slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вспоминая первостроителей города…

Памятник первостроителям завода «Дагдизель» в Каспийске

Весна 1932 года… В недалёком прошлом сельскохозяйственная страна Россия, впервые в своей истории была охвачена «вихрем великих строек» первой сталинской пятилетки 1929–1934 гг.: Магнитогорский, Кузнецкий, Криворожский металлургические комбинаты; Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы; Московский, Воронежский и Ульяновский авиазаводы; судостроительные заводы в Ленинграде, Николаеве, Комсомольске-на-Амуре, а также сотни новых городов, посёлков, морских и речных портов, электростанций и т.д. и т.п.

При этом огромное внимание уделялось и строительству предприятий оборонного значения, в числе которых оказался и завод № 182 для производства морского оружия — торпед, впоследствии названный «Дагдизель».

5 мая 2022 г. исполняется 90 лет с тех пор, как по центральному радио прозвучало сообщение о начале строительства в Дагестане, на берегу Каспийского моря, в 14 км южнее Махачкалы нового завода по производству «двигателей» — в интересах секретности истинное предназначение завода скрывалось.

К концу мая 1932 года на стройке работало уже около двух тысяч человек. Среди первостроителей были рабочие из Москвы, Ленинграда, Воронежа, Белгорода, Архангельска... Вскоре к ним присоединилась и первая партия рабочих-горцев из Дагестана.

Для прибывающих на стройку был построен палаточный городок № 1 на территории нынешнего стадиона «Труд», получивший у первостроителей название «Белый городок».

С быстрым ростом числа первостроителей летом 1932 года в районе Каменного карьера у подножия горы Турали появился и второй палаточный городок с плакатом у входа «Даёшь Двигатель!». Ближе к осени появились и первые бараки. В тот же год был заложен первый камень в фундамент будущего завода и города.

В титанически трудных условиях начиналось строительство индустриального первенца Дагестана. Заболоченная почва не только мешала земляным работам, но и оказалась рассадником тропической малярии, которая ежемесячно выводила из строя до 20% рабочих.

Заметное улучшение условий жизни первостроителей наступило лишь весной 1934 г. после посещения стройки правительственной комиссии во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б) А.И. Микояном.

В июле 1934 г. в разгар строительных работ новостройку посетил Нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Выступая на митинге перед рабочими, он поблагодарил их за самоотверженный труд в таких сложных условиях и заверил, что будущие поколения будут благодарны им и «их имена навсегда войдут в историю строящегося завода и города».

С тех пор прошло 88 лет. Сегодня невозможно перечислить всех, даже самых выдающихся первостроителей-ударников, но я попытаюсь назвать имена первых, сегодня полузабытых, руководителей строительства города и завода: Н.А. Фетисов (1932–1934), С.Б. Урицкий (1934–1936), Е.М. Равикович (1936), К.К. Пога (1936–1937), главного инженера А.С. Дезорцева (1933–1938). Многие из них в 1937–1938 гг. по ложным доносам были репрессированы, но все они в последующем были реабилитированы. Некоторые посмертно…

Александр Соломонович Дезорцев, например, был крупнейшим в стране гидротехником, окончившим два института — в Льеже (Бельгия) и в Сорбонне (Франция). В конце 1933 года он был командирован в Дагестан на должность главного инженера стройки. За его плечами уже были крупнейшие стройки СССР: Госстрой, Энергострой, Главэнерго, Стальгрэс. В Двигательстрое он явился главным автором проекта морского цеха № 8, ставшего теперь эмблемой нашего города. Но имя его мало кому известно…

К осени 1934 г. строящиеся рядом с заводом жилые дома стали основой нового посёлка городского типа. 14 октября 1934 г. Постановлением Президиума и ЦИКА ДАССР официально был образован посёлок Двигательстрой.

Все дети, родившиеся в нашем городе после 14 октября 1934 года в «Свидетельстве о рождении» получали запись: «Место рождения – посёлок Двигательстрой».

В предвоенные годы с завершением строительства завода посёлок стремительно развивался: появлялись новые красивые улицы, жилые дома, две средние школы, больница и поликлиника, кинотеатр, детские сады, стадион и т.д. Первостроители дважды пытались переименовать посёлок в город Сталин-Шагар в 1936-м и в Сталин-Юрт в 1939 году. Но поддержки своей инициативы в Москве не получили.

Лишь после окончания Великой Отечественной войны 17 сентября 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Двигательстрой был переименован в город Каспийск. Это прекрасное событие породило одну проблему.

Горожане, отмечая очередную дату дня рождения города, ведя отсчёт с 1947 года невольно исключают первостроителей 1932–1947 гг. из числа каспийчан. Как избежать этого?

Очевидно, что, отмечая день рождения или юбилей города Каспийска нужно обязательно упоминать и дату начала его строительства, как бы он тогда ни именовался: 75 лет городу Каспийску (17.09.1947) и 90 лет с начала его строительства (5.05.1932).

У всех горожан, получивших «Свидетельства о рождении», выданные в посёлке Двигательстрой до 17.09.1947, при получении паспортов место их рождения поменялось на «город Каспийск».

Может быть и день рождения города Каспийска стоит отмечать как прежде? До 17 сентября 1947 г. дата рождения посёлка Двигательстрой отмечалась ежегодно 14 октября.

Нам только кажется, что прошлое навсегда уходит от нас. Оно не проходит бесследно…

Оглядываясь на прожитые 85 лет, я стал остро ощущать, что, что вместе с моим поколением навсегда исчезнет память о тысячах первостроителей посёлка Двигательстрой, ставшего городом Каспийском, трудившихся в тяжелейших условиях предвоенных лет, в годы войны и в первые послевоенные годы. Они подарили нам возможность жить и трудиться в этом замечательном городе и наш долг сохранить о них добрую память!

Наблюдая сегодня за строительством Памятника первостроителям Каспийска в районе первого палаточного городка 1932 года, я, от имени их детей и внуков, выражаю благодарность действующей администрации города. Надеюсь, что в новом городском музее появятся имена многих заслуженных первостроителей, которые, как и обещал Серго Орджоникидзе в 1934 году, навсегда останутся в истории нашего города.

Герман КИРИЛЕНКО,

доктор военных наук, профессор, почётный гражданин г. Каспийска

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: