Комментариев пока нет
Не для народа
Художник Алексей Бутырский
Решили сходить с мужем в Большой театр, купили билеты на балет «Баядерка», воспользовавшись льготой для ветеранов войны, заявленной театром. Мой муж — заслуженный деятель искусств РСФСР, Почётный член Российской академии художеств, ветеран Великой Отечественной войны (в 1943 году, двенадцати лет, после гибели в боях за Москву отца, стал суворовцем), поработал на Россию сполна и за это в свои 93 года удостоился пенсии в 40 тысяч.
Билеты я купила, но вынуждена была сдать их: билеты «низких ценовых категория», как сказано на сайте Большого театра (год назад эти билеты были в 20 раз дешевле), для льготников не дают возможности увидеть спектакль: со 2-го ряда 4-го яруса не видна и сцена.
Билеты я была вынуждена сдать. 12 ноября 2024 года направила письмо в Министерство культуры Российской Федерации:
«Большой театр стал недоступен для большинства зрителей, стоимость билетов на балет (да и на оперу) выросла в несколько раз по сравнению с минувшим, 2023 годом. Купили 2 билета на балет «Баядерка» по льготной программе (муж — ветеран ВОВ): каждый билет для стариков на 2-й ряд 4-го яруса — 4000 тысячи.
Ещё одно: ранее у Большого театра был чёткий график продажи: билеты на спектакль продавались точно за 3 месяца. Сегодня 12 ноября, но билеты и на 22 декабря еще не продавались. Составы исполнителей очень неровные, есть попросту слабые. И это — Большой театр России!
Господин Гергиев объясняет ценообразование на билеты общемировой практикой, но только зарплаты (а тем более пенсии) в нашей стране несопоставимы с общемировыми.
С приходом в Большой театр господина Гергиева Большой театр стал не только недоступен, но и не интересен зрителям, слушателям: маловыразительные спектакли-скороспелки, перенесенные на главную сцену страны из Мариинского театра. И, как следствие, билеты на спектакли не распродаются, залы полупустые.
И, наконец, об уважении к зрителям, которые все-таки пришли, попали в Большой театр. Если за дирижерским пультом Гергиев, начало спектакля задерживается на полчаса и более. Так было и 7 сентября 2024 года, на открытии сезона в Большом театре, так — в Мариинском театре; так и в СПб. филармонии, московском «Зарядье», если дирижирует Гергиев.
Говорят, что дирижёр он гениальный. Допускаю, что так (не мне судить), но не менее одарены от Бога были Светланов, Темирканов, как и современные — Лазарев, Симонов, Алексеев, но никто себе не позволяет столь неуважительного отношения к публике. Да и внешний вид названных мною дирижёров — торжественный, праздничный, настраивающий на высокое искусство. Гергиев же вечно угрюм, неряшливо одет и небрит. И это тоже свидетельствует по меньшей мере о неуважительном отношении к тем, кто в зале».
На свое письмо я получила 3 декабря 2024 года ответ из Министерства культуры, написанный точно по трафарету, где ни одной живой, конкретной фразы, ответ бездушного чинуши:
«Уважаемая Татьяна Александровна!
В ответ на Ваше обращение от 13.11.2024 по вопросу организации деятельности и ценовой политики ФГБУК «Государственный академический Большой театр России» (далее — Театр, Большой театр России) Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества сообщает следующее.
Вопросы, изложенные в Вашем обращении, были проработаны совместно с руководством Театра. Так, по представленной информации, в течение многих лет Большой театр России не повышал стоимость билетов на спектакли и концерты, проводимые на основных сценах Театра. Средняя стоимость билетов составляла 4 000 рублей. <…> В целях предотвращения спекуляции билетами, с 01.10.2024 Большим театром России осуществляется продажа исключительно именных билетов, приобретение которых возможно только при предъявлении документов, удостоверяющих личность (п. 2.2 Правил продажи билетов)…
Несмотря на нововведения в Правилах продажи билетов, общий спрос на мероприятия Большого театра России снижен не был. В то же время повышение цен на билеты на спектакли, которые пользуются особым спросом, не повлекло за собой изменения стоимости билетов на большинство мероприятий Театра. На всех своих площадках Большой театр России проводит большое количество концертов и спектаклей средней ценовой категории: на концерты в Бетховенском зале билеты стоят от 500 до 2 000 рублей; на спектакли Камерной сцены им. Б.А. Покровского стоимость билета не превышает 4000 рублей; на мероприятия Новой сцены стоимость билетов варьируется в пределах от 200 до 15 000 рублей. Принимая во внимание, что, упомянутый в Вашем обращении спектакль «Баядерка» относится к числу наиболее востребованных, билеты на него моментально раскупаются зрителями на старте продаж. Дата начала продажи билетов на мероприятия определяется Театром после утверждения текущего репертуара (п. 2.1 Правил продажи билетов). В этой связи, для приобретения билетов на интересующие Вас мероприятия Театра по низким ценам рекомендовали бы следить за графиком продажи билетов и обновлениями на официальном сайте Большого театра России. <…> При определении льготных категорий граждан и граждан, которым предоставляется право внеочередной покупки билетов, Большой театр России руководствуется действующим законодательством Российской Федерации…
В соответствии с действующим законодательством, руководство Театра самостоятельно осуществляет выбор авторов, произведений и исполнителей для дальнейшей реализации постановки на сцене (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1). Хотели бы дополнительно отметить, что основу репертуара Театра традиционно составляют спектакли Большого театра России…
Благодарим Вас за обращение и желаем всего самого доброго!
Заместитель директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Э.Э. Исаакян».
В ответ на это письмо-отписку я направила в Министерство культуры свое второе письмо (никогда не было у меня такого негодования из-за человеческой беспринципности; писать по инстанциям не привыкла). Вот мое второе письмо:
«3 декабря 2024 года я получила от Министерства культуры ответ на свое письмо от 13 ноября 2024 года. Простите, Христа ради, но это не ответ, а обыкновенная дежурная отписка — нет ответа ни на один поставленный в письме вопрос. Вы пишете о льготных билетах, но билет для участника Великой Отечественной (старика 93 лет, которому еще хочется увидеть классический спектакль) на балкон 4 яруса (не в первый ряд) — 4000 рублей. Вы пишете, что средняя цена билетов в Большой театр — 4000 рублей, эта средняя цена складывается из стоимости билетов в Бетховенский зал и на Камерную сцену (+ билетов в БТ). Но людям-то хочется на сцену Историческую! Нынешний руководитель Большого театра (создается впечатление, что и Министерство культуры тоже) проводит абсолютно антинародную, более того — антигосударственную политику, отбрасывая за борт миллионы простых граждан. Видимо, руководители Министерства культуры, равно как и руководитель Большого театра, считают, что искусство должно принадлежать лишь сверхбогатым (лозунг «Искусство принадлежит народу» напрочь забыт), но Большой театр — учреждение государственное. Откуда же такая алчность, такое неуважение к своим гражданам?
Я уж не говорю о слабости постановок Большого театра: их становится все больше, а уровень каждой новой — все ниже.
Разумеется, писать больше не буду, правду искать не стану — это абсолютно бесполезно. Как не буду больше пытаться попасть в Большой театр России.
Т. Соколова».
Негодую из-за нынешней политики Большого театра — «национального достояния России», учреждения государственного и при этом проводящего аукционы. В своем негодовании я не одинока. «Большой театр стал недоступен для зрителя», — говорит народный артист России Андрис Лиепа.
«Повышение цен и эти аукционы на билеты в Большой театр — это издевательство над тем зрителем, который действительно любит балет. Тем самым руководство Большого театра отбивает театр от реального зрителя, и сегодня в него могут прийти только толстосумы… В лучшие времена… были фарцовщики. …Они перепродавали билеты с небольшой накруткой, и это было намного более человечно, чем происходящее сейчас» (балерина Анастасия Волочкова).
Такого же мнения народный артист Николай Цискаридзе: «Не может билет на спектакль стоить столько же, сколько месячный оклад человека. Это ненормально»; народный артист СССР Владимир Спиваков: «Цены на билеты в театр должны быть доступны простым людям… Люди должны иметь возможность спокойно прийти и купить билеты за доступные деньги»; депутаты Государственной думы — Виталий Милонов: «Я считаю, что финансовая политика Большого выглядит бессовестной. Это политика, нацеленная на каких-то нуворишей и коррупционеров: честный человек не может заплатить такие деньги за билеты. Это же государственная структура», Светлана Бессараб: «Щелкунчик» в Большом больше недоступен для простых поклонников балета»; зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко: «Никакие билеты не в состоянии погасить содержание театров, восполнить доходы. Разве что часть затрат. И во все времена любая власть финансировала из казны содержание театров, и при царском режиме, и при Советской власти. Цены на билеты и сборы от билетов покрывают только часть затрат. Налоги платит все население, в том числе и бедные. Получается, что финансируют театры все, а попадают туда только богатые. Поэтому должна быть более гибкая политика ценовая».
Народ негодует, и засыпал официальный Telegram-канал Большого театра возмущениями. Люди от культуры очень нежные, и большинство подобных комментариев было удалено. При этом россияне справедливо замечают, что театр является государственным бюджетным учреждением, но такое ощущение, что его перевели на самоокупаемость…
В Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2), «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7). Лучше и полнее не скажешь. Вот только жаль, что положения нашего основного закона не подкрепляются в жизни.
Татьяна СОКОЛОВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий