slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Живёт "светящимся фавором"

К выходу в свет антологии «Русская поэзия. XXI век»
   Смотром интеллектуальных, эстетических и художественных сил можно назвать издание антологии «Русская поэзия. ХХI век», выходящей в конце ноября — в начале декабря этого года в московском издательстве «Вече» и являющейся прямым продолжением широко известной антологии «Русская поэзия. ХХ век», выдержавшей два издания и уже ставшей библиографической редкостью. 

  Наиболее полное поэтическое издание в ХХI веке (объёмом без малого в пятьсот страниц), эта антология лучших поэтических произведений, создававшихся c 2000 года по сегодняшний день, — явление историческое и уникальное, поскольку включает в себя около четырёхсот имён поэтов разных поколений и эстетических групп и школ не только со всей России (от Москвы до Иркутска, от Смоленска до Чукотки, от Оренбурга до Воронежа, от Пскова до Красноярска, от Сыктывкара до Нижнего Новгорода, от Санкт-Петербурга до Калининграда), но и со всего русскоязычного мира (от Канады до американского штата Айова, от Киева до Иерусалима, от Праги до Минска, от Лондона до Таллина и Германии), ярко и замечательно подтверждающих, что время молчания и немоты русской поэзии закончилось!
  Таким образом, читателям предлагается своего рода эвристический проект – взгляд в будущее, поиск разновекторности путей, прогноз, некий эскиз, проект этих будущих путей, некое задание на будущее. Неслучайно уже сейчас, ещё до выхода книги, зная только по журнальным публикациям о её концепции, о ней уже спорят, пишут в различных периодических изданиях как в России, так и за рубежом.
  Книгу предваряет вступительная статья аналитического характера. О каждом авторе имеется библиографическая справка, что придаёт книге, предназначенной как для самого широкого читателя, так и для изучения в вузах и в школе, историко-литературоведческий характер. Представлены также фотографии авторов.
  Уникальны не только состав этого весьма солидного издания, но и её структура и построение. Антология открывается своего рода «эпилогом вместо пролога» — «Так начинался век ХХ», отвечающим на вопрос, не рано ли составлять сборник стихов нового века? Приведённые в разделе классические стихи И. Анненского, К. Случевского,
К. Фофанова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А, Белого, Н. Гумилёва, И. Бунина, написанные в первое десятилетие ХХ века и вошедшие в «золотой фонд» русской литературы, дают исчерпывающий ответ на подобные сомнения.
  Раздел «Я устал от ХХ века» включает в себя полные драматизма стихи ушедших перед самым концом прошлого столетия поэтов, выразивших в своих стихах определённое предчувствие смены эпох, времени и даже успевших попрощаться своим творчеством с уходящим веком, предъявить ему как свой счёт, так и чувство признательности. Раздел представлен именами значительных поэтов, среди которых  Вл. Соколов, Н. Старшинов, Ю. Друнина, А. Чиков, Б. Чичибабин, Н. Тряпкин, Т. Глушкова, А. Жигулин, Б. Примеров,
В. Бурич, Евг. Блажеевский,
А. Башлачёв и другие. Собственно эпиграфом к этим последним годам двадцатого века могли бы стать строки Юрия Кузнецова:
  Искусства нет – одни новации.
  Обезголосел быт отцов.
  Молчите, Тряпкин и Рубцов,
   поэты русской резервации.
  И совсем из другого поколения человек, прекрасный русский поэт Евгений Блажеевский в трагических стихах предскажет и свою раннюю смерть, и покажет историю тех лет, какой она видится с высоты поэзии и вечности:
  Сжимается шагрень страны
  И веет ужасом гражданки
  На празднике у Сатаны,
  И оспа русской перебранки
  Картечью бьёт по кирпичу,
  И волки рыщут по Отчизне,
  И хочется задуть свечу
  Своей сентиментальной жизни...
  («Сжимается шагрень страны...»)
  Их уход тоже по-своему был предопределён, что видно по тем горьким предчувствиям, которые они оставили, как, например, в стихотворении нижегородца Юрия Адрианова с характерным названием «Эпилог ХХ века»:
  Бессмертны и честь, и отвага,
  А Родина – выше всего!
  Мы век начинали с «Варяга»,
  Окончили «Курском» его...
  В основной состав входят стихи нового века и тысячелетия, созданные поэтами, среди которых имена от самых старейших, таких как В. Боков, К. Ваншенкин, В. Субботин, Н. Панченко, А. Межиров,
М. Борисов, Е. Исаев, а также –
Н. Матвеева, Г. Горбовский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, И. Шкляревский, Ю. Мориц, А. Брагин,
А. Кушнер, Д. Сухарев, Г. Русаков, В. Соснора, Е. Рейн, Л. Васильева, Вл. Костров, Ю. Кузнецов,
Л. Смирнов, А. Дементьев, В. Пахомов, А. Решетов, В. Дронников, В. Крейд, А. Ахундова, В. Казанцев, Т. Зульфикаров, В. Микушевич, В. Сорокин, В. Устинов,
К. Ковальджи, Т. Кузовлева, О. Фокина, В. Куприянов, Т. Жирмунская, Р. Солнцев, И. Волгин, А. Бобров, В. Ковда, О. Николаева, М. Авакумова, М. Кудимова, И. Жданов, иеромонах Роман, А. Сенкевич,
Е. Курдаков, В. Башунов, М. Шелехов, В. Скиф, О. Седакова, С. Мнацаканян, В. Верстаков, А. Ерёменко, Г. Фролов, Б. Романов,
Ю. Милославский, Т. Бек, Ю. Поляков, Г. Калюжный, И. Семёнова, Н. Шипилов, И. Бяльский, О. Седакова, Б. Викторов, Р. Бухараев, В. Гаврилин, С. Кекова, Л. Григорьева, А. Щуплов, О. Ермолаева, Н. Дмитриев, М. Бородицкая, А. Королёв, В. Лапшин, А. Росков, С. Золотцев, А. Романов, Н. Краснова, В. Артёмов, Г. Иванов, Е. Лукин,
В. Широков, И. Евса, А. Дидуров, А. Кобенков, Е. Чепурных, А. Цветков, Д. Новиков, В. Ведякин,
М. Молчанов, М. Грозовский,
А. Шацков, Е. Бершин, иеромонах Роман, И. Меламед, С. Щербаков, Н. Зиновьев, Б. Орлов, Дм. Быков, Н. Мирошниченко, К. Джангиров, А. Казанцев, Т. Смертина, М. Попов, Е. Юшин, Н. Карташова, В. Ярцев, М. Андреев, Е. Сойни, В. Пуханов, В. Дмитриев, С. Сырнева, А. Кувакин, И. Хролова, Вс. Емелин,
И. Кабыш, В. Берязев, А. Кубрик,
Е. Исаева, С. Минаков, Евг. Лесин, М. Амелин, А. Широглазов, Б. Рыжий, Т. Бычковская, А. Дударев,
З. Прилепин, М. Струкова, А. Коровин, И. Белов, А. Матасова,
А. Родионов и др.
  Антологию завершают дебютанты, те, кому предстоит определять лицо нового поэтического поколения. Самой молодой участнице этого раздела 18 лет, а некоторые стихи, представленные здесь, были написаны авторами в 15—16-летнем возрасте. Уже сегодня можно говорить о ярком и безусловном даровании многих из них, так легко и свободно существующих в современном литературном пространстве, будь то традиционное книжно-журнальное поле или Интернет, где иные молодые поэты давно обжили безграничное место в лабиринтах Мировой паутины, общаясь со своими читателями в реальном времени и получая мгновенный отклик от многочисленных поклонников и почитателей, как это, к примеру, происходит с творчеством замечательной Веры Полозковой или Вячеслава Памурзина. Без сомнения, любителям поэзии запомнятся имена самых ярких дебютантов этой антологии – В. Заблицкой, Р. Ненашева,
А. Афанасьевой, А. Русс, А. Нитченко, О. Мяловой, А. Болдырева, А. Минаковой...
  Собственно вся истинная поэзия, да и все мы сами – из «вековой тишины» и глубины России (о чём напомнила судьба Александра Башлачёва). Можно сказать, что поэтическое русское слово и есть обратная сторона вековой тишины, и мера таланта, мера личности Поэта заключается в том, что же зачерпнул (смог зачерпнуть!) из этой тишины и глубины поэт, что расслышал в себе самом, в своём народе, какую правду, какие эмоции...
  Многие поэты выжили, выжили их стихи, явившись в новом качестве, о котором так выразительно сказано у Александра Кувакина:
  Вставай, вставай,
  обугленное слово!
  Я песню радости спою тебе.
  Угрюмый жар пожара мирового.
  Пылавшего в твоей судьбе,
  Погас.
   И только ветер гонит пули
  По русскому бродвею
  день за днём...
  Антология стала своего рода перекличкой живых и мёртвых на поэтическом смотре после многолетнего перерыва. Отозвались, и оказалось, что живы и пишут — часто лучше прежнего – в Смоленске Алексей Мишин, Юрий Пашков, Виктор Смирнов, о которых ничего не было слышно. Живы томич Борис Климычев, туляк Виктор Пахомов, в Тосне – Николай Рачков...
  Открылась сильная поэзия Оренбуржья, где ярко о себе заявляет молодая смена. Заметны поэтические имена Нижнего Новгорода... Занимает достойное место поэзия в Сыктывкаре возле поэтического генералиссимуса русского севера Надежды Мирошниченко. Богат поэтами северный вологодский и архангельский край... Много ярких имён на псковской земле, в Самаре, Волгограде, Томске, Красноярске...
  Какая блестящая плеяда женщин работает сегодня в поэзии, среди которых классическая во всех отношениях Новелла Матвеева, с её жёсткими, бескомпромиссными сатирическими и философскими стихами, за которые ей всё чаще достаётся от либеральной критики. (Так Пушкина когда-то бранили за его открытую позицию в стихах «Клеветникам России». И только П.Я. Чаадаев писал Пушкину: «Я только что прочел Ваши два стихотворения. Друг мой, никогда ещё Вы не доставляли мне столько удовольствия. Вот, наконец, Вы и национальный поэт. Вы угадали, наконец, своё призвание»...) Всегда новая богатыми интонациями, свежим языком Ольга Фокина; Мария Авакумова, которую не зря так любил за её чистый совестливый голос Юрий Кузнецов; мощная, неуёмная Надежда Мирошниченко; глубокая, неторопливая Светлана Кекова; или такое сильное явление в русской поэзии – Светлана Сырнева с её горькими стихами, напоминающими суровый реализм картин Виктора Попкова... Или молодая русская Жанна д’Арк, со стихами, взрывными, как коктейль Молотова, – Марина Струкова.
  Готовящаяся к выходу антология со всей определённостью показывает, что русская поэзия на сегодняшний день – в достойных её образцах — лучшая в мире. В ней предстаёт многоуровневый срез современной России – эстетический, этический, исторический, социальный, культурный, политический, духовный, лексический, семантический... Это связано с тем, что каждое из названных качеств уходит своими корнями в народную жизнь, в народное мировидение и мироведение, в народное миропонимание и мировоззрение... Современная наша поэзия живёт (продолжает жить!) «светящимся фавором» (С. Есенин) русского слова, русской души, русской культуры. В основе своей – в чём её коренное отличие (всегдашнее, а ныне – особенно!) – это народная поэзия, кровно, духовно связанная с жизнью своего народа. Она словно датчик на самых болевых точках национального тела: на его сердце, мыслях, на его душе... Она передаёт, фиксирует все болезни нашего народа, его потаённые мысли, чаяния, его нескрываемое отчаяние и терпение. И потому во многом это поэзия трагическая, передающая всю драму, переживаемую Отечеством.
  Это своего рода РУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ поэзии, а уж какими дорогами оно пройдёт, нам не дано предугадать, многое будет зависеть от личностей, от исторического места России в мире, и от того, какую судьбу выберет себе народ. Как совершенно справедливо говорил гениальный К. Леонтьев, словно провидя духовным зрением современную нашу тягу угнаться за прогрессом и цивилизацией: «Чем знаменита, чем прекрасна нация? — Не одними железными дорогами и фабриками, не всемерно удобными учреждениями. Лучшее украшение нации — лица, богатые дарованиями и самобытностью. Лица даровитые и самобытные не могут быть без деятельности творчества. Когда есть лица, есть и произведения, есть деятельность всякого рода».
  Во вступительной статье к антологии приводятся слова замечательного русского критика Валентина Курбатова. Говоря о нашем времени, он предупреждает современного писателя: «Зарабатывай хлеб чем хочешь. Музу на панель не пускай. Она тоже умеет перенести голод и холод, когда видит силу и твёрдость Поэта. Уж что-что, а страдание русская муза знала во всех оттенках и во все дни истории...»
  И замечательно, что антологию ХХI века завершают очень сильные стихи молодых поэтов, которые глубоко осознают свой выбор, на какую стезю вывела их судьба. Те, для кого, собственно, ХХI век и будет своим, кто должен принять на себя свою долю русской судьбы и русской истории со всеми её грядущими драмами и испытаниями.

  Геннадий КРАСНИКОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: