Комментариев пока нет
Александр Невский — спаситель православия
Связь времён
Александр Невский. Худ. Павел Корин. 1942.
В начале февраля так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), выполняя политический заказ своих кукловодов, не имеющих никакого отношения к православию, исключила князя Александра Невского из списка святых на Украине. Преследовалась явная цель: возвести стену недоверия, религиозной ненависти, посеять рознь на пространстве исторической Руси. Ведь князь Александр Ярославович Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых ещё в 1547 году. Он является небесным покровителем воинов и дипломатов, которые просят его о смелости, мудрости и стойкости, а также о защите от врагов и завершении конфликтов.
Понять значимость любой знаменитой личности, в том числе и такого выдающегося деятеля, как Александр Невский (1221—1263), можно лишь осмыслив окружающую действительность и законы жизни того времени. Перед великим князем, как и другими русскими князьями в XIII веке, стояла сложнейшая задача сохранения национально-культурной и духовной идентичности в условиях надвинувшейся на русские княжества огромной опасности с Запада — со стороны католической церкви, и с Востока — от Золотой Орды. Почти все русские князья обе эти угрозы воспринимали как равнозначные. С той только разницей, что европейские захватчики, если судить их по внешнему облику, образу жизни и вере, ближе к русским, чем азиаты. Поэтому большинство князей было склонно пойти на союз с западным врагом в лице католической церкви в борьбе против более сильного и коварного недруга – Золотой Орды. Родной брат А. Невского Андрей не раз утверждал: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им». В результате набега «Неврюевой рати», т.е. карательного похода золотоордынского отряда под командованием Неварюя в 1252 году, занимавший Владимирский стол Андрей Ярославич был вынужден бежать из Северо-Восточной Руси в Швецию.
Новым великим князем Владимирским стал Александр Невский. Он, едва ли не единственный из русских князей, имел собственное видение внешнеполитической ситуации, сложившейся вокруг русских княжеств. Конечно, он понимал, что карательные набеги татаро-монгольских отрядов на территорию Руси в целях усмирения населения и сбора дани наносили огромный ущерб. Вместе с тем захватчики не посягали на духовную жизнь населения, на их православную веру. Они, как правило, не разрушали церкви, считая для себя более выгодным, чтобы русские священники молились за процветание Золотой Орды. В тех условиях православная церковь оказалась фактически единственным общественным институтом, благодаря которому сохранялись духовная культура, язык и образ жизни русского народа. А. Невский считал, что русские, сохранив свою веру и культурную идентичность, в будущем не только возродят хозяйство, но и по возможности обратят в свою веру самих угнетателей. В перспективе это позволит не только ослабить гнет, но и освободиться от него.
И действительно, пошёл процесс христианизации татар. В ходе одной из своих поездок в Золотую Орду А. Невский в её столице Сарае при поддержке митрополита Киевского и всея Руси Кирилла добился даже открытия православного храма и учреждения Православной епархии (1261 г.) — восточного форпоста русского православного влияния. Известно, что первоначально митрополит Кирилл придерживался курса на военное сопротивление Орде путём создания коалиции всех русских князей при поддержке Запада. Александр Невский убедил его в том, что прямо сейчас власть Орды сбросить невозможно и действовать надо иначе, с прицелом на долгосрочную перспективу. Митрополит Кирилл становится одним из самых преданных соратников князя. Сын Батыя Сартак, принявший христианство и заведовавший русскими делами, стал не только другом, но и побратимом Невского. Благодаря дипломатическим усилиям князя Александра положительно решались для Руси и другие, не менее важные задачи.
Во время последней поездки в Золотую Орду (1262 г.) князю удалось отговорить татарского хана от посылки во многие города Северо-Восточной Руси карательных отрядов в целях жестокого наказания восставших горожан. Он договорился об отмене набора войск на Руси Золотой Ордой для участия вместе с ордынцами в войне на Кавказе. До этого несколько русских полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Из воинов никто не вернулся домой — все погибли в сражениях. По мнению историков, если бы Золотая Орда ещё полвека осуществляла набор молодых мужчин на военную службу (своеобразный «налог кровью»), то Русь могла бы просто демографически закончиться. Когда в 1262 г. был объявлен набор русских в войско монголов, Невский снова поехал в Орду. Провёл там более полугода и добился своего: хан Берке навсегда освободил русских подданных от «налога кровью».
Поездки в ставку золотоордынцев убедили князя, что в военном отношении восточный сосед настолько силен, что противостоять ему даже при поддержке католического Запада бессмысленно. К тому же он был свидетелем «истинности» поддержки католического Запада в борьбе южнорусских князей с татаро-монгольскими войсками. В притязаниях папской курии он усмотрел цивилизационную опасность для русских. Запад относился к южнорусским княжествам, выражаясь современным языком, как к санитарному кордону, живому щиту от набегов Золотой Орды на территорию европейских стран. Не случайно, великий русский поэт и государственник А.С. Пушкин, оценивая действия Европы в отношении России, отмечал: «Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией, а не Польшею, как ещё недавно утверждали европейские журналы; но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».
Коварство католической церкви проявлялось и в том, что жители русских земель, чьи князья заключали унию с папской курией, лишались возможности соблюдать обряды православной веры. А. Невский имел хорошее представление о таком историческом факте, как захват крестоносцами Константинополя, столицы Византийской империи, в 1204 году. Вместо того, чтобы проследовать на Ближний Восток с целью освобождения гроба Господня, они в городе устроили бесчинства, массовые грабежи и убийства горожан, нанеся колоссальный урон православной церкви. В последующие столетия на Руси с огромной тревогой следили за взаимоотношениями Византии и Запада. Византия ради самосохранения все больше шла на уступки — вплоть до заключения Флорентийской унии в 1439 г., в которой признавался приоритет католической веры над греческим православием. После неё Византии как государству осталось существовать 14 лет, когда в 1453 году под натиском турецких войск пала её столица Константинополь.
А. Невский был непримиримым противником католической церкви и одним из немногих российских князей, кто не пошел ни на какой компромисс, а тем более на союз с ней. В то же время он выступал за сотрудничество с Золотой Ордой. Благодаря этому союзу в конечном итоге возникли предпосылки для возрождения государства под началом Москвы, чьи князья четко придерживались внешнеполитического вектора, определенного А. Невским. По крайней мере, несмотря на все издержки материального, социально-экономического и демографического характера, русский народ выстоял и создал одно из могущественнейших государств в истории человечества. Русские княжества, в отличие от других покорённых народов, сохраняли свои госструктуры, законы и управление.
Будущее устройство Российского государства сложилось не только в результате усилий русских князей под эгидой Московского княжества, но и вследствие действий ханов Золотой Орды. Поддержка Ордой усилий московских князей в деле объединения русских земель была предпринята, конечно, не для блага русского народа, а в целях удобства управления обширной территорией. Татаро-монгольские завоеватели заложили такие важнейшие черты будущей российской государственности как единовластие, централизм. Н. Трубецкой, выдающийся русский ученый, основоположник «евразийской теории» в 20-х годах ХХ века, отмечал: «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Русский царь явился наследником монгольского хана: свержение татарского ига свелось к замене татарского православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Произошло обрусение и оправославливание татарщины, и московский царь оказался носителем этой новой формы татарской государственности». Отражение этого исторического периода в истории русского государства сохранилось и в русском языке: много монгольских слов прочно вошло в лексикон русских людей, например, казна, алтын, таможня, ямщик и др.
Московское царство, сбросившее ярмо татаро-монгольского гнета, включило в свой состав многие территории, входившие в свое время в состав Золотой Орды, вплоть до Тихого океана. Благодаря соединению русских и татарских земель окончательно сложилось многонациональное российское государство. Внешнеполитический курс А.Невского на столетия вперед предопределил ход развития русской истории. Этот князь был одним из первых государственных деятелей не только на Руси, но и в Европе, кто положил начало диалогу Запада с Востоком, христианства с исламом. Вот что писал по этому поводу видный российский историк А. Горский: «Согласно точке зрения русских учёных Г. Вернадского и Л. Гумилева, А. Невский, пойдя на союз с Золотой Ордой, предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и тем самым спас православие – основу самобытности русских людей и русской государственности».
По случаю смерти князя митрополит Кирилл обратился к народу со словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Через 200 лет князь получил в русской истории почетное наименование Невский за блестящую победу, одержанную 15 июля 1240 г. над шведским войском во главе с князем Биргером, будущим правителем Швеции. По инициативе митрополита Макария, при всемерной поддержке царя Ивана Грозного А. Невский был канонизирован православной церковью в 1547 году. В 1723 году мощи были доставлены в Шлиссельбург и спустя год были торжественно с воинскими почестями перенесены в Санкт-Петербург в только что открывшуюся Александро-Невскую Лавру.
После перенесения мощей князя в Санкт-Петербург по требованию Петра I последовал Указ Синода изображать на иконах святого А. Невского не в монашеских, а в великокняжеских одеждах. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден А. Невского — одну из высших воинских наград, просуществовавшую до Октября 1917 года. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, по инициативе И.В. Сталина эта награда была восстановлена, но в советском варианте. Ею награждались командиры от взводов до дивизий включительно за личную отвагу и умелое руководство воинскими частями. В годы Великой Отечественной войны на денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Выдающиеся русские и советские художники В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, П.Д. Корин изображали А. Невского на своих картинах. Композитор С.С. Прокофьев одну из шести своих кантат посвятил этому великому государственному деятелю и святому. Советский кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн по заданию Сталина снял в 1938 г. художественный фильм «Александр Невский», ставший классикой советского кинематографа, а главного героя в нем сыграл выдающийся советский актёр Николай Черкасов. Память о великом князе сохраняется сегодня в памятниках, названиях улиц и площадей, в освящённых в его честь православных храмах. В телевизионном проекте «Имя России» (2008 г.) участвовали рядовые телезрители, видные учёные, государственные деятели и политики, а также представители разных религиозных конфессий. В ходе обсуждения были рассмотрены 100 претендентов на звание «Имя России». Большинством голосов символом России был признан А. Невский.
Владимир КОРНИЛОВ,
Ярославль. доцент, к.э.н.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий