slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Лихая игра с песнями

«Вольный стрелок» К.М. фон Вебера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Сцена из спектакля

Говоря об этой премьере, просто необходимо побеседовать о волшебстве. И вот почему. Раньше, почти сто лет назад, опера замечательного немецкого композитора Карла Марии фон Вебера шла на сценах под названием «Волшебный стрелок». Так мы все, кто эту музыку знал, и считали. А «волшебным» театральное начальство само окрестило веберовский шедевр. Ведь на какую ноту или музыкальную фразу там ни «наступишь», — везде волшебство. И сам сюжет, и разные странные существа в действии, и фантастически прекрасная инструментовка, и… — в общем, всё.


А теперь в оперу под её изначальным названием «Вольный стрелок» талантливый постановщик Александр Титель внёс свою коррективу — ввёл в действие элемент компьютерной игры. Конечно, автор оперы понятия не имел о компьютере, но, думаю, при его любопытном характере наверняка приветствовал бы открытие Тителя. Действие в чем-то усложнилось, увеличился «второй план» происходящего, и, как ни странно, от этого усложнения выросли возможности действия сюжета и жизни персонажей на сцене.

Да, если еще напомнить о волшебстве, надо отметить, что удивительно решено всё оформление (художники-постановщики Юрий Устинов и Ирина Акимова), доверенное яркому многообразию видеосъемки (видеохудожники Юрий Устинов, Ирина Акимова, Павел Суворов, а также художник по свету — просто виртуозный! — Айвар Салихов). Красота постановки осмысленная (очень важно!), порой странноватая (так надо по интриге). Глаз от сцены — не оторвёшь! С большим удовольствием следишь за выразительными руками дирижёра Фабриса Боллона, ожидая, что на следующих спектаклях за пультом появится ещё одно волшебное музыкальное «чудо» — молодой, одаренный дирижер Тимур Зангиев (он-то и вёл всю музыкальную подготовку к премьере вместе с Тителем).

Ну, и начинается волшебное действо: недалеко от волшебного леса, в котором обитает разное страшное зверье и малоприятные духи фантастического порядка, начинается дерзкая компьютерная лихая игра. В ней первой ролью должен участвовать молодой стрелок Макс (Нажмиддин Мавлянов), победа принесёт ему в жены красавицу Агату, в которую он уже давно влюблен. Агата, впрочем, до поры вовсе не стремится к Максу, потому что увлечена владельцем игровой фирмы Оттокаром (на мой взгляд лучшая работа в спектакле — баритон Андрей Батуркин). Макс должен поразить все мишени, но промахивается, становится объектом всеобщих насмешек, и вступает в такую волшебную и коварную игру, о которой подробно узнаешь только после просмотра спектакля.

Да, ещё одно волшебство — жанр спектакля «зингшпиль», то есть «пьеса с песнями» — музыкально-драматический тип действия, очень популярный в Германии и Австрии во второй половине ХIХ века. Музыкальные номера и оперно-разговорные диалоги чаще всего комического содержания. Некоторые музыковеды полагают, что зингшпиль был предшественником современного водевиля и мюзикла. Важно, что премьера нынешнего зрелища состоялась в театре, который давно и заслуженно называют «театром поющего актера». На сей раз это даёт очень добрые результаты. Прекрасная Агата (Мария Макеева), её умная подруга Энхен (Евгения Афанасьева), яркий и фантастически мыслящий Каспар, отдавший душу темным силам (Игорь Коростылев), руководитель игрового отдела Куно (всегда отличный бас Роман Улыбин), сложный человек со странностями Килиан (Дмитрий Кондратков), мудрый умница справедливый Отшельник — замечательный Максим Осокин… Видите, я назвала почти всех солистов, потому, что очень хороши, как хорош и сам спектакль. Сюжет крепко держит внимание и нервы, интригуют выразительные мизансцены, красота сцены и, конечно, поразительно красивая музыка Вебера.

Серьезные меломаны у нас всегда знали сочинения Вебера, хотя «Стрелок» не видел в нашей стране сцены очень давно. Но почти бесконечно в концертах звучали знаменитый хор охотников «Что лучше охоты в лесах и болотах», арии Макса, Агаты и Энхен, редкая по красоте увертюра — украшение самых престижных концертных площадок. А ещё не уступающая «Стрелку» по обаянию увертюра к лирической опере «Эврианта» (лично я её обожаю с детства), стремительная, динамичная увертюра к опере «Оберон» (замечу, что названные оперы написаны в жанре зингшпиля). Ну, и апофеоз, — наверное нет в нашей стране человека, не знающего (не слышавшего!) невероятной красоты симфоническую пьесу «Приглашение к танцу».

А о «Стрелке» было столько восторженных отзывов! Вот, например, что говорил бесконечно любимый мною Генрих Гейне: «Вы ещё не слышали «Фрейшюца» (так называли эту оперу на родине Карла Марии фон Вебера)? Нет? Не слышали? Несчастный человек!» Коротко, но убедительно. А вот другое восторженное мнение, более пространное: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы. После Моцарта не было написано ничего более значительного в области немецкой оперы, чем бетховенский «Фиделио» и «Вольный стрелок». Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойденная передача настроения, где нужно — поразительная глубина, при этом всё отмеченное печатью оригинальности — таковы элементы, из которых Вебер соткал свое произведение».

Так сказал другой великий волшебник — Эрнст Теодор Амадей Гофман. И, мне кажется, лучше не скажешь. Поэтому заканчиваю свои восторженные заметки, поздравляя театр с большой творческой удачей.

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: