slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Чтобы помнили!

В сборник портретных зарисовок кумиров «самого массового из искусств во все времена» автор включила 16 персон. А жаль! Великих лицедеев советского и постсоветского экрана было во много крат больше. 16 эскизов к самостоятельным книгам об артистах — напоминают скомканный синопсис, разверни который и получишь полновесный томик «ЖЗЛ».
Кстати в этот сборник вошел очерк о Василии Шукшине, который ранее был удостоен в серии «ЖЗЛ» аж двумя отдельными книгами. А за «за бортом» оказались Михаил Казаков, Вячеслав Тихонов, Евгений Лазарев, Евгений Леонов – десятки других актеров и актрис. И каждый из этих мастеров сцены и экрана — явление.
С названием книги Кравченко (Ирина Кравченко, «Актёры советского кино» (ЖЗЛ) М 2020) можно и нужно спорить. Потому что это очерки о трагических судьбах людей, оказавшихся внезапно вне конспекта своего зрителя — умного и тонкого ценителя их таланта. Успех в советском кино и театральной сцене и внезапное обрушение всех эстетических критериев. Перестройка превратила музу Мельпомены в привычное телевизионнным дельцам «мыло».
Героями нашего времени народных любимцев сделал большой экран, но всё же начинали они на театральных подмостках. И чтобы являли собой легендарные «Ленком», «Современник», «Таганка», БДТ без Абдулова и Янковского, Даля и Богатырева, Солоницина и Буркова.
К сожалению, эскизные «зарисовки углем» — это не развернутое жизнеописание героев с их триумфами и провалами. С их поисками себя в сложном искусстве перевоплощения. С их жизненной позицией в сложное время, когда пьянящий глоток свободы обернулся отравленными миазмами нового чинушно-криминального перегара. Кравченко, кажется, старается увести читателя от «мильона актёрских терзаний». Забавные истории, светлые воспоминания, и практически никакого негатива. А его было с избытком. Актёр — в артистическом сообществе — натура самая что ни есть ранимая. Может, потому и сгубила многих любимцев экрана чёрствость и невнимательность сильных «мира сего», для которых они были «хлебом и зрелищами» для ненасытной публики.
Многих из «наших актеров Золотого Фонда» пора вернуть из «плена забвения». «Чтобы помнили!», как называл свою замечательную телепрограмму незабвенный Леонид Филатов. Чтобы помнили! Всегда! А не только в полузабытые юбилеи.

Виктор ПРИТУЛА, литературный обозреватель газеты «Слово».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: