slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Я б в аграрии пошёл…

Проблема

Потоки нескончаемых тирад про зерновую сделку — явный сигнал, что на мировом рынке продовольствия свирепствует опасная для каждого из нас хищническая нечестная игра. Потому любую информацию о продовольственной безопасности ловишь, вслушиваясь с удвоенным вниманием: что там в нашем сельском хозяйстве? В надёжных ли оно руках?

Россия неплохо (до 40 млрд долларов в год) зарабатывала, экспортируя пшеницу, подсолнечное масло, фуражный ячмень, гречиху, кукурузу, льняное семя и другие сельхозтовары. Львиная доля поставок — зерно, больше всего в Турцию и Египет. Китай — лидер по закупкам нашего рапсового и льняного масла, мёда, мяса птицы, говядины, овса. Любопытно, что РФ — крупный поставщик грибов, опережающий остальных по лисичкам, шампиньонам и вёшенкам. Входя в двадцатку мировых сельхоз экспортёров, мы набирали обороты, несмотря на ужесточение санкций. При этом об основе основ — отечественном семеноводстве никто почему-то не радел, позволяя зарубежным семенам (порою мало пригодным) тотально воцаряться на российском рынке. На их закупку утекали астрономические суммы... Но настали времена, призвавшие прозреть и спохватиться.

В Федеральной программе развития сельского хозяйства до 2030 года заявлено преодоление недопустимо высокой зависимости РФ от заграничных семян, племенного материала, ветеринарных препаратов, кормовых добавок. С 1 сентября вступает в силу Закон по растениеводству, квотирующий с 2024 года ввоз семян по отдельным агрокультурам из недружественных стран. Как гласит Доктрина продбезопасности, 75 процентов высеваемых семян должны быть отечественной селекции.

Государство консолидирует чиновников, учёных, предпринимателей, нацеливая на сферу АПК и ища механизмы их эффективного взаимодействия. Сверху донизу обсуждаются стратегический вектор развития отрасли и болевые точки в свете нынешних угроз. Субсидии аграриям в этом году вырастут до 472,6 млрд рублей. Одиннадцать НИИ сельскохозяйственного профиля переведены из Минобрнауки в Минсельхоз, 35 селекционно-семенным центрам выделено более 3 млрд рублей. Создан Национальный семеноводческий консорциум, в который вошли ВНИИ масличных культур имени В.С. Пустовойта, компании «Био-Тон», «Русид», «Эфко». Его ключевая задача — обеспечить страну семенами подсолнечника и импортозаместить всю цепочку переработки подсолнечных культур. Если пшеничные семенные фонды наполнены отечественным зерном, то по бобовым и масличным культурам картина иная.

В зоне риска оказались подсолнечник, картофель, кукуруза, рапс и особенно сахарная свёкла, семена которой импортировались на 98 процентов. Чтобы её репродуцировать у нас, не хватает оборудования. Хотя в Краснодарском крае и Крыму ударными темпами уже идёт гибридизация свекольных родительских форм. Начались на Крымском полуострове и испытания по озимой пшенице, горчице, морозоустойчивому гороху и льну.

Раз картошка, два картошка…

То, что власть стимулирует агропром серьёзными вливаниями, хорошо, но по мнению члена Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрия Горицкого, вместе с расширением мер господдержки семеноводов необходимо закрепить законодательно и комплексный подход к селекции — от выделения земли для выведения лучших сортов до их промышленного засева. Ибо эксплуатация семян, не прошедших полную проверку, может обернуться колоссальными убытками. Он представляет в Совфеде Тюменскую область, где проходило недавнее совещание профи из Минсельхоза, сенаторов и разного уровня ответственных лиц.

Главные закрома и семеноводческо-селекционные мощности Родины — в центральной России, но поехали посмотреть на зауральские дела. Как пример успешных сельхоз бизнес проектов Дмитрий Горицкий приводит тюменскую фирму «КриММ» и «Эфко» — крупный холдинг из Алексеевки Белгородской области, в 2022 году по объему выручки (277 млрд рублей) обогнавший компанию PepsiCo. А выросший из крестьянского хозяйства «Нива» «КРиММ» за свои 25 лет тоже добился успехов. На фирме около 650 сотрудников. Выращивают пшеницу, овёс, капусту, свёклу, но специализируются на картофеле. Вывели по голландским технологиям более 20 сортов. Удивительны их названия: «Зекура», «Импала», «Ред Скарлет», «Каратоп», «Леди Бланка», «Леди Клер»… Завод по переработке овощей выпускает Fresh Cut и Half-Cooked — картофель очищенный, в кожуре, дольками, в шариках и под разными соусами.

Год назад на въезде в хранилище предприятия в селе Упорово даже памятник поставили: 4-х метровый мешок с картофельными клубнями «Гала». Придумал 6-тонную композицию из армированного бетона местный художник Дмитрий Маколкин. Имеется у агрофирмы и собственная лаборатория «СоКар», где занимаются оздоровлением посевного материала. На выходе новинка: безпатогенный картофель, созданный в соавторстве с аграрным университетом Северного Зауралья. Его ректор Елена Бойко порадовалась, что финансирование её вуза ощутимо возросло, дав старт серьёзным исследованиям по рациональному земледелию и сохранению плодородия почв. Если за землёй-кормилицей не ухаживать правильно, не удобрять её, не оберегать, всходы будут скудными. У университета много пахотных полей под селекцию яровой мягкой пшеницы, ячменя, люцерны изменчивой, перца, чеснока, лука. Елена Григорьевна отметила один из новых сортов моркови под названием «Корейская закуска».

Молодым везде у нас дорога

Агронауку сегодня щедро финансируют. Из бюджета выделены солидные средства на техническое переоснащение селекционных центров и подготовку кадров, с которыми как обычно дефицит. «Не так много желающих поступить сегодня в сельхозвузы, — сожалеет сенатор Елена Зленко. — А за этой сферой громадное будущее. Как накормить народ — вопрос номер один. Над его решением в 150 научных лабораториях России трудится более полутора тысяч генетиков и селекционеров. Нужно популяризировать эти профессии. Мы ждём ребят с прорывными свежими идеями. АПК нуждается в молодой энергии».

Вопрос, что едим, — безусловно, первостепенный. Продвинутые биотехнологии, над которыми колдуют учёные и на которые уповают аграрии, приносят богатые быстрые сборы, многократно повышают урожайность, но прибавляют ли такие урожаи здоровья человеку. Понятно, что сейчас без новейших разработок никуда и никак, но тут держи ухо востро.

У моей бабушки в огороде в Ростовской области росло всё — от тугой белокочанной капусты, хрустящих огурцов и пахучих сочных помидоров до звеняще сахарных арбузов-кавунов. Она жила без импортных семян, в СССР их не было. Работали свои плодоводческие питомники и опытные хозяйства. И уникальные сорта вкуснейшей картошки водились. И поля высококлассной твёрдой пшеницы колосились, а сегодня засеваем всё больше мягкую — низкосортную, не особо полезную, зато дающую обильные урожаи. Во Всесоюзном институте растениеводства хранители вавиловской коллекции голодали в блокаду, но сберегли геномный кладезь образцов зерна, корнеплодов, ягод, собиравшийся великим Николаем Ивановичем Вавиловым в многолетних экспедициях по планете. Говорят, теперь и это драгоценное собрание разбазарили, продавая на Запад. А нам оттуда безжизненные, будто из пластмассы овощи-фрукты, ничем не пахнущие похожие на ёлочные игрушки яблоки, помидоры. Одинаковые как на подбор — ешьте! Вот над чем стоит крепко подумать начинающим семеноводам-селекционерам.

Как и над данными РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева: племенной материал в российском птицеводстве на 95 процентов заграничный, ввозится до 400 млн штук инкубационных яиц, 6 млн гибридных суточных цыплят. При производстве яиц используются птицы преимущественно зарубежной селекции. Читать такое жутковато. С трудом верится, что так системно задавить собственные мощности можно несознательно или по неразумению.

Татьяна КОВАЛЁВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: