slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Ющенко и Мазепа современность и история (окончание)

(Начало см. № 8–9)
Мазепа был тонкий и хитрый политик. Историк М.С.Гру-шевский писал: «Как бы для того, чтобы рассеять предубеждение против своей особи как человека чужого, Мазепа с первых же лет своего правления с небывалой энергией и щедростью созидает целый ряд роскошных и величественных для своего времени построек – конечно церковных главным образом… Он осыпает наиболее чтимые церкви и монастыри богатыми дарами и пожертвованиями». 

  Историк С.М.Соловьёв совсем по-другому оценивает гетмана как «защитника» православной веры: «Мазепа не был представителем той массы малороссийского народа, для которой православие было началом, не допускавшим никаких сделок, для которой всякий иноверец был враг, а лях-католик враг непримиримый, для которой мысль о возможности соединиться с Польшею была нестерпима: Мазепа был именно представителем этого испорченного поколения шатающихся черкас; мы знаем его воспитание…» Так что метаморфоза с Мазепой — «из Павла в Савла» — и нынешняя президентская кампания по его прославлению как защитника отечества и веры «от православных москалей» не может не насторожить православную паству Украины: а какой тогда веры их нынешняя власть?
  С Россией Мазепа, по мнению в основном украинских историков, вёл двойную игру. Россия же продолжала поддерживать гетмана. Москва на усиление влияния гетмана прислала в его резиденцию в Батурине полк стрельцов…
  Справедливости ради следует, однако, признать, что «независимо от личных качеств и целей, деятельность Мазепы в качестве гетмана Украины, вплоть до перехода на сторону шведов содействовала росту могущества Российского государства. Украинские казаки принимали активное участие во взятии Азова, охраняли российские границы от татар, во время Северной войны сражались со шведами и их союзниками в Польше и Прибалтике. Тысячи украинских крестьян отправлялись гетманом по указанию царя на строительство Санкт-Петербурга и т.д.».  Так считают киевские историки, и с ними нельзя в этом не согласиться. Современник Н.И.Костомарова историк С.М.Соловьёв писал: «Ни один гетман малороссийский не пользовался такой доверенностью московского правительства, как умный, образованный, любезный старик Иван Степанович Мазепа. Царь Пётр вполне полагался на его приверженность к себе, не верил доносам на него…». А доносы на гетмана Мазепу поступали постоянно, как, впрочем, и на любого другого, кто бы ни занимал такой пост. Царь Пётр отправлял всех «доносчиков» на гетмана в руки «верного» Мазепы.
  Причиной, побудившей Мазепу к измене Петру, вероятно, было решение последнего, принятое им в феврале 1707 года на переговорах с поляками в Жулкеве (близ Львова — Лемберга). Тогда, в Жулкеве, в свете продолжающейся войны России со Швецией и задействования основных русских сил на северном театре военных действий поляки потребовали возврата Правобережья. Исходя из соотношения сил, Пётр вынужден был пойти на территориальные уступки, поначалу хотя бы только на «дипломатические». Он пообещал полякам вывести войска из недавно приобретённого и весьма разорённого края. Присутствующий на переговорах гетман был в курсе решений. После этого заседания Мазепе стало ясно, что даже в случае победы Петра над шведским королём Карлом, ему нельзя надеяться на сохранение за собой гетманской власти. Но с выводом войск царь советовал Мазепе не особенно торопиться, тянуть время. У самого Мазепы большая часть войск также была втянута в военные действия на севере. Историк Грушевский о психологическом состоянии Мазепы пишет: «Всё это должно было вызывать сильные сомнения в душе старого гетмана – особенно по мере того, как Северная война принимала, как казалось, всё более неблагоприятный для России оборот и придвигалась к границам Украины. Шведский король разгромил Саксонию, смял саксонскую партию в Польше и перешёл в Литву, приблизившись к украинской территории. Положение становилось критическим». Ещё в Жулкеве Мазепа просил царя для защиты Украины от шведов послать хотя бы 10-тысячное регулярное войско. Пётр ответил: «Не только десяти тысяч, и десяти человек не могу дать: сами обороняйтесь, как можете». Мазепа был весьма огорчён и неутешен. И он уже знал, что Пётр также намеревался преобразовать (унифицировать) управление Малороссией на новых, как и в России, началах.
  Разумеется, усилившимся гнётом (напомним: во время войны!) гетман Украины Мазепа был крайне недоволен. Но что было делать?! За место под солнцем надо было платить. При этом Пётр пробовал как-то утешить притеснённого и обиженного престарелого гетмана. В сентябре 1707 года Мазепа по ходатайству Петра I удостоился титула: князя Священной Римской империи. В отличие от Меншикова, который получил такой же титул, Мазепа не воспылал счастьем от такой «великой» чести: «Хотят меня удовлетворить княжеством римской державы, а гетманство забрать». Почивать бы гетману на заслуженных лаврах, но Мазепа свыкся с властью, делить её ни с кем не хотел и поначалу весьма осторожно ступил на роковой путь.
  В конце октября 1708 года на тайном совещании полковников, которые были выдвиженцами Мазепы, он предложил им решать, следует ли заключать союз с Карлом. Предательство гетмана и его старшины совершилось в Батурине. Приказав немногочисленным своим сторонникам оборонять Батурин, Мазепа 24 октября (ст.стиля) 1708 года выехал к Карлу. А на другой день он переправился через Десну и соединился с Карлом. В Бахмаче Мазепа собрал своё «войско» и присягнул шведам «на благо отчизны и войска запорожского». Вместо обещанной Карлу 50-тысячной армии (которую Мазепа без труда собирал, будучи верным российскому царю), после измены Петру он смог привести с собой не более 5 тысяч.
  Весть об измене Мазепы оказалась полной неожиданностью не только для Петра, но и для многих соратников гетмана. Немалая часть из них вскоре от изменника отшатнулась. И из тех 5 тысяч казаков, которые поначалу пошли за Мазепой, немало воротились обратно. А те, кто остался, не отставали от шведов по части грабежа и насилия над своими соотечественниками.
   Факт остаётся фактом, что после измены гетмана Украйна осталась по-прежнему верной России. Об этом свидетельствуют многочисленные письма с подписями казачьей старшины, духовенства, рядового казачества и населения, направляемые в адрес Петра и представителей российской власти. Видя полную неудачу своих планов, Мазепа вскоре сделал попытку просить у царя помилования, обещая ему за это захватить и выдать живым короля Карла. Он через миргородского полковника Данилу Апостола передаёт тайное послание царю Петру: раскаиваюсь, молю о пощаде, а за это готов выкрасть Карла ХII и доставить в русский лагерь. Затем с таким же посланием к царю от Мазепы явился и полковник Галаган. Но предложения изменника повисли в воздухе.
  В 1709 году война двух армий превращалась в борьбу против оккупантов в защиту отечества. Сражение под Полтавой принесло победу русскому оружию. В реляции о Полтавской баталии, в частности, писалось: «Изменник же Мазепа ещё за несколько часов прежде короля, купно с некоторыми из своих изменнических единомышленников через Днепр перешёл. Многие ж из оных сдались и просили у его царского величества милостиваго прощения. И тако Божиею помощию вся неприятельская толь в свете славная армия (которая… не малой страх в Европе чинила) его царскому величеству в руки досталась: ибо от оной, кроме немногих сот, которые с королём через Днепр в турецкую земли ушли… никто не убежал». Остатки шведской армии были пленены на днепровских переправах у Переволочны. Союзники бежали под защиту турок. (Уместно поинтересоваться, как отнесутся полтавчане, если в Полтаве по указу президента Ющенко воздвигнут памятник Карлу и Мазепе?) Мазепа вместе с раненым перед сражением Карлом, с горсткой казаков и шведских солдат бежали в Османскую империю. В Бендерах (ныне Приднестровье) Мазепа скончался, и по распоряжению Карла тело его было перевезено в Яссы и там погребено в церкви. «Так умер на чужбине человек, которого на Украине называли ляхом, в Польше считали казаком, а в России – изменником», — напишет Н.Костомаров.
   Полтавская виктория была, как пишет С.М. Соловьёв, — одним из величайших событий: могущество Швеции, созданное посредством завоеваний, было сокрушено; исчезла завеса, скрывающая Россию от остальной Европы, и перед народами Запада явилось новое, обширное и могущественное государство, умевшее победить вождя и войско, считавшихся до сих пор непобедимыми. При громе Полтавской победы родился для Европы, для общей европейской жизни великий народ; но и не один народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее себе достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни». Не мешало бы господину Ющенко напомнить, что Украина в ХVI веке была не страной, а территорией, находящейся под гнётом Литовского княжества, а позже – Речи Посполитой. И только с помощью России она стала полноправной частью самодостаточного государства. А гетман возжелал личной «самостийности» и потерял всё.
  Историк Т.Г.Яковлева пишет: «Главный вопрос, который почему-то никогда не задавали и, соответственно, на который не искали ответа: что стало залогом столь долгого и успешного союза? (Что стало причиной трагического финала – это другой вопрос.) На наш взгляд, — пишет она, — причины надо искать в истории Гетманщины и Руины». Так, Богдан Хмельницкий заключил договор со шведами через два года после присяги царю. И Выговский через год после присяги подписал соглашение с Польшей. Ю.Хмельниций обрёк русские войска на погибель под Чудновом через год после присяги, преданный «холоп» царя, возведённый в чин «боярина» Брюховецкий – через пять лет перешёл на польскую сторону. На основании этих фактов Яковлева делает вывод: «Именно стремление Москвы ослабить гетманскую власть, а отсюда и поддержка «доносчиков» и «бунтарей» толкнули И.Выговского, и Ю.Хмельницкого к Польше». Стало быть, на наш взгляд, политика Москвы на тот момент была правильной: каждый «незалежный» панок мечтает стать князьком и отделиться от своего суверена. Помним о русской трагедии времён удельной Руси. Это мы уже проходили! Проходили, да не шибко-то усвоили, если внимательно посмотреть на политику современной российской власти. Много уж схожего повторяющегося. Так, чтобы разрушить Великую Россию, интернационал-глобалистские самозванцы после переворота, названного «Великой Октябрьской революцией», назвали российские губернии национальными республиками. А в результате?! Как говорят, «факт на лице». Вот и теперь на пространстве «обрезанной по живому» России, их потомки вновь возвеличивают национальные автономии. Края и области объединяют под предлогом сокращения управленческого аппарата. А новые образования становятся на наших глазах зародышами «удельных княжеств», на территории Руси-россиянии. А это есть прямой путь к уничтожению России – последнего оплота русской православной цивилизации. Мир идёт по пути глобализма, в котором сохранят свою ментальность и выживут далеко не все народы, а только «золотой миллиард» из числа только «избранных народов». Трудно поверить, что ни в России, ни в Украине уже не осталось государственных мужей… разве, что только в Белоруссии! Повсюду в мире власть всё больше оказывается в руках глобалистского клана…. «богоизбранных». Кому же непонятно, кто этим всемирным процессом так расчётливо и так синхронно руководит?!
  Народ всегда очень чуток по отношению к власти. Когда Мазепа был в союзе с Москвой, он мог водить за собой десятки тысяч воинов, когда ей изменил – за ним пошло не более трёх тысяч — это ли не весомый показатель единства народа, который сегодня стараются расколоть, обособить и «осамостийничать».
  Историк А. Мачинский пишет: «Украинские «ура-патриоты» пытаются разбить клише «гетман-изменник», его оспорить, приписывая Мазепе всякие тайные замыслы. Да и трактовка какова (!): шведский завоеватель не Европу покорял, а Украину освобождал, пытался, так сказать, помочь Мазепе избавить украинский народ от «москальского ига». А посему тайный сговор гетмана с королём – это уже не предательство, а… героизм».
  Выходит, что и оккупационный период Литвы считается по президентскому указу господина Ющенко национальной гордостью (о чём свидетельствует монета, выпущенная на Украине в честь 500-летия Магдебургского права). А вот защиту Украины от вражеских полчищ и 300-летие победы над Карлом ХII нужно рассматривать как «300-летие трагедии» украинского народа?!
  В ряде пунктов пресловутого указа президента Ющенко предписано министерствам и ведомствам решить в установленном порядке вопросы:
   — сооружения памятников Ивану Мазепе и его соратникам в Киеве и Полтаве, других населённых пунктах, а также установления памятных знаков и мемориальных досок в местах, связанных с их жизнью и деятельностью;
    — сооружения на Украине памятника Карлу ХII;
   — отработать вопрос об установлении монумента гетману Украины Ивану Мазепе и увековечении памяти его соратников в Королевстве Швеция».
   Историк А.Мачинский делает вывод: «Судя по всему, указ №955/2007 вызван не юбилеем Полтавской битвы и уж тем более не 355-летием воссоединения Украины с Россией. Причина кроется не в истории, а в президентских выборах, которые состоятся в том же, 2009 г.». Трудно не согласиться с выводом историка, когда он столь очевиден. Для очередных президентских выборов, судя по действиям господина Ющенко, все средства хороши. Благо, в отечественной истории уже был свой украинский «образец», которому, как считают некоторые «государственные» политики, сегодня нужно следовать украинцам по отношению к «москалям», и с кого им брать пример. Для политиканов «цель оправдывает средства».
  Памятник гетману Мазепе президент Ющенко установить, конечно, может. Вот только не повесит ли ему на шею «его собственный» народ серебряный орден «Мазепы»? Именно тот самый, который отлит был для гетмана с известной не только одним историкам надписью! И тогда портреты обоих этих украинских «героев» можно где-нибудь вывешивать рядом.

Сергей ПОРОХИН

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: