slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

В пространстве войны и мира

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне издательство «Вече» обратилось к переизданиям романов и повестей, ставших классикой в жанре военного романа. О некоторых из них я рассказывал в своих обзорах. Сегодня хочу остановиться на трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые».

Начиная первую книгу, Симонов не был уверен в том, что у неё будет продолжение, а замысел третьей книги возник и вовсе много позже. Создавалась трилогия долго. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году.

Возможно, первый роман трилогии «Живые и мёртвые» наиболее яркий, поскольку почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны». Сам Симонов признавался, что центральное в его романе — это человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от автора введения большого количества действующих лиц — свыше 200. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны — когда люди пропадали без вести. «Я оборвал эти судьбы сознательно», — говорит автор трилогии. Последовавшие два других романа трилогии охватывают героическую оборону Сталинграда («Солдатами не рождаются»). А завершается действие трилогии в Белоруссии 1944 года, где проходила наступательная операция «Багратион» (роман «Последнее лето»). Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мёртвые».

*   *   *

Документальный роман Василия Ардаматского «Возмездие» впервые был опубликован в 1967 году в журнале «Нева». Создание этого романа стало возможным благодаря доступу писателя к архивам КГБ. Произведение построено на письмах и дневниках террориста Бориса Савинкова, отрывках из протоколов и других архивных материалах.

В 60-е годы прошлого столетия в художественной литературе о разведчиках и чекистах обозначилась тенденция — написание художественных романов на документальном материале, а не как плоде авторского вымысла. Ряд серьезных писателей был снабжен архивными материалами и им была обеспечена возможность прямого общения с чекистами и разведчиками — участниками конкретных операций и событий. Таким образом появились на свет романы «Мертвая зыбь» Никулина и «Возмездие» Ардаматского, посвященные легендарным разработкам ОГПУ в 20-е годы — операциям «Трест» и «Синдикат-2».

Роман «Возмездие» был дважды экранизирован: в 1968 году вышел двухсерийный художественный фильм «Крах», а в 1981 году — телефильм «Синдикат-2» с Михаилом Козаковым в роли Феликса Дзержинского.

*   *   *

Книгу Олега Шаповалова «Русские поэты. Предсказанный уход» среди множества литературы о поэтах Серебряного века и последовавшего за ним, так называемого, «Свинцового», отличает необычность подхода к творчеству и судьбам героев этого почти детективного биографического исследования.

Наверное, прежде никто, кроме автора, так не препарировал их биографии, обстоятельства жизни и гибель. Отправной точкой стал поиск в громадном массиве поэтического наследия строк, которые бы указывали на обстоятельства, место и время смерти поэтов.

Загадка самоубийств Есенина и Маяковского до сих пор остается в плену конспирологических версий. За много лет до ссылки Николай Клюев назвал место, где он умрет — Нарым. А Николай Рубцов напророчил свою смерть в «крещенские морозы».

*   *   *

Романом «Обретенное время» издательство «Вече» завершает публикацию семитомной эпопеи Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», которая наряду с «Улиссом» Джойса считается вершиной литературного модернизма.

«Истинное величие Пруста в том, что он описал не утраченное, а обретённое время, собирающее воедино раздробленный мир и облекающее его новым смыслом на самой грани распада. Его нелегкая победа накануне смерти — свидетельство того, что он сумел посредством памяти и разума уловить в быстротекущем потоке форм трепетные символы человеческого единства», —
отмечал писатель и философ Альбер Камю.

Жизнь Марселя Пруста отнюдь не изобиловала яркими эпизодами, которыми высвечены жизнеописания Александров Дюма (отца и сына), Бальзака, Гюго, Жорж Санд и других обитателей французского литературного Олимпа.

Хотя время Пруста – это годы, вошедшие в историю как «Белль эпок» — «Прекрасная эпоха», которую в 1914 году разнесли в клочья августовские пушки Великой войны. Это был золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусстве и литературе.

*   *   *

Среди романистов Викторианской эпохи имя Энтони Троллопа звучало как одно из наиболее успешных и талантливых писателей. Хотя и уступало Чарльзу Диккенсу, Теккерею и Уилки Колинзу. А между тем литературное наследие с этого писателя составляют
47 романов и многочисленная малая проза и публицистика.

Широкое признание пришло к Троллопу с выходом цикла «Хроника Паллисеров», куда вошёл и роман «Финеас Финн», который «Вече» переиздает в новом переводе.

В романах Троллопа отразились проблемы его времени — политические, социальные и семейные. Наиболее известными произведениями этого литератора кроме цикла «Хроника Паллисеров» являются шесть романов из цикла «Барсетширские хроники», действие которых развивается в вымышленном графстве Барсетшир на западе Англии и его главном городе Барчестере.

Потом, уже в 20-м столетии американец Уильям Фолкнер создаст вымышленную его прозаическим гением Йокнапатофу. Но это так, к слову, о литературной преемственности.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: