оркестровые группы работают ярко и элегантно. Даже валторны (истинное горе оркестров) звучат чисто и без истерических всплесков. Отличные струнные. Очень сильная группа деревянных духовых. Короче, оркестр оправдывает свою популярность.

Уже привычно (за такой короткий срок – меньше трёх лет!) выступление коллектива на самых разных фестивалях. Всё чаще возникают зарубежные гастроли, в нынешнем году их будет порядочно, причём в крупнейших мировых концертных залах. И молодые участники Конкурса имени П.И. Чайковского охотно работают с «Молодёжкой» — с блестящими результатами. В общем, на глазах завоевывается настоящий авторитет.

К искренней беде, у меня — абсолютный слух, а потому каждое, любое звучание музыки не даёт мне обмануться. Когда была создана «Молодёжка», я, признаться, думала, что вряд ли так скоро (и вообще!) оркестр обретёт такую силу, обаяние и чистоту интонаций. Хорошо, что обманулась. И если в заголовок я вынесла строку Михаила Светлова, то закончить статью хочу, фразой Александра Пушкина: «Я сам обманываться рад…». Вернее, рада. Такие «обманы» по-настоящему радуют…

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: