slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия в войнах

История России неразрывно связана с её военной составляющей, поскольку на протяжении более семи столетий становление и развитие русской государственности сопровождалось непрерывной чередой войн. Чтобы не углубляться в толщу веков рассмотрим военную историю России с петровских времен до середины позапрошлого столетия. Именно на это время приходится становление и возмужание регулярной русской армии, её военного искусства и, как результат, череды блестящих побед, как на западе, так и на востоке.

В прошлых обзорах я представил две первые книги военного историка и писателя Алексея Шишова «Полководцы Петра Великого» и «Полководцы эпохи Екатерины Великой».

Издательство «Вече» продолжает знакомить читателей с очередными томами этого замечательного историко-биографического труда Шишова. Это «Полководцы эпохи Александра I» и «Полководцы эпохи Николая I».

Царствование Александра I в первой его половине пришлось на время наполеоновских войн. Кульминацией военных побед императора французов стало нашествие наполеоновской армии на Россию. Уже с первых сражений на русской земле ярко проявился военный гений наших полководцев — «суворовского питомца» генерала Петра Багратиона и генерал-фельдмаршала Барклая де Толли, которые искуссным маневрированием в кровопролитных сражений сумели сохранить главные силы русской армии. А дальше, как известно, состоялось Бородинское сражение, в котором русская армия и её полководцы во главе с генерал-фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым покрыли себя неувядаемой славой. Имена Кутузова, Багратиона и Барклая известны нам со школьных времен. Куда меньше мы знаем о других героях Отечественной войны 1812 года. Это генералы Дохтуров, Коновницын, Витгенштейн, Раевский, Милорадович, Воронцов, Ермолов, Платов и Голицын. Они прославили себя не только в сражениях Отечественной войны , но и в других войнах. Каждому из них посвящён биографический очерк в книге Алексея Шишова «Полководцы эпохи Александра I».

Другая книга историка Шишова «Полководцы эпохи Николая I» посвящена военачальникам, которые продолжили славу русского оружия во времена Николая I. Следует особо отметить, что в царствование этого монарха Россия воевала с первого до последнего дня его пребывания на престоле. Войны с Турцией и Персией, кавказские войны. Да и Европа требовала военного присутствия ради подавления мятежей в Польше и Венгрии. При этом русской армии неоднократно приходилось вести сразу несколько войн.

Уже тогда Россия стала костью в горле британского экспансинизма на Востоке. Не случайно в ходе Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов Россия столкнулась с коалицией сильнейших европейских держав, развязавших военные действия против неё сразу с четырех сторон.

Алексей Шишов в книге «Полководцы эпохи Николая I» представляет семь биографических портретов николаевских генералов от Дибича и Паскевича до Муравьева и Андронникова. Если говорить откровенно, история не во всём была благосклонна к этим героям. Советская историография, клеймившая Николая Павловича как «палача декабристов» и «жандарма Европы»,была столь же негативно настроенна и к полководцам императора.

Книга Алексея Шишова «Полководцы эпохи Николая I» позволяет нам восстановить историческую справедливость.

*   *   *

«Большая Игра» — именно так называли политики минувших эпох стратегическое противостояние России и Англии в Средней Азии в XVIII—XIX веках. Выражение the Great (Grand) Game впервые использовал офицер на службе Ост-Индской компании Артур Конолли. В широкий оборот термин был введён Редьярдом Киплингом в романе «Ким» о мальчике полукровке на британской секретной службе. Английская разведка активно использовала индусов для шпионской деятельности в Центральной Азии.

После военной неудачи в Восточной (Крымской) войне изолированная на Западе Россия стала активно продвигать границы империи на Востоке, где она неизбежно должна была столкнуться с английской экспансией.

К этим драматическим страницам противостояния двух империй обращается в своей книге «Битва за пустыню. От Бухары до Хивы и Коканда» российский писатель и военный историк Владимир Шигин.

Как и предыдущие четыре книги серии «Большая игра» новая книга Шигина написана динамично и образно. А беллетристические отступления автора, в которых он оживляет реальных персонажей своего документального экскурса, засталяют вспомнить героев исторических миниатюр Валентина Саввича Пикуля. Тем более, что это те же персоны военной истории России.

*   *   *

 «С именем Дениса Давыдова неразрывно связано партизанское движение, развернувшееся в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. Давыдов был инициатором создания и искусным командиром одного из первых армейских партизанских отрядов, при прямой народной поддержке наносивших чувствительные боевые удары по захватчикам. В плеяде главных героев 1812 года он навсегда вошёл в отечественную историю — писал о Денисе Давыдове известный советский русский писатель и критик Олег Михайлов. Лучшие поэты — Пушкин, Жуковский, Боратынской, Вяземский, Языков — посвятили ему восторженные строки. Знаменитые художники той поры — Кипренский, Орловский, Доу — запечатлели его облик. Чертами Давыдова Лев Толстой наделил одного из самых обаятельных героев романа «Война и мир» — гусара-партизана Денисова. По словам Виссариона Белинского Денис Давыдов «примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин… как человек, как характер». И хотя Давыдов творил урывками, говоря о себе: «Я не поэт, я — партизан, казак», он оставил значительный след в отечественной литературе».

В новом издании мемуарной прозы Дениса Давыдова «Военные записки» представлены военные воспоминания, которые до сих пор остаются важными источниками для истории войн той эпохи: «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Тильзит в 1807 г.», «Дневники партизанских действий».

В письме к поэту и другу П.М. Языкову не без законной гордости Денис Давыдов сказал о себе так: «Не шутя, хотя и не пристойно о себе говорить, я принадлежу к числу самых поэтических лиц русской армии не как поэт, но как воин; многие обстоятельства моей жизни дают мне на это полное право: во-первых, благословение, данное мне великим Суворовым; пятилетнее адъютантство мое при князе Багратионе, герое в полном смысле слова, который, невзирая на малое образование своё, самобытным и проницательным своим гением познал все тайны военного искусства; наконец, тридцатилетняя моя служба и участие моё во всех воинах этого времени...»

*   *   *

В литературе есть такой феномен, когда всего лишь одно произведение способно обессмертить его создателя. При том что за плечами Эммануила Казакевича достаточно много других книг, он остается в памяти читателей как автор небольшой по размеру повести «Звезда».

Повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) принесла автору широкую известность и за неё он в 1948 году был удостоен Сталинской премии.

В годы войны Казакевич прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведотдела дивизии и капитана — помощника начальника разведотдела 47-й армии. Так что тематику своей повести он знал не понаслышке. Это история о семи разведчиках, действующих в тылу врага в Белорусской операции 1944 года. Их задача — выяснить численность и состав войск противника. И передать эту стратегически важную информацию по радиосвязи в штаб дивизии. Даже ценой своей жизни.

Немалому успеху «Звезды» сопутствовали две экранизации: первая в 1949 году с Николаем Крючковым, Василием Меркурьевым и Лидией Сухаревской в главных ролях.

Второй раз к экранизации «Звезды» обратился режиссёр Николай Лебедев, который в 2002 году снял новую версию для современного зрителя с участием известных актёров — Игоря Петренко, Артёма Семакина, Алексея Кравченко.

Следует отметить, что повесть «Звезда» выдержала более 50 переизданий. В линейке «военного романа» в издательстве «Вече» эта повесть выходит вместе с широко известным романом «Весна на Одере».

*   *   *

Личность Ивана Грозного продолжает привлекать внимание историков и литераторов. В последние годы в российской историографии наметился перелом в оценке деяний этого царя, которого с подачи «отца русской истории» Карамзина многие историки объявили самым мрачным тираном на российском престоле. Современный историк Дмитирий Боровков предлагает читателям три различных оценки деятельности этого государя, как государственника-реформатора и одновременно самого жестокого тирана своего времени. В книге «Иван IV Грозный. Самый противоречивый государь всея Руси» Боровков цитирует историков Николая Костомарова, Сергея Платонова и психиатра Павла Ковалевского. Они придерживались разных историко-методологических направлений. При этом каждый из цитируемых авторов трактует по-своему биографию государя. Таким образом составитель этой интересной антологии побуждает читателей самостоятельно сравнить подходы, порою существенно расходящиеся в оценках, к столь яркой личности русской истории.

*   *   *

Флорентийская дилогия «Год во Флоренции» и «Вилла Пальмьери» продолжает коллекцию книг иллюстрированного собрания сочинений Александра Дюма. Определить жанр этих книг — задача не из простых.

Здесь автор собрал самые различные истории от путевых заметок и биографических очерков о великих итальянцах до драматических сцен далекого и близкого прошлого Средиземноморья. Марсель эпохи Террора, узники замка Иф, девять тайн Человека в железной маске, месть хитреца Лоренцаччо, рок красавицы Бьянки Капелло, величие и падение полубога и лжепророка Савонаролы, яд власти и костры тщеславия, дворцы и хижины Италии и Прованса по пути в царство цветов и кинжалов под знойным солнцем Тосканы

Сам рассказчик этих историй без ложной скромности сравнивает себя с создателем «Декамерона».

«Здесь, на вилле Палмьери Боккаччо написал «Декамерон». Я решил, что она принесёт удачу и мне, и поставил свой письменный стол в комнату, где четыреста девяносто три года назад автор «Ста новелл», держал свой». И в этом — весь Дюма.

*   *   *

Если Александр Дюма остается одним из столпов французской словесности в жанрах историко-приключенческой и криминально-социальной романистики, этого не скажешь о других писателях, творивших на той же ниве. Хотя написали они не меньше автора «Трех мушкеторов» и «Королевы Марго» составившых Дюма славу «мэтра плаща и шпаги». Сейчас сложно сказать, кому принадлежит первородство это занимательного жанра, но к писателям «плаща и шпаги» можно отнести не менее десятка авторов. Некоторые из них уже забыты, другие, — как Поль Феваль, Понсон дю Террайль, Мишель Зевако, — продолжают будоражить воображение любителей исторической остросюжетной беллетристики. В серии «Мастера приключений» издательство «Вече» знакомит нас с одним из плодовитых авторов позапрошлого столетия Амеде Ашаром.

Библиография этого литератора столь обширна, что остается лишь поражаться, как это он успел столько насочинять.

Известность ему принесли «Письма парижан» — пикантные картинки из парижской жизни, появившиеся в фельетонном разделе ультраконсервативного журнала «L’Йpoque», под псевдонимом Гримма. После февральской революции 1848 года Ашар, будучи сотрудником роялистского журнала «L’Assemblйe Nationale», писал резкие политические статьи, за которые был вызван на дуэль и тяжело ранен редактором «Corsaire» Фиорентино. Очевидно дуэль несколько вразумила роялиста Ашара, поскольку оправившись, он занялся исключительно беллетристикой. Из множества его романов и повестей, весьма любимых публикой и выдержавших несколько изданий, можно назвать: «Бель-Роз», «Королевскую охоту» и «Доблестную шпагу месье де ла Герша». Этими яркими романами «плаща и шпаги» Амеде Ашар спустя полтора столетия вовзвращается к русскому читателю.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: