slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Ющенко и Мазепа своременность и история

Попытки переписать… историю рискуют
стать посмешищем для истории мировой.
А. Маначинский.
Умный учится на чужих ошибках, глупца –  и свои ошибки не научают.
Намёк властям предержащим.

Интерес к такой исторической личности, как гетман Мазепа, по-прежнему остаётся весьма политизированным. И в некогда едином государстве об этой весьма одиозной фигуре особенно острый спор вёлся между «государственниками» и «самостийниками». 

 Спорили о политике гетмана Мазепы и во времена первого президента Миколы Грушевского, и последнего гетмана самостийной Украины Павла Скоропадского, и во времена трёх последних президентов независимой Украины. Очередную кампанию теперь уже по освящению и прославлению жизни и деятельности гетмана Ивана Мазепы повёл нынешний президент Украины Виктор Ющенко. С началом его президентства в правительственных кругах Украины с новой силой развернулась кампания по перелицовыванию отечественной истории, истории России и «самостийной и незалежной» Украины. (Впрочем, там также идёт и активная пропаганда и прославление ОУН-УПА, Степана Бендеры и других союзников фашистской Германии.)

На Украине (в Украине) в настоящее время вовсю идёт подготовка к празднованию 300-летия украинско-шведского союза. В самом Киеве улица Январского восстания близ Киево-Печерской лавры уже стала называться улицей гетмана Мазепы. В конце 2007 года своим президентским указом №955/2007 господин Ющенко обязал министерства и ведомства «Разработать и утвердить в трёхмесячный срок план мероприятий на 2008—2009 гг. с учётом 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза (предусмотрев в частности) — организацию и проведение мероприятий к 300-летию годовщины Батуринской трагедии; — организацию и проведение мероприятий к 300-летию годовщины разрушения в 1709 г. Запорожской Сечи…» В том же указе предлагалось «организовать проведение в учебных заведениях и учреждениях тематических мероприятий по освещению государственного строительства, политической и военной деятельности гетмана Украины Ивана Мазепы и его соратников».
К этой пропагандистской кампании господин Ющенко решил привлечь и учёных. В том же указе президента предлагается опять же в трёхмесячный срок при участии Национальной академии наук Украины (НАНУ) утвердить план мероприятий на 2008—2009 гг. к празднованию 300-летия тех же событий, предусмотрев в частности «…создание при участии украинских и шведских учёных комиссии по изучению и объективному освещению истории Центрально-Восточной Европы и украино-шведских отношений второй половины VIII(?) — начала ХХI века в контексте европейских интеграционных процессов». Такое «научное задание», вероятно, поставит в тупик учёных-историков — членов НАНУ.
Попытаемся, по возможности непредвзято, осветить жизнь и деятельность гетмана Ивана Степановича Мазепы. Эта историческая личность известна и в России, и особенно в Украине. Но ещё при жизни Мазепа стал ненавистен большинству своих соотечественников: от него бежала большая часть казаков, значительная часть старшин и полковников также от него отшатнулась.
Так кем же был в действительности гетман Мазепа, и каким был его политический курс?
*  *  *
Гетман Украйны (Малоросии) Иван Степанович Мазепа (большую часть времени он был гетманом на Левобережной Украине), был и останется одной из самых загадочных фигур отечественной и мировой истории. «Гетманство Мазепы стало по сути роковым актом истории гетманщины. Время правления Мазепы нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих периодов, в частности, времени гетманства Богдана Хмельницкого в 1648—1657 гг., затем периода 1660-х гг., когда Украина формально разделилась надвое. Правобережная и Левобережная получили каждая по своему гетману. Правобережная находилась под верховенством Польши, Левобережная – под верховенством Москвы. Мазепе довелось служить и там и там. Этот некогда благодатный край был одной из «горячих точек» Европы. Междоусобица и войны на Украине шли с 1657 по 1681 год. И безвременье это на Украине именовалось — Руина. Гетманство же Мазепы продолжалось с 1687 по 1708 год.
Наиболее заметный след в истории гетман Мазепа оставил в годы царствования Петра I. Пётр заметил Мазепу, оценил, выдвинул, облагодетельствовал, возвеличил… и проклял. Мазепа стал вторым человеком, кого в феврале 1700 года царь Петр наградил высшим и единственным тогда в России орденом Св. Андрея Первозванного: «За многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы…через 13 лет». (Т.е. за 13 лет верной службы царю Петру. Первым, кто получил эту исключительно высокую награду в 1699 году, был генерал-фельдмаршал Ф.А.Головин). Прослужив Петру более 20 лет «верой и правдой», Мазепа «вдруг» его предал. Вместе с Россией предал Мазепа и своё отечество – Украйну, предал в роковой час испытаний. А ведь Украйна и Россия всего только несколькими десятилетиями ранее осуществляли воссоединение в лоне единого государства. Воссоединение произошло по воле властей и по воле и чаяниям разделённого, но по сути единого народа, который все эти века, со времён киевского князя Владимира Крестителя, несмотря ни на что, сохранил чистоту православия.
После неожиданной вероломной измены гетмана, по повелению царя персонально для Мазепы-предателя был отлит десятифунтовый серебряный «Орден Иуды» на серебряной цепи. На нём был изображён Иуда, повесившийся на осине, «и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». Орден срочно был отлит и доставлен князю Меньшикову в Торунь (Пруссия). Правда, вручить Мазепе сей именной орден так и не успели. Мазепа после Полтавского сражения бежал вместе со шведским королём Карлом в Молдавию, находившуюся под владычеством Османской империи, и там спустя три недели умер в Бендерах 22 августа 1709 года.

*  *  *
История жизни и деятельности Ивана Мазепы такова. Он родился, по некоторым «уточнённым данным», 20 марта 1639 года в родовом поместье Мазепинцы, недалеко от Белой Церкви на Киевщине. Его отец Степан-Адам Мазепа происходил из православного шляхетского рода, занимал видное положение, был «атаманом Белоцерковским, который в 1654 г. встал на сторону Богдана Хмельницкого за союз с Россией, но вскоре изменил свои убеждения и начал активно действовать во благо… польско-казачьей унии». «Летопись Самовидца» сообщает о происхождении И.С. Мазепы: «…роду шляхетского, повiту Бiлoцерковского, старожитной шляхти украiнской и у войску значной». Отец по обычаям лиц своего круга с детства научил сына Ивана владеть оружием, верховой езде, боевым приёмам и военным хитростям. Образование Иван получил в Киево-Могилянской коллегии (духовной академии), затем в иезуитском колледже в Варшаве, в других престижных учебных заведениях Европы. Он свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал итальянский, немецкий, а по некоторым данным и французский. «…Цицерон, Тит Ливий, Тацит на всю жизнь стали кумирами Ивана, а их язык и гармоничный стиль образцом для подражания на всю жизнь» — указывалось в научной статье «Политический портрет гетмана Мазепы». Он с интересом изучал философские труды и более поздних мыслителей, увлекался трактатами итальянского политического деятеля, военного теоретика и историка Маккиавелли.
С 1659 года Иван Мазепа воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира. Нахождение при королевском дворе позволило будущему гетману продолжить своё образование в Голландии, Италии, Германии и Франции. Католическое окружение при дворе польского короля не могло не наложить на православного молодого человека свой отпечаток. Помимо изящных манер Иван Мазепа в совершенстве овладел искусством дворцовой дипломатии и политической интриги.
В 1663 г. Мазепа привёз от короля Речи Посполитой (Польши) знаки гетманского отличия только что избранному гетману Правобережной Украины Петру Тетере. Но уже через два года гетманом Правобережной Украины стал Пётр Дорошенко, который там правил с1665 по 1676 год.
Но не всё у Ивана Мазепы шло гладко, и однажды «разразился громкий скандал, связанный с ухаживанием Мазепы за женой (пана) Фальбовского. Во время одного из своих посещений дамы сердца Мазепа был пойман оскорблённым мужем и вынужден был во всём признаться, что, впрочем, не спасло его от унизительного наказания. По приказанию Фельбовского незадачливый ухажёр был раздет догола, обмазан дёгтем, обкатан в перьях, привязан к собственной рассёдланной лошади и со связанными ногами и руками пущен в поле под свист и выстрелы» — указывалось в статье киевских историков. Историк Н.Костомаров несколько мягче описывает сей «романтический» случай.
Что поделать! Придворная карьера поначалу у Мазепы не удалась, и он покинул своего благодетеля Яна Казимира и стал служить у его врага и турецкого сателлита — гетмана Правобережной Украины – Петра Дорошенко. У Дорошенко Мазепа занимал разные посты: он был комендантом гетманской гвардии, а под конец стал «генеральным писарем казацкой державы». По поручению Дорошенко Мазепа ездил для секретных переговоров в Турцию, Москву и к гетману Левобережной Украйны И.С. Самойловичу. «Он ведёт переговоры со странами Европы, улаживает отношения между султаном, крымским ханом, польским королём, российским царём и бранденбургским князем».
Боевым крещением Мазепы было участие в совместном походе войск гетмана Дорошенко и турецкой армии правителя османов Мухаммеда IV против Польши в 1672 г. (В тот же год родился и будущий российский император Пётр Первый.) Тогда же казаки Дорошенко совместно с турками совершили походы на Каменец-Подольский и Львов.
В 1674 году во время поездки в Крым к хану Селим-Гирею (а по Костомарову — к турецкому султану) Мазепа попал в плен к запорожским казакам. Кошевой Запорожской Сечи Иван Серко «не разделял протурецких взглядов гетмана Правобережной Украины». Серко отправил Мазепу в Москву. На допросе у боярина Матвеева Мазепа «представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенке, а остался у гетмана Левобережной Украины Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра вместе со своей семьёй. Вскоре после того от лишился жены». У Самойловича Иван Мазепа обучал гетманских детей и скоро сделался правой рукой гетмана, выслужил звание войскового товарища (атамана) и генерального есаула. В «Военной энциклопедии Сытина» в статье о гетмане Мазепе сообщалось: «Но, не мирясь с тем подчинённым положением, которое он занимал при гетмане (Самойловиче – С.П.), Мазепа в одну из поездок в Москву сумел расположить к себе всесильного тогда князя В.В. Голицина и с помощью того добился, что в 1687 году Самойлович был низложен, а на его место был избран сам Мазепа». Избрание его произошло на Каламакской раде 25 июля 1687 года. Попутно отметим, что гетманом Мазепа стал не без помощи всесильного тогда князя Голицына. Бытует мнение, что Мазепа чинил козни против Самойловича и в результате «отобрал» у него гетманскую булаву. В связи с этим уместно дать возражение «первого и лучшего русско-украинского историка, прямого наследника великого Карамзина» Костомарова. Тот пишет: «Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу». Самойлович скорее всего оказался тем «козлом отпущения», на которого В.В. Голицыну, фавориту царевны Софьи, удалось свалить и свою вину за неудачный поход в Крым, который они проводили вместе с низложенным гетманом.
Историк Т.Г. Таирова-Яковлева считает, что Каламацкие статьи нового русско-украинского договора были первым шагом к русификации (выделено – С.П.) Украины, ликвидации гетманщины. Она цитирует: «Народ Малороссийский всякими мерами и способами с великороссийским народом соединять… чтобы были под одною Державою обще… и никто б голосов таких не испущал, что Малороссийский край гетманского рейменту». Ну и в чём же здесь русификация? В чём опасность?! Опасность для единого народа не в единении, а в разделении! Divide et imera! Разделяй и властвуй! Вот эта истинная и тайная (для непосвящённых) сущность политики дня сегодняшнего. Вот это и есть сакральная цель двух государственных властей (до недавнего времени единого народа), разрываемого на «самостийные» части в эпоху разгула адептов глобализации! А един наш народ исторически ещё и потому, что славянские племена и народы Киевской Руси бежали от восточных и западных завоевателей-«культуртрегеров» на Русский Север, и только там, в Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерниях России, их потомки «под дланью москалей» смогли сохранить свои киевские былины, предания и сказания, а не в руине, и не на руинах киевщины, где этих былин не осталось и в помине!
И ещё один «убойный» аргумент, свидетельствующий о единстве в течение нескольких веков разделённого народа. Стоит только сравнить рукописные и печатные книги того времени, эпохи Петра и Мазепы у якобы «двух разных» народов. Книги написаны на едином языке (и книги, и письма!). Это уже в другие времена, через полтора столетия «украинские» писатели Иван Котляревский, а потом и Тарас Шевченко стали оригинальничать с языком. Точно так же и сегодня позволяют «оригинальничанье», а точнее опохабливание языка швондеры литературы. Власть попустительствует этим надругательствам над уже расслоившимся языком. А президентов разделённых стран это как бы и не касается. Это с попустительства Путина в России, «приватизировавшие» СМИ глобалисты усиленно прививают нашим ещё несмышлёным русским детям чужеродные слова типа: «супер», «улёт», «вау», «пацан», «гламур». А на Украине с попустительства или «по прямому заказу» Ющенко прививаются аналогичные слова и выражения, в моде там сочетание «русисты-расисты» и т.п. И повинен в размывании языка, а с ним и русского духа не менталитет единого, вновь разделённого народа, а его власть, вернее власти. Кому незаметна их подкаблучность у мирового глобалистского клана?! Понимающий да разумеет, у какого. Ведь судят о власти не по прекраснодушным словам, а по свершаемым ею делам.
Но вернёмся к истории гетмана. «Получив власть над Украиной из рук Москвы и сознавая, что из трёх соседних держав наибольшую силу начинает приобретать Россия, Мазепа всецело стал на её сторону, в течение почти двух десятилетий (более двух десятилетий! – С.П.) не раз оказывал московскому правительству ценные услуги. Благодаря ему ни одно волнение на Украйне не вылилось в открытый бунт и все попытки поднять восстание «на москалей» в союзе с татарами или поляками благодаря Мазепе кончились неудачей» — вполне справедливо указывалось в «Военной энциклопедии Сытина».
В 1688 году Мазепа совершил удачный налёт на Очаков. А на другой год  был предпринят крымский поход (март – июнь 1689 г.). В нём участвовало 100 тысяч русского войска и 50 тыс. казаков. Поход окончился неудачей. В таком случае всегда кого-то объявляют виновным. На сей раз виновным стал князь Голицын, влиятельный вельможа из окружения московской правительницы Софьи — сестры Петра. Его отправили в ссылку. Произошёл очередной дворцовый переворот, и к власти пришли Нарышкины. Но Мазепа, протеже Голицына, сумел тогда сохранить своё положение и оказаться полезным  Петру. Новая власть у молодого царя поначалу была неустойчива, поэтому скорее всего не столько Мазепа старался «втереться в доверие» к царю Петру, а, наоборот, сам Пётр нуждался в человеке, способном сохранить спокойствие на сопредельных землях. Мазепа стал к этому времени уже опытным политиком, сумел «москалям» показать себя с лучшей стороны. Возможно, даже, что молодой царь со временем полюбил Ивана Мазепу и был уверен, по утверждению  Костомарова, в его исключительной «преданности русскому престолу и русской государственности». Хотя тот же «первый и лучший» историк Костомаров пишет, что всё двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась к нему ненависть подчинённых, которая выражалась то теми, то другими попытками лишить его гетманства. «Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа…».
(Продолжение следует.)

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: