slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Родные берега

Книжная полка

В издательстве «У Никитских ворот» вышла книга избранных повестей и рассказов Владимира Пронского. Называется она «Калиновый берег», так же, как и один из рассказов, в неё вошедших, не так давно публиковавшийся в газете «Слово». На обложке — знакомый автору с детства пейзаж — вид с Покровского исторического холма Пронска, с рекой у его подножия и заречными зелёными просторами. Этот вид — напоминание автору о юности и родной земле, где живут герои его повествований. В книгу вошли две повести и шесть рассказов.

В повести «Уходило спелое лето» показан старожил-механизатор Михаил Бармасов. Его прототипом явился прончанин, до недавней поры живший в славном городе и многим запомнившийся оригинальностью. Человек с трудной судьбой, неустроенным бытом, он до конца остался совестливым, с добрейшей с душой, хотя частенько страдал от наговоров, которыми оплетали его, считая способным на сглаз. Жил трудно, но достойно, страдая от чиновников и неуклюжего поведения земляков, видевших в нём затаившегося колдуна и не хотевших понять его ранимую душу.

Вторая повесть «Уезжай и возвращайся» — автобиографична. В ней любовно показаны отношения героя-повествователя со своей мамой, Надеждой Васильевной, ставшей прототипом Надёжки Савиной в трилогии «Провинция слёз». На закате её лет, уйдя на «вольные хлеба», автор много времени провёл с ней, навещал до последнего дня, по-сыновьи скрасил одиночество, наполняя материнское сердце радостью и уютом.

Рассказом «Вкус терентьевки» — о встрече главного героя с одноклассниками и учителями — автор открывает подборку рассказов.  Они честны, стилистически точны, написаны колоритным языком, во всех чувствуется дыхание родных берегов и малой родины. Здесь и рассказ-воспоминание о детстве, переплетающиеся с реалиями сегодняшнего дня, — «Тёплый дождь предзимья», и «Ветер окольных дорог» о сложных отношениях отца с сыном-подростком. Рассказы «Калиновый берег», «Мямля», «Бутырский жених» расширяют горизонты повествования. Некоторые рассказы небольшие по объёму, но автору удаётся на малой площади считанных страниц показать запоминающиеся судьбы и характеры героев. Все они что-то теряют, но и что-то находят. И это делает их жизненными и современными.

Вот, например, в рассказе «Калиновый берег» сельскому пенсионеру становилось тревожно, когда в мыслях появлялась рано ушедшая жена Светлана… И тогда он спешил на крыльцо, на свет Божий… «Частенько Алексей Петрович стал замечать за собой несуразицу. Она и во сне снилась, хотя в такие моменты он словно и не спал, а укрывался невесомой кисеёй – всё видел и слышал, а если окончательно просыпался, то всё улетучивалось. И тогда досада брала, словно от великой потери. Вот и теперь на улице никого не оказалось, лишь безмолвная ворона застыла чёрной головешкой на берёзе перед домом. Ворону он замечал уж несколько дней и не понимал, откуда она прилетала и зачем. «Моей смерти, что ли, ждёт окаянная?!» — сердился Алексей».

От таких мыслей, хочешь не хочешь, жена мнилась всё чаще, и всё чаще он вспоминал их укромное место на берегу реки, где когда-то рос куст калины, унесённый в половодье. А как-то, прихватив спиннинг, собрался на заветный берег, где к этому времени, на удивление, вырос новый куст. На реке «Алексей присел на обрыв и, забыв о спиннинге, вспоминал день за днём, год за годом, что согревало в совместной жизни, такой, казалось, короткой и ненасытной, будто находился в этот момент рядом со Светланой. И что можно сделать, чтобы вернуть её и продлить счастье… Увы, это теперь невозможно, сколько не переживай. Он так и ушёл от омута, не сделав ни одного заброса блесны. Пытался и не мог понять, как так получилось, что молодой куст калины вырос на прежнем месте, словно для того, чтобы у него не рвались воспоминания, чтобы они всегда жили в душе и бесконечно грели её… Вечером он долго не мог уснуть, в какой-то момент догадавшись, что калина появилась не сама по себе, а чтобы он как можно дольше помнил свою молодость и себя в ней. И Светлану помнил, и жил этими воспоминаниями, и никогда не расставался с ними».

Как-то навестил сын, но ни о чём серьёзном не поговорили: переночевал, набрал сельских подарков и уехал… «Вновь Алексей остался со своими мыслями. А как-то глянул – ворона на берёзе пропала, и он, повеселевший, отправился к омуту с другим настроением. У калины увидел стаю свиристелей, облепивших её. Птицы не успели оклевать ягоды, поэтому Алексей аккуратно срезал кисти и понёс домой, помня, что завтра у Светланы день рождения. Утром он отнесёт пурпурные ягоды на её холмик, а какие останутся – сохранит на веранде. Он и в недавние годы так делал. Калина всю осень горчила, но Алексею казалась самой терпкой и сладкой ягодой. Перед морозами он положит подсохшие кисти между оконными рамами, чтобы любоваться ими всю долгую зиму. И ждать новой весны, и нового лета, и новой осени, когда созреют молодые кисти… От этих мыслей, от радости обновления Алексею Петровичу показалось, что всё окончательно и навсегда изменилось, не оставив и следа прежнего уныния».

Даже небольшой отрывок укрепляет уверенность, что со временем герой преодолеет многолетнюю душевную угнетённость, тоску и печаль, потому что Светлана по-прежнему живёт в его душе. К тому же у него есть дети, внуки — как можно с ними пропасть, замкнуться в унынии? Никак невозможно!

Тем и ценны произведения, собранные в этой книге, показывающие героев в зыбкие моменты жизни, укрепляющие стойкую силу, помогающую им, и хочется верить, что не всё так печально в мире, в нём находится место для радости и мечты, и зачастую они осуществляется, как, например, в рассказе «Бутырский жених»… Мал росточком Максим Аверин — житель дальнего села — но и он нашёл своё счастье, когда окончательно наметилась свадьба с односельчанкой Верой. «На следующей неделе он съездил в райцентр, дрожа от волнения, сильно стесняясь, купил обручальные кольца, и не было в этот день человека, счастливее его. Когда возвратился, то шагал, не чувствуя под собой ног – будто летел. День выдался тёплым, тихим, ласковым – самым настоящим. Из садов стелился запах перезревших яблок, с огородов веяло дымком картофельной ботвы. Максим зашёл с остановки к себе на Бутырскую и, гордо посматривая на сельчан, издали первым здороваясь, отправился к Вере. В спину его подгоняло лучами закатное солнце, и длинная тень, растягиваясь и сжимаясь, колыхалась перед ним в такт шагам, словно напоминала, что по селу, на зависть многим, идёт высокий и стройный жених-красавец – будущий отец».

Этой замечательной сценой завершается рассказ, а вместе с ним и книга, и остаётся в душе радость и покой от всех сердечных бурь, ещё недавно бушевавших в душах героев, ставших родными автору.

Сергей ПАНФЁРОВ, член Союза писателей России.

Рязанская обл., Кораблино.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: