slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Баку между Тегераном и Тель-Авивом

Конспирология

В начале октября на границе между Азербайджаном и Ираном, по сообщениям ряда информагентств, были отмечены бои местного значения с применением стрелкового вооружения. Говорилось и о боевых потерях с обеих сторон. Тегеран и Баку даже начали стягивать к границе тяжёлую технику и вооружения.

Предчувствие войны здесь становилось всё более осязаемым. Войны, которая, по большому счёту, не нужна была ни Азербайджану, ни Ирану, а уж тем более России, которая представлена в Закавказье миротворческим контингентом в Карабахе. «Поджигателями войны», эксперты называли Турцию, Израиль и Соединенные Штаты.

Формальным поводом для обострения отношений между двумя странами стало перекрытие военными Азербайджана двух участков трассы между армянскими городами Капан — Горис, часть которой проходит теперь по азербайджанской территории. Здесь арестовали двух иранских водителей, все грузовики обложили «данью» — платой за проезд, сообщила svpressa.ru. Поводом для беспокойства Тегерана стали и совместные военные учения Азербайджана, Турции и Пакистана, в том числе в районе Каспийского моря, акватория которого, по соглашению прибрежных стран не предусматривает иностранного военного присутствия.

Но главное — Иран выразил беспокойство присутствием Израиля в Азербайджане и его влиянием на регион. Действительно, у Израиля более чем тесные деловые и военные отношения с Баку, и они оцениваются не в один десяток миллиардов долларов. В ходу широко цитируемых «диванных экспертов» было мнение, что Израиль ударит по ядерным объектам Ирана именно с территории Азербайджана.

В общем, слово за слово — официальные лица Ирана и Азербайджана через СМИ обменялись острыми высказываниями. А 1 октября Вооруженные силы Ирана начинают проведение новых учений.

Накануне, 27 сентября, в интервью турецкому агентству «Анадолу» президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал по поводу иранских маневров, что такого не было 30 лет и народ азербайджанский хочет разобраться, что к чему. Политобозреватели указывают на то, что вопрос «кто первый начал?» относится к дискуссионным. Ведь, как говорилось выше, с 20 сентября в Нахичеванской АР шли азербайджано-турецкие совместные учения, а ещё турецкие моряки привлекались к действиям в акватории Каспийского моря.

Парируя замечание Алиева, официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде открытым текстом заявил: «Ясно, что Исламская Республика Иран не потерпит присутствия сионистского режима у своих границ, даже если это просто шоу, и предпримет все необходимые действия для защиты своей национальной безопасности».

Это, можно сказать, стало «потолком» в нагнетании напряжённости. Уже 30 сентября, когда азербайджанский посол в Тегеране вручал министру иностранных дел Ирана копии верительных грамот, обоюдная публичная риторика была сдержанной. Посол Азербайджана объявил также о начале межгосударственных консультаций Баку и Тегерана. Возможно, в обоюдной повестке переговоров фигурировал и израильский вопрос.

Как считают эксперты, ситуацию несколько прояснило прозвучавшее 2 октября заявление начальника Управления военной разведки Израиля (одной из трех ключевых спецслужб Израиля — АМАН) генерал-майора Тамира Хаймана: «Иран не движется в сторону прорыва с разработками ядерного оружия, а перспектива его получения может быть далеким будущим».

Развернула тему газета The Jerusalem Post. Цитируя высокопоставленного израильского разведчика, она пишет о том, что иранцы стоят перед тремя вариантами: вернуться к предыдущей ядерной сделке 2015 года, выторговать себе ещё кое-что или пойти на «беспрецедентное неповиновение», в том числе в области оружия и продолжения обогащения. Однако по своим каналам АМАН узнал, что Тегеран отдает предпочтение второму варианту, поскольку страна столкнулась с тяжелейшим экономическим и, главное, водным кризисом. С этим желанием Тегерана готовы согласиться и Вашингтон, и Тель-Авив.

Авторы svpressa.ru подчёркивают, что буквально за одну неделю в Израиле и, наверняка, в США произошёл коренной разворот на 180 градусов в отношении оценки иранской ядерной программы. Фраза Тамира Хаймана, главного военного разведчика, о том, что Ирану «предстоит пройти длинную дорогу до ядерной бомбы» следует воспринимать буквально: атомной бомбы у Раиси нет, и долго ещё не будет — так зачем бомбить Иран сейчас?

Наблюдается очевидное смягчение риторики иранских военных, и Тель-Авив неожиданно признал, что Ирану, оказывается, ещё далеко до атомной бомбы. Дескать, можно и подождать с бомбежками объектов в Туркоозабаде, Тегеране и Мериване. В этом свете иначе предстают и заявления иранских блогеров о том, что Раиси «победил» Алиева, поскольку Азербайджан якобы был вынужден отказать Израилю в ударе со своей территории. Что ни говори, а таких совпадений в большой политике не бывает.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: