slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Как США проиграли войну во Вьетнаме

55 лет назад США пережили один из самых трагических периодов в своей истории ХХ века

Капитолий, США.

В 1960-х годах Соединённые Штаты были полностью отрезаны от Китая. По сути, единственным человеком у которого в тот момент были персональные контакты в регионе, была Анна Шеннолт. Ее первое участие в политической жизни страны состоялось во время президентской кампании Ричарда Никсона в 1960 году, когда Шеннолт агитировала в китайской общинe за Никсона.

Анна Шеннолт (Anna Chennault) родилась в Китае в 1925 году. Она была дочерью китайского дипломата и её имя при рождении было Чэнь Сянмэй. Когда ей было 19 лет, в 1944 году, она, будучи репортером, взяла интервью у американского генерала ВВС – Клэр Ли Шеннолта. Три года спустя, после развода генерала, они поженились и Чэнь Сянмэй стала Анной Шеннолт. Муж был на тридцать два года старше её. У них было две дочери, и брак продлился десять лет, до смерти генерала в 1958 году.

После смерти супруга Анна осталась богатой вдовой, благодаря тому, что ее муж, после завершения карьеры в армии, открыл свое дело.

Во время президентской кампании Никсона 1968 года, Анну попросили помочь в установлении тайной линии связи с правительством Южного Вьетнама. В результате она представила Никсона южновьетнамскому послу в Вашингтоне. Встреча кандидата в президенты с иностранным послом не было чем-то странным или необычным. Например, кандидат имеет право выслушать мнение посла о торговых отношениях со своей страной. И в наши дни кандидаты в президенты часто встречаются с различными израильскими правительственными чиновниками, и это никого не удивляет.

В 1968 году ни одно иностранное правительство не проявляло большего интереса к президентским выборам в США, чем Южный Вьетнам. Во время встречи с южновьетнамским послом Буй Диемом, Никсон дал понять, что давно знает и полностью доверяет Анне Шеннолт и что её следует рассматривать как единственное контактное лицо между кампанией Никсона и правительством Южного Вьетнама. Со стороны Никсоновской кампании Шеннолт будет передавать информацию через Джона Митчелла, адвоката, ближайшего друга Никсона, который в последствии станет Генеральным прокурором…

Теперь необходимо немного отступить и озвучить ситуацию с войной во Вьетнаме. После того как президент Джонсон объявил о том, что он не будет баллотироваться на пост президента – у него словно гора с плеч свалилась. Когда не надо волноваться о внутриполитической борьбе, всю свою энергию и силу можно сосредоточить на историческом наследии для потомков. Джонсон решил все свои силы направить на то, чтобы найти решение для окончания Вьетнамской войны.

Предварительные переговоры между Соединёнными Штатами и Северным Вьетнамом начались 10 мая 1968 в Париже. Джонсон приказал временно приостановить бомбардировки Северного Вьетнама. Позиция Ханоя заключалась в том, что бомбардировки должны быть полностью прекращены, прежде чем Северный Вьетнам будет готов сесть за стол переговоров.

Со своей стороны, Джонсон выдвинул свои условия для прекращения бомбардировок:

– деэскалация северных атак на Южный Вьетнам;

– создание демилитаризованной зоны (DMZ) между Севером и Югом (что-то наподобие того, что было создано во время войны на Корейском полуострове);

– принятие Южного Вьетнама в качестве участника любых переговоров между сторонами.

Проблема заключалась в том, что Северный Вьетнам и Вьетконг (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, военно-политическая организация, действовавшая в Южном Вьетнаме в 1960–1977 годах; с конца 60-х гг. этот термин используется в отношении всех вьетнамских коммунистов) не принимали присутствие Южного Вьетнама на переговорах. Южный Вьетнам не принимал присутствие Вьетконга на переговорах.

Джонсон же, после того, как получил секретное сообщение от советского министра Алексея Косыгина, поверил, что он выйдет вот-вот из этого дипломатического тупика. Ведь Советы дали Джонсону понять, что если Соединённые Штаты прекратят бомбардировку, то они вернут представителей Северного Вьетнама за стол переговоров, и те согласятся на все на три условия Джонсона. Поскольку Советский Союз поставлял Северному Вьетнаму 80% боеприпасов, Джонсон был убеждён, что у СССР было достаточно рычагов давления на Северный Вьетнам и переговоры станут реальностью.

В тот момент Джонсон был доволен происходящим, еще бы, ведь перспектива мирного соглашения смогла бы закрепить его историческую роль во Вьетнаме и добиться так называемого «Мира с Честью»/ «Peace with Honor». Тайный прорыв дипломатического тупика в Париже и сигналы идущие из Северного Вьетнама говорили о том, что мирная конференция состоится и Северный Вьетнам примет абсолютно все условия Джонсона. Но еще надо было договориться с президентом Южного Вьетнама — Нгуен Ван Тхьеу.

Джонсон двигался медленно и осторожно. Президент Тхьеу согласился и всё было готово к мирным переговорам. Северный Вьетнам принял сообщение, что если они нарушат условленную DMZ и продолжат атаки на Южный Вьетнам, то американские бомбардировки начнутся снова.  28 октября Джонсон отдал приказ о прекращении бомбардировок. До выборов оставалось одна неделя.

Теперь необходимо обратить внимание на президентскую гонку между Никсоном и Хамфри. Всю президентскую кампанию Никсон избегал любой конкретной позиции по каждому из важных вопросов. Его стратегия заключалась «и вашим и нашим… туда-сюда»… Непопулярность вьетнамской войны и ассоциация Хамфри с администрацией президента Джонсоном сыграла свою роль и Хамфри уступал Никсону во всех опросах. И тут Хамфри пошёл ва-банк и озвучил, свою поддержку о заключении мирного соглашения с Северным Вьетнамом.

Более того, чем больше третий кандидат Джордж Уоллас терял популярность, тем быстрее Хамфри догонял Никсона в опросах. В середине октября отставание было всего 5 points, что в пределах погрешности – то есть между кандидатами была фактическая ничья. Если президент Джонсон сможет добиться мирного соглашения – то демократы получат весомый толчок на выборах. Никсон же, хотел, чтобы Южный Вьетнам информировал его о любых секретных событиях на мирных переговорах. Никсон понимал, что любые важные шаги на пути к миру будут выгодны для демократов в ноябре и соответственно уменьшат его личные шансы на победу.

Мирная Конференция в Париже должна была начаться 31 октября, за шесть дней до президентских выборов в США. Джонсон боялся, что в последнюю минуту СССР и Северный Вьетнам откажутся от саммита. Он никогда не представлял, что удара следует ждать совсем с другой стороны: позвонил Госсекретарь Дин Раск и сообщил, что Нгуен Ван Тхьеу, президент Южного Вьетнама позвонил Раску и сказал, что южновьетнамская делегация не успевает попасть в Париж. Три дня недостаточно, для нужных сборов. Ранее Нгуен Ван Тхьеу говорил, что одного дня хватит. Но почему такая перемена, что произошло? Джонсон сразу всё понял.

Во-первых, он знал Анну Шеннолт. Во-вторых, ЦРУ и АНБ прослушивали посольство Южного Вьетнама в Вашингтоне и офис самого президента Нгуен Ван Тхьеу в Сайгоне. Джонсон прочитал отчеты о наблюдении и сразу понял, что президентская кампания Ричарда Никсона через Анну Шеннолт вела переговоры с президентом Южного Вьетнама и наставляла его оттянуть мирные переговоры.

Наблюдение показало, что Шеннолт выступала в качестве посредника от кампании Никсона с южновьетнамским послом в Вашингтоне, Диемом. И от него информация передавалась президенту Тхьеу. К вечеру 30 октября Джонсон имел полную картину происходящего. Президент позвонил в ФБР и поставил Анну Шеннолт под круглосуточное наблюдение. Также он увеличил наблюдение за южновьетнамским посольством. Президент хотел знать о каждом приходящем и уходящем из посольства человеке.

Потом Линдон Джонсон связался с Сайгоном и сказал, что, если президент Тхьеу разрушит этот наилучший шанс для достижения мирного соглашения, американский народ никогда не будет поддерживать дальнейшую войну в Вьетнаме. Более того, президент США добавил, что президент Тхьеу совершает огромную ошибку, доверяя Ричарду Никсону.

Уже на следующий день Джонсон позвонил влиятельнейшему республиканскому сенатору Эверетту Дирксен и ввёл его в курс происходящего. Джонсон надеялся, что как только Дирксен скажет Никсону, что президент в курсе интриги, то Никсон отступит и перестанет вмешиваться в мирные переговоры. Джонсон специально упомянул о причастности Анны Шеннолт и сказал, что президентская кампания Никсона будет уничтожена, если эта новость получит огласку в прессе.

Джонсон воздержался от личного обвинения Никсона, но он ясно сказал, что люди в окружении кандидата должны прекратить мешать переговорам. И в этот же день 31 октября, президент Джонсон объявил по телевизору о важном прорыве в переговорах с Северным Вьетнамом.

Сегодня вечером я хочу сказать Вам о очень важных событиях в достижении мира в Вьетнаме. Мы участвуем в переговорах с представителями Северного Вьетнама с мая прошлого года… Я приказал, чтобы все воздушные, морские и артиллерийские обстрелы Северного Вьетнама будут прекращены в эту пятницу, с 8:00 утра по Вашингтонскому времени. Я принял это решение на основе событий и дипломатическом прорыве в Парижских переговорах, — объявил президент стране

Вскоре ФБР зафиксировало, что советник Никсона, Джон Митчел позвонил Анне Шеннолт домой. И на следующий день, президент Южного Вьетнама предал американского президента… В итоге война в Вьетнаме уничтожила президентство и политическую карьеру Линдона Джонсона. Во время правления Джонсона в ней погибли тридцать шесть тысяч американских солдат. И единственный, кто удерживал у власти Нгуен Ван Тхьеу, был президент США Джонсон. Всю свою влиятельность американский президент направил на укрепление позиции южновьетнамского коллеги.

Но через двадцать четыре часа после телевизионного выступления, Тхьеу предал своего американского покровителя: несмотря на обещание, данное Тхьеу раннее, он отказался присоединиться к мирным переговорам если на них будет присутствовать Вьетконг. Тхьеу знал, что это было невыполнимое для Джонсона условие, и переговоры были сорваны.

ФБР доложило президенту о перехваченном разговоре между Анной Шеннолт и послом Диемом в Вашингтоне. Советник по национальной безопасности Уолт Ростоу убеждал президента Джонсона предать всю историю огласке и уничтожить Никсона. Президент посоветовался с Госсекретарём Раском и Министром Обороны Кларком Клиффордом, и те указали ему на то, что публикация этой истории раскроет засекреченные методы сбора разведывательных данных как в Вашингтоне, так и в Сайгоне… Что означало, что будут скомпрометированы методы прослушки и в других посольствах других регионов.

Более того, Шеннолт будет отрицать, что указания шли от Никсона. Её звонок не был так называемым «smoking gun» доказательством. Никсон всегда мог сказать, что это делали его советники без его ведома. Да и Шеннолт будет всё отрицать. Зато какой ущерб этот скандал принесёт стране… Например, это потенциально может делегитимизировать администрацию будущего президента.

Джонсон опасался, что эта история просочится в прессу – что будет, если все узнают, что Джонсон знал обо всем, но ничего не предпринял? Более того, импичмент новоизбранного президента нанес бы огромный вред стране. Импичмент президента на тот момент это былo лишь исторической аномалией, произошедшей единственный раз во время бурной эпохи после Гражданской войны.

Эпилог

Ричард Никсон выиграл выборы и стал следующим президентом. О “Дело Шеннолт”, как и ожидалось, стало известно, но и Никсон, и сама Шеннолт, конечно, полностью все отрицали. Этот эпизод вообще канул бы в лету, если бы историк Джон Фаррэл не начал писать книгу о биографии Ричарде Никсона и не нашёл дневники Никсоновского помощника и будущего руководителя президентской администрации Гарри Холдемана, которые тот вел во время президентской кампании Никсона в 1968 году…

В итоге первого января 1975 года Холдеман был осужден за заговор и препятствие правосудию за свою роль в скандале Уотергейт. Его приговорили к сроку от двух с половиной до восьми, но срок был сокращён после окончательного вынесения приговора.

Ричард Никсон совершил государственную измену и разрушил мирные переговоры с Северным Вьетнамом. Ради своего президентства, Никсон пожертвовал жизнью 20 тысяч американских солдат, которые погибли во время его правления. Никсон прекрасно знал, что Джонсон и Раск никогда не решатся предать огласке историю с Шеннолт во время президентских выборов… И все это «во благо страны»…

По материалам ИноСМИ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: