Комментариев пока нет
Рубрика: Книги
Помолиться перед чтением
Наши рецензии
Содержание и смысл романа выдающегося мыслителя и общественного деятеля современности Виталия Аверьянова (Бесконечный спуск. Роман. — М. Книжный мир. 2023.) ёмко и очень точно раскрыл метр романного жанра А.А. Проханов в предисловии к данной книге. Писатель отметил большой вклад автора в мировое литературное «адоведение», так как его роман, являясь своеобразным путеводителем по преисподней, в то же время предстаёт как учебник-навигатор для грешника, стремящегося вырваться из ада. И самое главное — на что обратил внимание Проханов — «Аверьянов ад покажется вам знакомым, в нём вы угадаете множество персонажей нашего времени, того что уже завершилось и того, что ещё продолжает длиться».
После этой краткой характеристики, когда всё главное сказано, кажутся уже избыточными и ненужными ещё какие-то слова. Поэтому считаю излишним обычное для отзыва сжатое изложение романа, ибо он насыщен таким фееричным описанием ада, который передать языком, неизбежно отличным от авторского, значит совсем не достичь цели. Но как читатель всё же рискну высказать некоторые мысли по поводу данной неординарной книги.
По своей фабуле — это философский роман о приключениях грешной души в потустороннем мире. Словосочетание «Бесконечный спуск», которое стоит в заголовке книги, имеет здесь не столько физический, сколько метафизический смысл с его установкой на высшее и беспредельное. Но прежде чем коснуться философской стороны романа, хочется задаться вопросом: откуда у автора появился замысел обратиться к не очень популярной в современной культуре идее ада? Ведь сегодня мало кто буквально верит в садистские картины горячих сковородок и прочих адских пыток. Хотя верующего человека по-прежнему беспокоят мысли о том, что будет с его душой после смерти.
Ответ, как мне кажется, содержится во второй части книги, где представлены стихи, поэмы, песни Аверьянова. В отличие от романа его стихи имеют явную социально-политическую направленность. В них отражены все ужасы оставленной Б. Ельциным России — больной, разрушенной и обманутой. Автор, обладая очень тонкой и чуткой душой (судя по его стихам), впитал в себя все страшные нестроения России в большей степени, чем другие люди не только из-за особо острого восприятия действительности, но также в силу своей профессиональной деятельности ученого, публициста, общественного деятеля.
Он должен был много наблюдать, изучать множество фактов, впитывая и пропуская их через себя, а значит, и получать больше страданий, о чем красноречиво свидетельствуют его стихи. В них наглядно и прямо показываются все язвы, которыми была поражена современная Россия, и от которых она только сейчас начинает постепенно избавляться. Здесь поэт – не лирик, каковыми поэты являются в большинстве случаев, а своеобразный летописец современной истории России.
Мысли автора, изложенные в его стихах, в преобразованном и метафорическом виде в образах ада перешли в роман во всей цельности их метафизического значения, а представленные в художественной, притом высокохудожественной форме, оказывают более сильное эмоциональное воздействие на сознание читателя, чем специальные социально-политические статьи. Обе части книги — роман и стихи — внутренне связаны. Вторая часть служит объяснением и оправданием шокирующего способа изложения, но в то же время глубоко адекватного по своей сути. Вторая органично переливается в первую. Полагаю, что если бы эти стихи были бы помещены в начале книги, то они психологически более бы подготовили читателя к чтению романа с его ужасными инфернальными картинами. Недаром Проханов в конце Предисловия к роману призывает читателей хорошенько помолиться перед его чтением.
Роман демонстрирует удивительную силу воображения автора, проявляющуюся в колоритном описании мельчайших деталей преисподней, повадок и обличья его насельников, которые потрясают прямо-таки пугающей достоверностью. Такая необыкновенная сила воображения дается некоторым людям свыше, особенно в результате постоянного стресса и шока от происходящего с нашей страной. В романе есть такие строчки: «Там на Земле, наиболее чуткие, наиболее одаренные, те, кто там оказался по недоразумению, каким-то образом предвидят то, что может раскрыться только здесь». Это высказывание с полным правом относится к самому автору, который через своего героя размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души, о смысле жизни, о пути в жизни, о грехах, о раскаянии и очищении от грехов, об обращении к Богу посредством страдания и о многом другом.
Подобные чувства и мысли испытывают многие люди в нашей стране, но не все могут это выразить так, как это сделал Аверьянов. Как говорил известный немецкий философ Дитер Хенрих, «в некотором роде все мы философы. Это часть человеческой натуры – размышлять над тем, что значит быть человеком. У каждого есть на это свой взгляд, и каждый задумывается о своей жизни: есть ли у неё цель и смысл». Но отличие профессионального философа от обычного человека состоит в том, что он «может упорядочить все эти вопросы, волнующие каждого, распределить по разным степеням важности, добиться ясности в том, почему возникают такие вопросы, и составить предположительные ответы или наметить пути получения этих ответов». То есть, все размышляют над своей жизнью и окружающим миром, но только профессиональные философы, каким является Аверьянов, могут сформулировать и обозначить многие основополагающие вопросы человеческого бытия. Такие вопросы называют «вечными», поскольку они относятся к высшим вопросам человеческого существования и сохраняют свое постоянное значение и актуальность в любую эпоху.
Роман Аверьянова, безусловно, философское произведение, ибо в нём в ткань художественного «адского» повествования искусно вплетены «вечные вопросы», которые в русской философии и литературе было принято называть «проклятыми вопросами», потому что они «неразрешимы для ума и мучительны для сердца». Размышления разума и «проклятые вопросы» даны в романе не в отвлеченной, абстрактной форме, что, как правило, не задевает души людей, а органично соединены со страданиями души. Эта особенность и определила форму подачи материала. Автор блестяще трансформирует философский смысл в художественный сюжет и образы. В этом плане он достойно продолжает традиции русской художественной литературы и философии. Русская художественная литература тем и отличается от всякой другой, что в её глубине постоянно шла напряженная работа над самыми главными, драматическими проблемами человеческого духа, над поиском глубинных основ бытия, над вопросами смерти и смысла жизни. То же самое было присуще и русской философии, которая находилась в неразрывной внутренней связи с художественной литературой.
Аверьянов в некотором роде продолжает и развивает традицию романа Достоевского «Записки из подполья», первую часть которого составляет исповедь подпольного человека. В ней классик русской литературы исследует глубочайшие вопросы философии. Интерес к подобным вопросам обнаруживает и Аверьянов через призму адовых мучений и злоключений своего главного героя Комарова, придавая тем самым философским вопросам дополнительную остроту и глубину.
В своем романе автор, с одной стороны, по сути, согласен с Достоевским, который считал, что раскалённые сковородки и черти, тычущие в грешников вилами, не настолько ужасны, чтобы стать составной частью ада. Поэтому Аверьянов пошёл намного дальше и нарисовал такую невообразимо жуткую картину ада, какой не было в предшествующих описаниях ада у многих отечественных и зарубежных писателей, и даже у А. Данте. С другой стороны, он солидаризируется с позицией Достоевского, убеждённого в том, что ад создан не демонами, что его творит сам человек своими жестокими, несправедливыми деяниями. При этом наступает такой момент, когда приходит осознание всего злого, тяжкого, страшного, что человек сделал за всю свою жизнь, но у него уже нет возможности что-либо исправить. Тогда наступает болезненное, мучительное, испепеляющее внутреннее переживание, которое сжигает его словно огонь и тем самым как бы расплавляет границы между потусторонним и земным мирами. Ад как погружение души в её собственную тьму и ужас есть неотъемлемый результат греховного существования человека.
Видение ада с древних времен имеется во многих культурах и религиях. Яркий христианский образ ада культивирует идею посмертного воздаяния за грехи. Поэтому у Аверьянова ад, хотя и метафоричен, но в то же время подробно и красочно описан. Роман насыщен множеством ошеломляющих картин жестокости адской «жизни». В описании подобных сцен автор нередко беспощаден к читателю, заставляя его непрерывно переходить от одной ужасной картины к другой, представляя ему с головой погрузиться в зловещие глубины Преисподней и время от времени замирать от ужаса. Но всё же читатель получает желанную передышку, возможность расслабиться и вернуться в свое первоначальное стабильное состояние. Это случается, когда речь идет о воспоминаниях детства героя, когда его душа была чиста и невинна, об играх с отцом, рано ушедшим из жизни, о некоторых светлых моментах его молодости и т.д., несмотря на адский фон этих воспоминаний. Такие сюжетные перепады добавляют остроту и драматизм повествованию, акцентируя тем самым основной замысел романа.
Поскольку все люди, как уже сказано, в какой-то мере философы, то именно в это и направлено острие романа, пытающегося обнажить и вскрыть данное свойство человека сильнодействующими средствами – почти натуралистическими описаниями ужасов ада. Они есть способ сорвать защитные механизмы (броню) души и ума, которыми люди закрываются от тяжёлых проблем современности. Устраняя образ ада из своей жизни, люди делают её слишком легкой, поверхностной и безответственной.
Способен ли читатель уловить философский посыл автора? Действительно, некоторые люди задумываются о вопросах, которые поставлены в романе. Но не все сохраняют эту способность под бременем ежедневных забот, проблем и жизненных обстоятельств. У тех же, у кого она сохранилась, роман побуждает задуматься о своей жизни, о её целях и путях и, возможно, заставит что-то изменить в ней. Найти самого себя, познать себя и вернуться к себе — вот цель пути, которая в романе озвучена в вопросе, обращенном к герою: «Куда ты идёшь?». Это совсем не простой, а философский вопрос — недаром герою трудно найти на него ответ. У людей же, утративших способность размышлять о серьёзных проблемах, но не лишённых религиозного чувства, ужасные страдания ада, столь подробно описанные, могут стать предостережением от каких-либо бездумных и безнравственных поступков.
В заключение можно сказать, что роман Аверьянова – не лёгкое чтение. С одной стороны, он насыщен философским смыслом, который требует напряжённой работы ума, а с другой, – концентрированным изложением ужасов и мерзостей преисподней, которые словно электрошокер бьют по чувствам и нервам читателя, тем самым извлекая его из уютной раковины, в которую он комфортно помещает себя, чтобы отгородиться от всякого негатива жизни. Безусловно, от данного романа исходит вызов. Но кому и какой? Каждый должен решать сам.
Римма СОКОЛОВА, доктор философских наук.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий