slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Жара. Что высветил дым пожарищ?

  Гнетущее, убийственное лето 2010 года – из разряда тех, что не помнятся даже самым древним старикам. Что видели мы день за днём в, кажется, Богом проклятой столице? Мутный огненный шар солнца в густом мареве из дыма и облаков – как заплывший глаз дьявола, ухмыляющегося над грешниками в аду, невыносимый зной под полсотни градусов, расплавленный асфальт с температурой за 70, удушливый, раскалённый воздух, смешанный с угарным газом, запах которого пропитал одежду и домашнюю утварь. Городские голуби падали замертво от перегрева, бродячие собаки и кошки ходили, пошатываясь от жажды и переутомления.

  Апокалипсическая жара. Двадцать абсолютных температурных рекордов за всю историю метеонаблюдений, насчитывающую без малого сто сорок лет!
  Жаль было тех, кто погиб в огне, кто потерял в эти недели жильё, жаль всех, кого нещадно хлестал бич распоясавшейся стихии. Но пуще всего было жаль детей и стариков. Смертность в эти огненные недели увеличилась втрое по сравнению с обычными временами. Московские морги не справлялись с нахлынувшим потоком умерших, утренних покойников успевали забрать из дома только к вечеру. Как водится в тяжкие времена, кому война, а кому мать родна. Кладбищенская братия стригла купоны на ходу: за то, чтобы раньше подъехать («Заказов выше крыши!» — отбрёхивались водилы труповозок), за то, чтобы вовремя схоронить («Земля, как камень, ломом долбить надо!» – с надрывом орали на кладбищах землекопы).
  Вентиляторы и кондиционеры раскупались в городе по бешеным ценам, продажи напитков и мороженого пробили потолок…
  Святейший Патриарх Кирилл сказал, что посланное нам свыше в эти недели и месяцы ещё не наказание, но только предупреждение о наказании.
  Как не поверить этим словам? Тем более что предупреждение это, надо понимать, включает и самих служителей Господа, видимо, тоже прогневивших Отца Небесного.
 
ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО
  Метеослужбы неделями кряду, не краснея, врали о том, что «вот-вот отпустит», зной того и гляди спадёт, причём облегчение почему-то неоднократно отодвигалось на очередной вторник. Но главного — столь затяжной и катастрофической жары — предсказать не смогли. Между тем сколько-нибудь основательный прогноз властям и народу имел бы в это лето цену стратегической информации. Можно было загодя подготовить спецтехнику, воду, начать заливать торфяники, которые – удивительное дело! — горят каждый год, пересмотреть графики отпусков у пожарных и официальных лиц, расписание работы детских оздоровительных лагерей. Настрого, под угрозой немедленного увольнения, предупредить региональные власти о нашествии стихии. Наконец, внедрить в умы простых сограждан мысль об особой бдительности в эти летние месяцы. Об этом нужно было трубить со всех телеэкранов и интернет-ресурсов, а не о том, что «Джулия Робертс потолстела», а «Анна Семенович опять обнажилась».
  Малахов с присущим ему воодушевлением раскручивал сюжеты об инцесте, но чтобы хоть раз заикнуться перед народом, как себя вести в лесу и на даче этим жгучим летом… Нет, об этом не было ни слова ни на одном канале.
  На будущий год, будьте уверены, к годовщине подмосковных пожаров соберутся все ток-шоу и будут мусолить тему «А будет ли гореть Москва этим летом?». Но переверстать сетку вещания так, чтобы сделать хоть что-то уже в этом году, никто из теленачальников не додумался. А мы всё вещаем о строительстве гражданского общества, о «Стратегии-31», о «красных ведёрках»…
  Как всегда, запрягали медленно. Опять ждали грозных слов из самых высоких кабинетов. Раскрутились, но уже вдогонку, когда многое исправить было нельзя. Это было уже потом, когда погибли пожарные и простые люди, расплатившись жизнями за головотяпство вышестоящих начальников и обывателей, разжигавших, как ни в чём не бывало, костры, швырявших куда ни попадя непотушенные окурки. Потом — когда выгорели целые посёлки, деревни и военные базы, когда дым и смог заволокли Рублёвку, а загрязнение воздуха в Москве зашкалило за все мыслимые пределы. Когда пришла настоящая беда.
  Ясно, что потом метеоначальники с озабоченным видом сообщат нам о нехватке спутников, современной измерительной аппаратуры, скромном финансировании погодной службы и т.д., словом, понесут многажды слышанную нами околесицу, лишь бы увести разговор о катастрофе в сторону от здравого смысла. В искусстве «запустить дурочку» в духе райкинской миниатюры советских времён этой публике равных нет.
 
  Но нет сомнений, что корни неэффективности метеослужб лежат в их высокомерном пренебрежении действительным знанием о природе. Метеоспецы, похоже, не имеют ни малейшего представления о летописной или устной истории климата России, ни о почвах Среднерусской равнины, отчего в предсказаниях погоды их нередко побивает безграмотная бабка в забытой Богом глухой деревне. Полное и всеобъемлющее знание о природных катаклизмах предполагает совсем иной научный взгляд — на стыке многих дисциплин. Смотреть надо исторические хроники — когда нечто подобное было описано в русских летописях? Какие приметы сопровождали при этом наступление стихийного бедствия? Глядеть при этом следует не только в небо, но и под ноги: как на протяжении дней и недель ведут себя животные, птицы, пчёлы, муравьи? Скажут: глобальное потепление разбило в пух и прах все прежние представления о важности народных примет. Пошатнуло, может быть, но не разбило.
  Неуклонное развитие летнего сценария ЧП потребовало неусыпного внимания фигур первого плана. «Лужков прервал лечение, чтобы бороться с пожарами в Москве», — с дрожью в голосе объявлялось во Всемирной паутине.
  «Президент вернулся в столицу», — деловито докладывало ТВ, показывавшего до той поры напряжённую работу Медведева в сочинской резиденции. Однако и там, судя по всему, было несладко. «Захочешь искупаться, а уже девять вечера, — сетовал Дмитрий Анатольевич на камеру.
  В. Путин съездил в пару регионов, где погорельцы приняли его, судя по краткости официальных репортажей, не очень гостеприимно. Оно и понятно – негде было принимать, всё сгорело. Тогда премьер вступил в решительный диалог с неким жителем Тверской области, который, съезжая поминутно на ненормативную лексику, пожаловался в блогосфере на отсутствие рынды, пожарной машины и телефона в родной деревне в канун пожаров. В советские времена всё это было, едко сообщал он одной радиостанции. Неусыпно пекущиеся о народе радийщики переслали жалобу самому премьеру. От себя присовокупили: это, мол, ещё не самое грозное послание из толщи народных масс, есть и похлеще. Путин отреагировал мгновенно: рынду жалобщику должен был доставить местный губернатор. Всегда бы так решать вопросы противопожарной безопасности!
  Так коротали время, свободное от тушения пожаров…
  Бравые ребята из МЧС с такими рядами орденских планок, которым бы позавидовал любой латиноамериканский диктатор, скупо докладывали поминутно осложнявшуюся обстановку.
  Зарубежные помощники-волонтёры выбирали самые сложные точки для применения своих возможностей. Французам отчего-то очень нравилось героически бороться с огнём именно в районе Арзамаса-16, федерального ядерного центра России. Уже потом — видимо, для отечественных скептиков — сделали специальный телерепортаж о ностальгических мотивах, которыми руководствовались французские пожарные в России. Оказывается, они очень хотели быть рядом с Иваново, где в годы войны находился учебно-тренировочный центр полка «Нормандия — Неман». Что ж, тогда совсем другое дело…
 
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ
И ГОДОВЩИНА ГИБЕЛИ «КУРСКА»
  «Над европейской частью России завис антициклон, образовавший нечто вроде подушки», — твердили нам с экрана день за днём, неделю за неделей. — Массы тёплого воздуха не пропускают холодный, отсюда такие аномальные температуры». С чего бы это циклон так плотно и надолго завис над Москвой и ещё семью областями, а затем стал перемещаться на восток? Если есть хоть толика правды в сенсационных писаниях «Комсомолки» и некоторых других изданий насчёт американских климатических войн, испытанных в это лето против нас, то почему власть не отважилась на официальное подтверждение или опровержение этой информации? Или представители тандема с некоторых пор не читают жёлтую прессу? Это неплохо. Плохо то, что её читают сотни тысяч наших сограждан…
  К 10-й годовщине гибели атомной подводной лодки «Курск» ВГТРК показала документальный фильм Аркадия Мамонтова. Сенсаций от него не ждали, но на прояснение некоторых ключевых сюжетов, честно говоря, рассчитывали. Однако фильм обошёл молчанием две широко обсуждавшиеся в 2000 году версии гибели наших моряков – неудачные испытания нашей новой торпеды и возможное американское «участие» в роковом разрушении лодки.
  Но ни одну из версий с порога не отмели. Известно, что аккурат к нашим учениям в том году в Баренцовом море объявилась американская подлодка «Мемфис», которая потом долго чинилась от непонятных повреждений на одной из норвежских военно-морских баз. «Не всё и теперь можно сказать», — многозначительно произносит закадровый голос тележурналиста.
  Но если сопоставить сказанное в фильме с тем, что известно по другим исследованиям и публикациям, то картина вырисовывается следующая. В августе 1999 года атомный ракетный подводный крейсер «Курск» отправился в боевой поход за многие тысячи километров от родных берегов. Приказ, вскрытый уже по выходе в море, определял маршрут: из холодного Баренцева моря в тёплые воды Средиземного, которое после развала СССР считалось чуть ли не домашним озером 6-го флота США. «Курск», ни разу себя не обнаружив на протяжении долгого пути под водой, удачно проскользнул через горловину Гибралтара и, незамеченным, вплотную подошёл к кораблям американского 6-го флота. После чего намеренно дерзко всплыл на поверхность, показав перископ в зоне видимости американских авианосцев.
  Американцы, долгие годы трубившие о своём безраздельном превосходстве в Мировом океане, мгновенно сообразили, что за оплеуху отвесил им «Курск». Блестяще проведённая морская операция нашего экипажа красноречивей всяких слов говорила американцам: мы здесь, вы нас не заметили, а захоти мы угостить вас всего парой залпов из 24 наших крылатых ракет, и половина вашего хвалёного флота отправилась бы на дно кормить средиземноморских крабов. Рано, рано вы списали нас со счетов, говорил всему миру этим жестом собранный по сусекам экипаж подлодки Северного флота полуразваленной страны!
  Это факты, далее следуют догадки и предположения, уже выходящие за рамки документальной ленты Мамонтова.
  Лукавое озорство наших моряков в августе 1999-го настолько разозлило американцев, что те посчитали чуть ли не делом чести наказать обидчиков за неслыханное унижение. Решение такой важности, надо понимать, могло приниматься в США только на самом верху. Месть пришла в августе следующего года, когда американская лодка «Мемфис» скрытно проникла в Баренцево море, подгадав точно к началу учений Северного флота. О дальнейшем писали много и многие. Что это было – американская торпедная атака, преднамеренный таран «Мемфисом» «Курска» – пока остаётся загадкой. Но последствия известны — лучшая атомная подлодка русского флота погибла. Как могли пропустить и оставить без присмотра в ходе боевых учений нашпигованную ракетами атомную подлодку потенциального противника в непосредственной близости от наших территориальных вод — тоже загадка. Офицеры, участвовавшие в походе 1999-го года, обмолвились в фильме канала «Россия-1»: американцы получили информацию о начале наших учений не сами – сведения им преподнёс кто-то из осведомлённых источников в России на блюдечке с голубой каёмочкой. Вспомним, что в угарную демократическую пору 90-х в министрах иностранных дел России числился некто Козырев, в заместителях секретаря Совета безопасности подвизался некто Березовский, в советниках у главного приватизатора страны Чубайса, впоследствии главы президентской администрации, ходили толпы американцев с выправкой кадровых сотрудников ЦРУ. Нужно ли пояснять, что источниками утечек секретной информации в те годы могли быть десятки людей? Вся система безопасности России сквозила как дырявое решето.
  России тогда пришлось молча проглотить горчайшую пилюлю. В противном случае уничтожение лодки американцами следовало бы признать актом агрессии со всеми вытекающими последствиями. Россия к этому была элементарно не готова.
  Теперь, в пору «перезагрузки» российско-американских отношений, которая подозрительно напоминает старые добрые времена «холодной войны» со шпионскими скандалами, похищением пилота Ярошенко в Либерии и т.д., американский президент Обама всё-таки дал о себе знать с хорошей стороны.
  На 70-й день климатического кризиса (!) он выразил Д. Медведеву соболезнования и предложил американскую помощь в постигшем Москву бедствии.
  После публикации в «Комсомолке» невольно думалось: а почему так поздно? Зачем России американские спецы теперь, когда гнёт жары и дым пожарищ несколько поутихли? Уж не затем ли, чтобы из первых рук убедиться в эффективности проведённой климатической операции?
  Вообще говоря, в американскую климатическую прыткость верится плохо – вспомните, что ураган «Катрина» сотворил с американским штатом Луизиана во времена президентства Буша. Или в тот раз американцы испытывали климатическое оружие на своих чернокожих согражданах? Мировые СМИ тогда взахлёб спекулировали на эту тему.

Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: