slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Юмор — дело тонкое!

Вот уже в десяти номерах этого года «Слово» публикует подборки новых двустиший-афорифмов Виктора Дружинина. Все они вошли в недавно увидевшую свет его новую книгу*.
Имя этого автора хорошо из-вестно нашим читателям. Два года назад (№37—38/2010 г.) газета опубликовала о нём очерк Л. Козлова как о талантливом учёном, педагоге и изобретателе, весьма взыскательном к себе литераторе, серьёзном издателе-патриоте, замечательном семьянине — отце двух дочерей.
Знакомство имело творческое продолжение: на наших страницах тогда впервые появились полные доброй иронии двустишия маститого математика из города Сарова. Ведь Виктор Владимирович — человек действительно отмеченный искрой Божией: доктор физико-математических наук, профессор, заведует кафедрой высшей математики Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ.

Об этой стороне его натуры — учёного и человека — с восторгом рассказала поэтесса Ирина Егорова-Крекнина: «Если говорить о вкладе в науку, думаю, математики меня не упрекнут в ошибке – он возрастает в геометрической прогрессии: среди его учеников уже многие сами – доктора наук. А если уж Дружинин почувствует талант в подопечном школьнике (доктор наук ведёт факультативные занятия в лицее №3 города Сарова), то сделает всё возможное, чтобы этот талант себя не потерял». Что тут добавишь? Такие слова дорогого стоят…
Литературные пристрастия Виктора Владимировича давно переросли стадию увлечённости и прочно встали на профессиональную литературную основу. Его рифмованные афоризмы (афорифмы) — многие в каламбурной форме, где автор-математик не превышает 18—20 гласных в одной фразе, уходят корнями в литературные традиции XIX века. Перекликаются с признанным творчеством великого сатирика той эпохи Козьмы Пруткова, личности виртуальной. Под этим коллективным псевдонимом, как известно,  печатались братья Александр, Алексей и Владимир Жемчужниковы и граф Алексей К. Толстой. Однако популярность Козьмы Пруткова (К.П.) фактически привела, как сейчас говорят, к его воплощению в «реале»: он стал восприниматься как  существующий в жизни персонаж, который то ли в шутку, то ли всерьёз призывал: «Во всём покорствуя воле монаршей, / Не уклоняйся от контрмаршей».
Естественно, двустишия Дружинина по тематическому охвату гораздо шире наследия К.П., представляющего сатиру на «философию жизни» бюрократов. Их не сравнишь буквально — эпоха другая, но житейские проблемы и человеческая природа, увы, во многом всё те же. Недаром Виктор Владимирович мудро замечает: «Хорошим быть для всех нельзя — / Частично плох кому-то я».
В своё время, года два назад, впервые представляя авторскую колонку Виктора Дружинина «Мысль в две строки», газета «подавала» её читателям как своеобразный интеллектуальный отдых. Но, пожалуй, речь здесь может идти не только и не столько об отдыхе, сколько об интеллектуальном осмыслении многих, разящих со снайперской точностью строк, часто удивляющих подлинно философским — заправленным доброй долей иронии — постижением жизни: «Жизнь — счастья кузница, / Судьба в ней — узница», «Хоть старость молодости дольше, / Творим мы в молодости больше», «Старик был в шоке: — Разве / Не молод я в маразме?», «У хитрости такой есть ранг: / Бьёт по тебе, как бумеранг», «Жизни часто правка / Тоненькая справка», «Политика — торговля сброда / У власти — судьбами народа», «К нам демократия добра — / Есть выборы без выбора...».
Острым оком, едким словом отслеживает Виктор Дружинин веяния наших дней: «На русско-западный манер, / Явился полиционер», «Бюджет тут пилят, вставши в ряд / Чины — откаты лишь летят…», «Порой законы очень строги: / Зарплаты нет, но есть налоги…», «Закон о пенсии прочту, / И ужаснусь — жить не хочу!», «Зачем нам ПРО, зачем нам атом? / Москва сдана вся азиатам…».
Обличает наши электронные (и не только!) СМИ: «Не телевизор, а табло: / Где что купить, почём бабло…», «У детей от телика / Нередка истерика», «Экрана пищу все едят, / Хотя порою пища — яд», «За счёт пиара — и из слов / Творят давно из мух слонов».
…И пресмыкающихся перед Западом так называемых интеллектуалов и литераторов: «В Европу Пётр пробил окошки — / Оттуда лезут к нам, как кошки…», «Свобода не культурна / Свобода — конъюнктурна», «Писал про грязь, весь свет туши / Сантехник сволочной души…», «Роман от сотого лица / Он создал — сплетня подлеца».
Критически взирает на показное «изобилие»: «Калорий нет, и это / Не голод, а диета», «Ел чипсы, пил лишь колу, / Теперь гастрит — уколы», «Рекламы гамбургеров реют: / Мир стал теснее — все толстеют». Высмеивает нынешние нравы: «Любовь нагрянула, а я же / Была тогда не в макияже»…
Конечно, это — лишь малая толика из 10-тысячного собрания двустрочных острот, сведённых Виктором Дружининым вместе в его новой книге. Кстати, нынешнее издание — уже второй «десятитысячник» автора, выпущенный в сотрудничестве всё с тем же художником Татьяной Юферевой. Первая книга — «Две строки» — появилась в 2010 году и снискала положительные отклики в столичной печати. Рекордные сроки подготовки новой книги оригинальных фраз объясняются тем, что великий труженик Виктор Владимирович, случается, в день «выдаёт», как говорят, до сорока новых фраз. Это вам не то что «ни дня без строчки», а гораздо более интенсивный интеллектуальный процесс…
Как признаётся сам автор, нынешнее издание отличается от предыдущего хотя бы тем, что в нём, по многочисленным просьбам читателей, появился раздел «Интим». «Рост порно. И тенденция — / Всё раньше импотенция», «Секс-символы всё с кем-то… / Но в жизни импотенты», «Учусь у мартовских котов: / На это я всегда готов» — это из него. Что делать, если «Есть юмор ниже талий / В районе гениталий», не без доли самоиронии замечает Виктор Дружинин. «В больших количествах его употреблять не следует, но без специй, как известно, не приготовишь хорошего блюда. Поэтому прошу заранее извинения у далёких от этого дела граждан», — пишет он в своём обращении к читателям.
Как признаётся Виктор Владимирович, из своего опыта общения с читателями он лишний раз утвердился во мнении, что вкусы у людей самые разные. Одним нравятся одни двустишия, другим — другие. Остаётся уповать лишь на время, которое отберёт лучшее. А сам автор от щедрот своей широкой души дарит своё творчество читателям, которые «могут использовать приведённые афоризмы без отдельного разрешения, но со ссылкой или, в крайнем случае, без ссылки на автора». Все же совпадения имён в книге он просит считать случайными.

Владимир ПОТАПОВ.
Рисунки Татьяны ЮФЕРЕВОЙ
из книги «Две строки».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: