slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Как можно пройти мимо Бога?

Дмитрий Мизгулин

Скоро известный поэт, лауреат премии Правительства России (2013), президент Литературного фонда «Дорога жизни» Дмитрий МИЗГУЛИН отметит своё 60-летие. Накануне знаменательного события газета «СЛОВО» встретилась с этим ярким и неординарным человеком.

— Дмитрий, в твоей книге «НОЧNIK» (СПб, 2010) прочитал: «Спросят иногда – как вы пришли к Богу? А мне удивительно наоборот. Как можно пройти мимо?». Мы с тобой ровесники, в одно и то же время сдавали зачёты по научному атеизму. Зачем Советская власть вела русский народ мимо?

— Зачем? Люди захотели стать богами на земле. Советская власть обожествляла человека. Об этом в моей заметке «Политическая лирика Ф.И. Тютчева». Процитирую сам себя: «В отрицании «иллюзий», то есть традиционных исторических, божественных, духовно-нравственных начал, в приоритете материального начала в мировосприятии Тютчев видел причину будущего распада европейской цивилизации. Поистине пророчески предсказывая грянувшие в ХХ веке события, он предположил, что дальнейшее движение и развитие этого направления мысли способно привести Европу к состоянию варварства, не имеющего ничего подобного себе в истории мира, и в котором найдут себе оправдания всяческие угнетения». И далее: «Это дальнейшее выполнение всё того же дела – обоготворения человека человеком, это всё та же человеческая воля, возведённая в нечто абсолютное и державное, в закон верховный и безусловный». Тютчев сказал гениально. Удивительно, что Фёдор Иванович недооценён у нас как глубинный русский ум.

Вообще, коммунизм — это «вершина» всей западной мысли, которая обожествила человеческое «Я». Советская власть реализовала западную мысль в России.

— Зачёты по научному атеизму ты как сдавал?

— На пятёрки.

— Я тоже — на пятёрки.

— Самое интересное, что в наше с тобой время воинствующего атеизма уже не было. Он стал научным. Не было прямых гонений на верующих, церквей уже не рушили...

Следует сказать, что Советская власть разрушала храмы, но возводила Дома культуры. Насаждала культуру. Большевики оставляли людям Пушкина, Тютчева, Чехова... И благодаря этому мы сохраняли себя в общемировой культуре. Сегодня же на фоне общих разговоров о духовном возрождении этот блок из нашего духовного развития изъят.

— Что делать, чтобы современная молодёжь, студенты не прошли мимо? Когда: «…И в цепких сетях Интернета / Блуждает душа наугад».

— Помнишь: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?». Вот скажи мне: нож — это хорошо?

— Хорошо, им можно нарезать хлеб.

— А можно зарезать человека. Не Интернет плох сам по себе – всё, что создано на свете, создано Господом Богом. Ведь написано: «Без Мене не можете творити ничесоже...». В Интернете можно найти прекрасные фильмы, передачи, сайты... А можно искать одну порнографию... Человеку и тут Господь даёт свободу выбора.

О том, что делать, чтобы молодёжь не прошла мимо, в первую очередь должно думать государство. Самое главное в стране — не нефть, не газ, не Вооружённые силы... Самое главное богатство — человек. Каким будет духовно-нравственный, физический потенциал человека, которому жить завтра, через 20 лет — это главная забота государства. Важнее не геологоразведка, а разведка месторождений духа. Если не будет человека, нам не нужны станут ни нефть, ни газ. Если мы не научим молодёжь ценить прекрасное и высокое, что есть в нашей стране, у нас будет не страна, а неизвестно что.

— Государство должно возложить на себя функцию «подведения» молодых людей к Богу? Звучит неожиданно...

— А кто? Как государство регулирует дорожное движение? Есть красный цвет, есть зелёный... Есть порядок движения. Без него был бы хаос. В аптеке мы читаем аннотацию к лекарству, узнаём о побочных явлениях. Государство за этим следит! Оно контролирует то, что мы едим и пьём, какие предметы материального быта потребляем. Государство следит за тем, как строятся дома. Какой должна быть толщина перекрытий. Почему же государство не должно контролировать духовную сферу? Следить за нашей духовной пищей. Почему некоторые государственные деятели пытаются внедрить в школы сексуальное образование и выступают против «Основ Православия»?

— Потому что веру в Бога считают частным делом.

— Это — идиотизм. Тезис про «частное дело» насаждают люди, которые имеют свой взгляд на жизнь. И Господь попускает это. Как Он попустил врага человеческого, определив границы зла, за которые врагу не перейти.

В человеке есть божественное начало и земное начало. Эти начала всегда будут биться внутри него. Государство не должно давать возможности человеку проявлять свои самые худшие качества.

— Православие — государственная религия в Финляндии, Греции… В России такое возможно?

— А почему нет? Не надо этого бояться. Государство финансирует театры, телевизионные каналы, осуществляя тем самым государственную политику. Мы можем открыть свой театр, свой канал – это будет нашим частным делом. Есть частные и государственные школы. В государственных школах должна быть обязательная программа, государством утверждённая. Для чего? Для того чтобы мы получали полноценных членов общества. Если стране нужны Чкаловы, Маресьевы, Калашниковы, Туполевы — это одна ситуация. А если только обходчики газопроводов — другая. Вот и всё.

Проблема Советской власти в том, что она воспитала человека с мировоззрением, который смог прийти и свергнуть Советскую власть. Нынешняя власть, видимо, учла это и сейчас воспитывает людей в материальных инстинктах. Зачем? Чтобы легче было управлять.

Раньше мы сдавали макулатуру и покупали редкие книги. Читали их. Сейчас нас приучают покупать вещи. Быть потребителями.

Если государство не даёт человеку образования, оно лишает его возможности наслаждаться Чеховым, Чайковским, Рубенсом, высшими культурными и духовными достижениями.

— Что в твоей жизни появилось раньше: вера или поэзия?

— Всё появилось естественно. Стихи я писал — как себя помню — всю жизнь. Вера пришла.

Чем отличается человек от животного? Каждому человеку дано знание о Боге. Животному — не дано. У слона, обезьяны, собаки — его нет. Другое дело: верует человек или не верует. Я всегда чувствовал себя частью огромного мира русской культуры. А она насквозь православна. Тот, кто живёт в русской культуре, не может быть атеистом. Рано или поздно он придёт к вере. Были писатели заблуждающиеся, но и они приходили к Богу. Даже Толстой, хоть он и написал своё евангелие. Его книги насквозь православны.

Атеист — это равнодушный к Богу человек, он не против Бога. Против были воинствующие атеисты. Атеист пройдёт мимо храма, но увидит в нём объект культуры. У культурного человека никогда не возникнет желания храм взорвать. Когда мы с тобой были атеистами, мы против Бога не выступали. Сдавали зачёты, и внутри себя переживали о разрушенных храмах.

— Из книги «ДВЕ РЕКИ» (М, 2004): «Бежим за сумрачной столицей, / Которую попутал бес, / И ждём заморских инвестиций, / Как раньше жаждали чудес». Ты веришь в чудеса? Они случались в твоей жизни?

— Конечно. Чудеса случаются постоянно. Разве не чудо что мы родились, и стали писать стихи. Нас ведь никто поэзии не учил. Разве не чудо, что мы встретили любимых женщин, потом на них женились? Потом пошли дети... Вся жизнь из чудес. Старцы призывали внимательнейшим образом изучать свою жизнь, потому что всё, что нам посылает Господь, — не случайно.

Надо уметь видеть чудеса. Чудо — это не явление Деда Мороза. Чудо не в том, чтобы в один момент получить миллион долларов...

Вот тебе чудо. Был момент — я хотел прибить крест над входом в свой дом. С полгода ходил и сам себе напоминал — надо прибить, надо прибить... И всё никак не прибивал. Однажды прихожу домой, а у меня на пороге лежит гвоздь. Я взял его и прибил крест. Разве гвоздь — это не чудо. Кто его положил, или обронил? Случайно, или преднамеренно?

Надо уметь видеть эти маленькие чудеса. Радоваться им. Как и всей жизни. А мы часто переживаем из-за того, что кто-то получает зарплату больше нашей.

— Из той же книги: «Не включай телевизор, не трогай, / Молча пусть этот ящик стоит, / И дыханье свободы и Бога / На мгновенье тебя посетит».

Но ведь не факт, что «посетит». Наверное, кроме выключенного телевизора нужно ещё что-то?

— Нужна тишина. В тишине человек начинает думать. Освобождается от внешнего воздействия и сосредотачивается в себе.

Китайцы выращивают карликовые деревья. Заплетают их, извивают... И из нормального земного растения вырастает неизвестно что.

Человек тоже прорастает, как зерно, и растёт. Реагирует на внешние условия. Не всегда внешнее воздействие имеет знак плюс. Сегодня часто — минус. В результате человек тоже заплетается, извивается...

Понятно, что кроме тишины нужно ещё стремление к Богу. Желание — чтобы посетил…

— Как поменять знаки? Есть какой-нибудь мизгулинский рецепт?

— Чтобы разрушить народ, нужно лишить его героев. Люди воспитываются на примерах. Должны быть герои — спортсмены, лётчики, конструкторы... Для нас герои Великой Отечественной войны не были абстрактными фигурами, у нас с тобой воевали родственники. Сегодня — когда главной целью жизни ставятся деньги — кто герои? Они есть, но о них — боевых офицерах, солдатах, учёных, инженерах, спортсменах, даже артистах — не говорят. Не показывают труда до седьмого пота артиста — сегодняшнего «героя». Показывают внешний блеск, мишуру, модные вещи, которые подаются, как смысл жизни. Но смыслом жизни не могут быть штаны. Или часы. Или счёт в банке. Это глупость...

Зайди в Московском парке победы на аллею дважды Героев Советского Союза и Российской федерации и расскажи об их подвигах. Не сможешь, потому что не знаешь. И я знаю только Косыгина, Уланову... Об остальных — ничего. В этом и есть катастрофа нации. А ведь люди совершили подвиги — за просто так Звезду героя не давали.

Нам о каждом героическом поступке должны рассказывать в школах.

— Снова из той же книги: «Как второсортное кино, / Чужие сны смотреть устали. / Чужие помыслы давно / Как будто собственными стали». А какие наши, собственные помыслы? Откуда они должны прийти?

— От Бога, конечно. Стихи одного моего знакомого поэта стал исправлять редактор. Автор возмутился, говорит: мне эти строки Господь нашептал. Редактор смеется: Господь тебе шептал всё правильно, но ты Его неправильно услышал. Может быть, уши не мыл. Понимаешь, да? Господь ведёт по правильному пути, но человек может с него свернуть, он имеет право выбора.

В истории Валаама был такой период, когда монастырская жизнь там только начала возрождаться. И у причала — справа продавали иконки и свечечки, а слева разливали пиво и водку, под шашлыки и пирожки. И люди приезжали на Валаам за разным. Так устроена вся наша жизнь.

— Какой слух должен быть у человека, чтобы слышать Бога правильно...

— Всё очень просто. Надо исполнять заповеди Божии. Припадать к таинствам Церкви — исповедоваться и причащаться. Вот и всё.

— Ещё стихи: «Молчат деревья, камыши, / Молчит село. Молчит дорога. / Но зреют в глубине души / Слова, которые от Бога». У каждого, наверное, «зреют» по-своему… Как «зреют» у тебя?

— Как зреют... Я постоянно думаю. Я не знаю, как другие люди живут, но ты тоже, скорее всего, постоянно думаешь. Слова зреют в думах. В диалоге с собой, в переживаниях.

Вот приходят в голову две-три строки... Надо успеть их записать. Записал... Потом попил чаю, подумал — и написал стихотворение. Черновики Пушкина исчёрканы все, а Тютчев писал практически без помарки. Сидел в Министерстве иностранных дел — на заседании коллегии или в комитете по цензуре — и писал. Вокруг о чём-то говорили... А он напишет, и листок на пол. А чиновники потом подбирают эти крупицы разума, читают, что он написал.

У всех творческий процесс идёт по-разному. Но я абсолютно убеждён, что всё, что происходит, происходит по воле Бога.

— «И слышно в лунной тишине, / Как тихо снег пошёл... / Никто не вспомнит обо мне / И это хорошо». Схожий мотив в других твоих стихах: «Здесь нынче такие сугробы, / Что путника скроют вполне, / Здесь так мне захочется, чтобы / Забыли бы все обо мне». Почему — хорошо? Почему — чтобы забыли? Разве поэт пишет не для того, чтобы помнили, вспоминали?

— Кто-то из классиков писал, что люди, у которых не возникает потребности побыть одному, — очень подозрительны. Одиночество объективно необходимо любому мыслящему человеку. Чтобы собраться с мыслями, что-то глубоко продумать...

— Телефон не звонит — это одно дело... Но чтобы забыли!

— Конечно, это временное желание. Ты в этот мир пришёл один, ты из него один и уйдёшь. И ответ перед Богом будешь давать, лично... Ты же не соберёшь друзей, не скажешь: «Давайте вспоминайте какие мы там добрые дела делали»... За свои поступки в отношении других людей тоже будешь отвечать сам. Как наставляет священник перед исповедью: Говорить надо только про себя и про свои грехи. Всё чётко и ясно.

Одиночество необходимо человеку, чтобы прийти в себя. Остаться наедине с собой. И с Богом. Это абсолютно нормальное стремление каждого нормального человека.

— В таком случае нужно добавить: «На время забыли…»

— Да, согласен. Хотя об этом можно и догадаться.

— Заинтриговали строчки из книги «КАК БУДТО ЖИЗНЬ ЕЩЁ НЕ НАЧИНАЛАСЬ…» (СПб, 2009): «Какая красота, какой простор — / Всё слажено и сложено в природе. / Стихает бесполезный разговор / О правде, о свободе, о народе…». Почему бесполезный?

— Потому что он ведётся уже тысячи лет. Смысла в нём нет, если не говорится о Боге.

— Если «всё слажено и сложено», может быть, человеку вообще не стоит что-либо делать?

— Господь Бог создал человека как составную часть природы. Сын Божий нам был послан в образе человека. Не в образе дерева, облака или какого-нибудь животного. Для чего — так? Чтобы каждому из нас дать шанс быть вместе с Богом. Быть счастливым. Любить. Посмотри на старцев. Какой у них просветлённый взгляд. Как они любят жизнь! Это светлые люди, они на другом уровне мышления.

Мы поэты. Лев Аннинский правильно сказал, что Поэзия — это диалог с Богом. Так если Бог нам что-то говорит, мы не можем не реагировать… Обязаны делать! Он ведь не просто так говорит.

— Но ведь «всё слажено и сложено»... Вот лето заканчивается, и нам его не остановить, как бы мы этого ни хотели...

— Природа сильнее нас. Задача человека — не пытаться её изменить. Не пытаться встать на место Бога. Или — на место природы. Не разворачивать реки вспять, не пытаться лосей впрягать в повозки и плуги — чем, к примеру, занимались на одной лосиной ферме под Костромой. Как ни бились — лоси не впахивались, не приручались. Зебра – это ведь лошадь. Но тоже не впрягается. Господь их создал именно такими.

Не из всех обезьян получились люди. Некоторые остались обезьянами.

— В книжке «ЧУЖИЕ СНЫ» (СПб, 2013) ты, кажется, выразили главное, русское… «А жить так просто на Руси, / Чтобы достичь пределов рая. / Не верь, не бойся, не проси, / Земным вождям не доверяя. / Держись подальше от царей / И не играй с судьбою в прятки, / И будет голова целей, / И душу сохранишь в порядке. / Не предавай, не унывай, / Куда б ни вывела дорога. / И никогда не забывай / Везде и всюду славить Бога!» Но как — при таком подходе — противостоять пресловутому давлению Запада, экономическим санкциям, конкуренции в борьбе за рынки?

— Очень просто. Жить и работать. Не искать внешнего врага, а созидать. Распахать поле, хорошо замостить дорогу, одну, другую. Посадить дерево, сад. Написать книгу. Надо заниматься своим государством, а не учить других жизни.

— Но захватят же Сибирь...

— Будем дурака валять – захватят, конечно. Как захватили Украину. Это же катастрофа для Русского мира. Как можно было её допустить? Дети украинских школ не знают, что Россия и Украина — единое пространство.

В СССР внешней политике уделялось больше внимания, чем внутренней. Крах Советского Союза был во многом вызван тем, что больше думали об Анголе, Мозамбике, Афганистане, чем о жителях Архангельска или Костромской области. Не дай нам Бог повторить эти ошибки.

Надо сосредоточиться на себе и заниматься благоустройством своей страны. Её безопасностью. С молитвой к Богу.

Беседовал Владимир ХОХЛЕВ.

Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: