slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Мирная» провокация

Эсминец от премьера

Тот самый HMS Defender в Черном море

В ходе «Прямой линии» 30 июня президент Россия Путин назвал спланированной политической и военной провокацией нашумевший инцидент с британским эсминцем HMS Defender. Однако не стал переоценивать его значения в сегодняшнем неспокойном мире. Подробности инцидента всю неделю взахлёб обсуждали СМИ. Действительно, вопросов было немало: наши показывали видео министерства обороны с пушечными выстрелами и пролётом самолетов ВКС, британская Би-би-си демонстрировала кадры своего корреспондента на борту «Дефендера», в целом подтверждавшие российскую версию событий. Однако официальный Лондон первое время отнекивался: эсминец ничего не нарушал, никакого инцидента не было, как не было предупредительных выстрелов и бомб. А российский флот неподалёку просто проводил учебные стрельбы. Вспомнилась фраза популярного персонажа в исполнении Андрея Миронова: «Ну какой же это крест? Это скорее буква «хэ»…

Однако уже в интервью тому же корреспонденту Би-би-си капитан британского эсминца заявил, что корабль проходил в территориальных водах Украины, чтобы показать, что международное сообщество не признаёт российской «аннексии Крыма». То есть решение было вполне осознанным. А вскоре на автобусной остановке (!) недалеко от Лондона, как в детективном сериале, некий гражданин обнаружил размокшие под дождём полсотни страниц документов британского министерства обороны, в том числе секретных. В документах излагался план под кодовым названием Op Ditroite — «мирного прохода» эсминца через «украинские территориальные воды».

В соответствии с морским правом?

Как стало известно из дальнейших сообщений, министр иностранных дел Доминик Рааб предупреждал, что Москва может расценить проход эсминца возле Крыма как провокацию. По данным британской прессы, курс, которым в итоге прошел «Дефендер», был предложен министром обороны Беном Уоллесом, а окончательное решение принял премьер-министр Борис Джонсон. (Отметим, что он никогда не упускал случая «погарцевать на лихом коне» из кризиса в кризис на всех своих должностях, а тут — целый эсминец! Много раз отмечалось, что Джонсону не дают покоя лавры Уинстона Черчилля, британского премьера времён Второй мировой войны и последнего защитника Британской империи.)

Итак, теперь совершенно ясно, что это была сознательная провокация. Дополнительным доказательством является тот факт, что, в соответствии с уложениями морского судоходства, Лондон запросил разрешения на проход вблизи мыса Фиолент — но запросил его у Украины, прекрасно зная, что Украина не контролирует эту акваторию. В тех же уложениях говорится, что разрешение следует испрашивать у стороны, которая фактически контролирует ту или иную зону. Надо ли говорить, что фактический контроль находится в руках России — что бы ни считали в Лондоне и иных столицах. И ещё одна пикантная подробность: по словам Ильи Кивы, оппозиционного депутата украинской Верховной Рады, президент Зеленский в канун инцидента нанёс визит на борт британского военного корабля в порту Одессы. Логично предположить, что там обсуждались вероятные сценарии развития событий.

Понятно, что Киев готов ухватиться за любой шанс показать Москве и миру, что «Крым их». Более-менее ясны и мотивы Лондона: мы знаем, что Британия последние полтора десятилетия проявляет исключительное внимание к России и даже обогатила словарь русского языка по меньшей мере одним замечательным выражением — «хайли лайкли». Всё это время Британия находится в группе, а нередко во главе самых одиозных защитников цивилизованного мира от российской агрессии — наряду с прибалтами, поляками и рядом других держателей переходящего вымпела «лучшему русофобу»
А после Брекзита Лондону особенно хочется промелькнуть на внешнеполитической арене в качестве самостоятельной силы!

Бортовой номер 9792

Свою первую поездку в Европу президент Джо Байден провёл под лозунгом «США вернулись». В свою очередь, Борис Джонсон хочет показать, что и «правь-Британия-морями» вернулась тоже. По мнению британского аналитика Найджела Гулд-Дэвиса, в Лондоне есть также мнение, что Россия «пытается изолировать Британию и усугубить положение, в котором оказался Лондон после Брекзита». Напомним, кстати, что в канун референдума 2016 года о выходе из Евросоюза в Британии даже раздавались голоса, обвинявшие Россию в том, что она способствует такому исходу голосования – чтобы ослабить и Британию, и ЕС. Пикантная деталь состоит в том, что знаменосцем кампании за выход из ЕС в Британии был не кто иной … как нынешний премьер-министр Борис Джонсон…

Надо полагать, по поводу прохода «Дефендера» Лондон как минимум поставил Украину в известность. Наиболее важный вопрос, однако, состоит в том, координировались ли действия Лондона с Вашингтоном, тем более что инцидент имел место практически сразу после женевской встречи президентов Путина и Байдена.

На своей «Прямой линии» российский президент представил на этот счёт доказательства: в то самое время, когда «Дефендер» входил в территориальные воды возле мыса Фиолент, с американской базы на острове Крит взлетел разведывательный самолёт ВВС США с бортовым номером 9792. Целью всей операции, по словам президента, была не только политическая демонстрация, но и сбор информации о российских средствах реагирования и противодействия. Российские военные, как сказал Путин, выдали ту информацию, которую «сочли нужным».  

Касательно политики Путин задался вопросом: ради чего была устроена эта провокация, особенно после Женевы? Вы вольны не признавать Крым российским, но стоит ли из-за этого устраивать военные провокации? По заявлению президента, опасность самой провокации не следует переоценивать: даже если бы мы ответили жёстче и потопили британский эсминец, мировая война не началась бы. Путин напомнил, что после хора протестов из Киева и других столиц Россия отвела от границ Украины войска, проводившие учения на своей (!) территории. Но вместо того, чтобы сказать спасибо, военные силы НАТО, по слову президента, «припёрлись» к нашим границам – имея в виду, разумеется, очередные совместные учения НАТО с Украиной Sea Breeze. Эти учения проводятся ежегодно, но в этом году отличаются беспрецедентными масштабами. По оценке российского президента, главная опасность состоит в «военном освоении украинской территории» североатлантическим альянсом. Это существенная, жизненно важная проблема для безопасности России.

То есть речь идёт – если не де-юре, то де-факто – о дальнейшем расширении НАТО. Много лет Москва упрекает Запад в том, что именно продвижение НАТО на Восток в нарушение данного Москве обещания стало главной причиной новой холодной войны. Запад парирует, что восточноевропейские и бывшие советские страны сами изъявили желание вступить в НАТО из опасений российской агрессии. Но, по словам бывшего британского посла в России сэра Родрика Брейтвейта, когда обсуждались вопросы расширения НАТО на рубеже веков, Россия вообще не фигурировала в дипломатических депешах: никто не считал, что на мнение Москвы надо обращать внимание, никто не верил, что «Россия вернётся». Возникает вопрос: если никто не верил, насколько серьёзен аргумент о том, что восточноевропейские страны были приняты в альянс для обеспечения их безопасности от издыхающей России?

Красные линии

Замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил прямо, что в случае повторения инцидентов, подобных «Дефендеру», Россия «может сбросить бомбы не только по курсу, а прямо по цели. А те, кто испытывает нас на прочность, очень рискуют». По мнению британского аналитика Марка Галеотти в интервью «Нью Йорк таймс», слова Рябкова представляют собой риторическую эскалацию: «Снизить градус таких высказываний очень сложно. И в следующий раз – а следующий раз непременно будет – решит ли Россия, что ей нужно реагировать более жёстко?»

Подобные ситуации безусловно будут возникать: моряки британского эсминца говорят, что подобную акцию они проводили в прошлом году. В ноябре прошлого года эсминец ВМС США John S. McCane вторгся в российские территориальные воды на 2,4 км на подходах к заливу Петра Великого в Японском море, оттуда его вытеснил угрозой тарана большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». Можно вспомнить также операцию 1988 г., когда «навалом и вытеснением» были выдворены из российских вод американские крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». Тем не менее именно Sea Breeze-2021 вызывают у наших военных опасения. По заявлению Минобороны, эти учения далеко выходят за водные рубежи, предусматривая высадку морского десанта, а также действия Сил спецопераций НАТО совместно с сухопутными войсками в Херсонской и Николаевской областях Украины.»

Итак, наряду с попытками наладить диалог, Запад демонстрирует боевитость, достойную лучшего применения. Напомним, что сразу после встречи Вашингтон объявил о новых санкциях в отношении Москвы. За ним о новых мерах заявил и Евросоюз. То есть Запад демонстрирует противоположные тенденции – «плюнет – поцелует, к чёрту пошлёт – к сердцу прижмёт». Ну ладно, обойдёмся без объятий, но приличия соблюдать надо.

Обратный результат

Зачем же тогда была нужна женевская встреча в верхах? Даже худой диалог всё же лучше доброй ссоры, и Кремль использует любую возможность для разговора. Несмотря на значительный объём полномочий, американский президент не всесилен, его стреножит не только система сдержек и противовесов, но и расклад политических сил внутри страны и за рубежом. Можно посочувствовать Джо Байдену: не переоценивая его доброжелательности, отметим, что ему не просто балансировать на натянутой проволоке, особенно когда под локотки подталкивают со всех сторон.

Многие годы западные аналитики и комментаторы, снисходительно посмеиваясь, указывали, что «враждебные и агрессивные» действия России и протесты против расширения НАТО служат только единению североатлантического альянса и Запада в целом. До недавних пор, надо признать, так оно и было, и узловыми моментами становились действия, которые либо совершала Москва, либо их ей приписывали. Но чем длиннее становился список «злодеяний» Москвы, тем больше сомнений возникало в его подлинности: ну неужели Москва столь могущественна и столь амбициозна, чтобы ставить своей целью ни много ни мало подрыв всей западной демократии?  

Действительно, изображение Кремля врагом всего либерального человечества отлично способствовало до поры единству Запада. Но, во-первых, объединение Запада против России так же служит единению российского населения вокруг Кремля. Легко заметить и в опросах, и в соцсетях, что, если по поводу внутренней политики и практики в России много недовольства, то в политике внешней и оборонной Кремль пользуется поддержкой населения. И никакие боты из когорты «дочерей офицеров» картины изменить не могут.

Азиатская НАТО

Однако следует отметить один важный момент: сейчас западное давление служит не только объединению россиян и наших союзников и сочувствующих. Сегодня оно раскалывает сам Запад. Очевидно, что страны старой Европы ищут способы как-то наладить отношения с Россией: немцы недаром привнесли в международную политику слово realpolitik. Германия, Франция и ряд других стран внутри западного альянса достаточно чётко видят тупиковость нынешней тактики. Их попытки отрезвить западный альянс и начать самостоятельный диалог с Москвой встречают ожесточённое сопротивление. Собственно, вся нынешняя эпоха отмечена оформлением новых центров силы в мире, в котором Вашингтон более не является гегемоном, а ведущие европейские страны не хотят быть его заложниками.

Накануне женевского саммита наблюдатели указывали, что главная цель Вашингтона - не допустить стратегического союза России с Китаем. Логика в этом есть, но, учитывая столь противоречивые сигналы и действия Запада, вряд ли он может рассчитывать на успех такой стратегии. Учитывая действия НАТО в Восточной Европе, а также планы США по созданию в Азии военного блока – с участием Японии, Австралии, Индонезии, Филиппин, а возможно и Индии - для противодействия Китаю, чистота помыслов США вряд ли убедительна как для Москвы, так и для Пекина. Мощный проамериканский кулак – а в Тихоокеанском регионе уже размещена 400-тысячная группировка американских войск с авианосными группами и стратегическими бомбардировщиками – по заключению российского Генштаба, создаёт огромное давление не только на Китай, но и Россию. Несмотря на непростую историю отношений, Индия и Китай участвуют в Шанхайской организации сотрудничества. Москва поддерживает дружеские отношения с обеими странами, а в случае создания «азиатского НАТО» ШОС может приобрести черты военно-политического блока. Формирование многополярного мира обещает быть делом непростым.

Дмитрий Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: