Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
13.11.2020
Осколки той, солдатской боли …
Этот разговор невольно приходит на память, когда стихи о Великой Отечественной читаю у поэтов, которые знают о войне лишь из литературы и устных рассказов фронтовиков. Аналогия для меня здесь очевидна, поскольку каждый послевоенный поэт ощутил прочитанное или рассказанное по-своему. И по-своему это передал в своих стихотворениях.
И, наверное, поэтому у первых, да и последующих, послевоенных поколений наших людей война 1941–1945 гг. живёт в переданной им старшими генетической памяти, которая время от времени приводит к тому, что они создают произведения искусства разных жанров.
У поэта Руфины Максимовой это вылилось в цикл стихотворений. Строчкой одного из них, под названием «ОСКОЛКИ», и озаглавил свой небольшой очерк:
Я не бывала на войне
как наблюдатель или воин,
но, кажется, живут во мне
осколки той, солдатской боли
всех, кто дошёл и кто упал,
прикрыв мою судьбу своею,
кто в шуме боя утопал,
и кто на фото не стареет.
войны обугленные краски,
их жизнь прокладывала след
из юности к могилам братским.
И тянется сквозь память лет
из той поры, уже не близкой,
девчонок и мальчишек след,
ушедший в камень обелисков.
А дальше автор силой поэтического воображения переносит себя в военные-сороковые и пишет уже от лица одного из тех воинов-освободителей, «кто на фото не стареет», коротенькое стихотворение высокой степени драматизма «ТЫ ПРОСТИ»:
Ты прости, я не приеду
ни на ужин, ни к обеду.
Вопреки любым делам,
я бы дома был, как в прошлом,
но войной под взрывы брошен
и разорван пополам.
Не правда ли, такая поначалу будничная весточка бойца настолько резко переходит в её трагический исход, звучащий из двух заключительных строчек, что невольно вспоминаешь одно из лучших стихотворений мировой поэзии «Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ» Александра Трифоновича Твардовского. Поскольку его поэтический образ: «… Я не слышал разрыва, / Я не видел той вспышки, – / Точно в пропасть с обрыва – / И ни дна, ни покрышки. / И во всём этом мире, / До конца моих ней, / Ни петлички, ни лычки / С гимнастёрки моей…» мог повлиять и на рождение приведённых строк Руфины Максимовой.
И это влияние вполне естественно, потому что поэты Великой Отечественной написали немало стихотворений такой силы, какая не может не действовать и на следующие поколения.
Вот почему у современных поэтов отголоски тех строк отчётливо чувствуешь. Приведу ещё один из таких примеров – стихотворение Руфины Максимовой «Я ЗНАЮ…»:
Я знаю, что солдаты
тоже плачут,
когда в звенящем море тишины
победы слышат голос, не в удачу
там верили в сражениях войны.
что лишь ему
судьбу детей решать.
Вот почему солдат
пред боем просит:
не дай, Господь,
в сраженье оплошать.
друзьям уйти до срока,
последние слова недосказав,
а после боя ворон ли, сорока
чтоб не клевали воину глаза.
Чтоб над землёй,
которую прикрыли
собой, в полёте крылья распластав,
мы с облаками вместе в небе плыли,
оставив слово «мама» на устах.
тоже плачут.
Повтором первой строчки стихотворения в его конце автор подчёркивает главную мысль сказанного. И вполне возможно, что такая мысль могла родиться под впечатлением от начала знаменитого стихотворения «ПЕРЕД АТАКОЙ», написанного поэтом-фронтовиком Семёном Гудзенко: «Когда на смерть идут – поют, / а перед этим можно плакать. / Ведь самый страшный час в бою – / час ожидания атаки…».
* * *
Отголоски любой войны продолжают волновать все поколения, поскольку многовековая история показывает, что принципиальных изменений в природе человека не происходит. Меняется лишь уровень цивилизации, не влияющий на суть основных человеческих проявлений и взаимоотношений между людьми. Вот и в стихотворении Руфины Максимовой «С ЧЕМ СОИЗМЕРИМО?» звучит всё тот же многовековой «проклятый» вопрос о последствиях войны как таковой:
Плетётся сеть войны незримо
и душит землю, как пырей.
Скажите, с чем соизмеримо
на свете горе матерей,
когда разлука сердце гложет,
а годы – цепь холодных вех?!
Скажите, кто вернуть поможет
детей неповторимый смех?
напишет первые стихи?..
Война простых людей карает
за касты правящей грехи.
Время нас испытывает вроде бы,
мы порой имеем жалкий вид,
но в ненастье не бросаем Родину
не лишаем Родину любви.
Сколько дней
по бездорожью пройден
через войны к белизне зимы.
Та земля,
что жизнь дала нам – Родина,
без неё не состоимся мы.
Даже если что-то недосказано,
в душу не вошла благая весть,
всё, что было, пуповиной связано
с тем, что будет,
с тем, что ныне есть.
Зло войны, безумие Игила
канут пусть во времени золе,
чтоб кресты
на брошенных могилах
не чернели на пустой земле.
Эти мысли и приходят к поэту в минуты молчания. И думаю, все, в ком сохранилась совесть, испытывают подобное состояние, за что спасибо Руфине Макимовой, написавшей сборник такой эмоциональной силы и благодарной памяти.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий