Комментариев пока нет
Под знаком любви к Сербии
Никита Михалков
Завершил свою работу 43-й Московский Международный кинофестиваль. В жюри был знаменитый артист, создавший образ советского кумира Муслима Магомаева серб Милош Бикович, а приз зрительских симпатий завоевал фильм сербского режиссёра Елены Попович «Человек божий» о греческом православном святом Нектарии Эгинском.
Елена Попович: «Я долго жила в США и приехала домой в связи со смертью отца. Купила книгу о Нектарии. Хотела сделать проект международным и поэтому пригласила очень популярного в Греции Ариса Сервиталиса Смотрите на него — верите. Нам очень повезло что он согласился работать. К счастью, у него нашлось время. Мы думали снять фильм полностью на греческом языке. Но на английском больше аудитория, мы смогли достучаться до большего количества людей. Снимали в Греции, «в полях», чтобы все точно отразить. Главный герой просто честный человек. Он пытается выживать, как все мы. Его преследуют за то, что он делает добро бескорыстно, тем самым, мешая корыстным людям, наживаться видимостью делания добра».
Александр Петров, актёр: «Мой персонаж стал помощником Нектария, что заставляло его всю жизнь быть рядом с Нектарием. Я думаю, что у моего героя не было мотива продвинуть карьеру. Я себе рисовал историю, что есть семья, отец, но Нектарий ему оказался ближе, потряс его бескорыстностью. Когда человек встречает жену или друга — мотивы не нужны… Нектарий всех прощает, это очень сложная философия для сегодняшнего дня. У меня таких историй много. Почему-то просящие люди ко мне липнут. Ты даёшь условные пять тысяч рублей. Может быть, тебя обманули. Но как показывает практика моей жизни, возвращается всё в десятикратном размере.
Встречал ли в жизни человека похожего на Нектария? Я сблизился со святым в процессе работы. Возникло ощущение, что любой человек, который с ним соприкасается, становится святым».
Елена Попович: «Чудо, которое случается в конце метафорично. Нектарий излечивает парализованного больного в исполнении Микки Рурка и передаёт ему своё мировоззрение. Нужно встать, идти, и обрести настоящую свободу. У Фёдора Достоевского в «Братьях Карамазовых» посмотрите диалог между Иваном и Алёшей о материальном и духовным. Там есть то, что мы хотели сказать».
После просмотра кинофестиваля возникло ощущение от повсеместной победы глобализма. Японцы, норвежцы, испанцы, китайцы, кубинцы, индусы носят американскую форму – джинсы. Ведут примерно схожий образ жизни, в которой каждый должен бороться сам за себя, противостоять разрушительному общественному строю. И только в «Человеке божьим» и «Последней «Милой Болгарии» герои самобытны и не похожи на американцев.
Закономерно приз за лучшую режиссуру получил Алексей Федорченко за свой фильм «Последняя «Милая Болгария». Алексей рассказал, что они всей командой тщательно занимались киноязыком, опираясь на творчество Михаила Зощенко и Сергея Эйзенштейна. Герои фильма носили традиционную для русских льняную одежду. А декорации были сделали из камышовых циновок как у Эйзенштейна — в том числе и окопы 1-й мировой войны, и дворцы. Эпоха фильма — с 1-й мировой, гражданской войны — неожиданно «догнала» нашу действительность и стала актуальной… Режиссёр признался, что фильм, по большому счёту, о поколении интеллигенции 30–40-х годов, жившем на пределе сил…
«Святого Георгия» за лучшую мужскую роль присудили актеру иранского фильма «Сын» Сохейлу Гханнадану. Награду получила режиссёр картины Нушин Мераджи. «Актёр постарался вжиться в роль и сблизиться с персонажем, — рассказала она. — Лента повествует о человеке, который всю жизнь прожил с матерью, но когда она умерла, в его реальность пришли другие люди... В картине плачут, смеются, признаются в своих ошибках, делают глупости... Всё это нам так близко.
С раннего детства я интересовалась творчеством Антона Чехова. Поэтому можно везде найти след трагикомедии Антона Чехова. Наш персонаж Фарид — это чеховский персонаж, взятый из жизни. Он совершенно беспомощен и зависит от своих близких, но при этом весьма самонадеян.
Отрицательно отношусь к цензуре. Но в наших фильмах она проявляется лишь в том, что женщины должны носить национальную одежду. Хотя цензура, надо признать, помогает стать изобретательнее. Но ведь нет такой страны, где художники могут творить без оглядки».
Похоже, что как раз в России нет никаких рамок. Почему Гран-при вручили фильму с неприличным названием «Засранка» румынского режиссёра Андрея Хуцуляка, почему в фильмах так много туалетной лексики, почему навязан фильм о гомосексуализме в армии?
Тем не менее, как отметил президент ММКФ, режиссёр Никита Михалков: «В три раза больше иностранных гостей в этом году. Приехали к нам из США и других стран. 81 кинематографист». На целую неделю Москва стала кинематографической столицей. Кинодеятели осмысливали историческую реальность с фильмами о Ленине, Марксе, ковидную и послековидную реальность с повышением тревожности и агрессии в обществе (испанское «Чрево моря», норвежский «Он», японские «Женщины», кубинское «Голубое сердце»)…
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий