slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

XXII съезд ВРНС Четверть века по пути диалога

1 ноября 2018 года в Государственном Кремлёвском дворце состоялось пленарное заседание XXII Всемирного русского народного собора (ВРНС), посвящённое теме «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России». В мероприятии приняли участие Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (См. «Слово» № 21/2018).
Ксобравшимся, в частности, обратился со словом член Президиума ВРНС, академик Национальной академии наук Украины, иностранный член Российской академии наук, почётный директор Института археологии Национальной академии наук Украины П.П. Толочко. Он отметил, что считает себя «частицей Русского мира».
«Русский мир, — сказал он, — начинался не с Московского царства. Он рождался на берегах Днепра, на древней Киевской Руси. Когда первые летописцы и первые богословы пытались осознать, что такое Русь, они идентифицировали это огромное пространство от Новгорода до Киева, от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство. <…> Он не сведён до русского в этническом смысле — это и русские, и варяги, и все, кто исповедует русскую православную веру.
Уверен: даже если бы не было всей нашей последующей истории, если бы случилось так, что моя родная Украина осталась в составе Великого княжества Литовского или Польши, то и в этом случае мы имели бы полное право причислять себя к Русскому миру. Но ведь были целые столетия нашей общей истории, истории наших братских народов — сейчас немодно так говорить, но ведь, по существу, именно так! <…> Мы не можем себе представить историю нашу без братьев Разумовских во времена Елизаветы и Екатерины, без канцлера Безбородко, без графа Кочубея, канцлера в правительстве Николая I. Думаю, мы не можем себе представить и советскую историю без наших малороссов, наших украинцев. Сидели тут, даже в Кремле, управляли огромной страной, и я считаю, что безнравственно сегодня нам, украинцам, отказываться от этой нашей общей истории. В ней было всё — взлеты и падения, достижения и неудачи, — но говорить, что это всё не наше, что мы к этому не имеем отношения, мне кажется безнравственным», — подчеркнул учёный.

* * *

«Уважаемый Пётр Петрович, — прокомментировал выступление украинского академика Святейший Патриарх Кирилл, — хотел бы сердечно поблагодарить Вас за слова, которые Вы только что произнесли. Очень важно, что это слова учёного, а не политика. Человека, который изучает источники и ясно, с научной точки зрения, представляет себе картину нашего национального генезиса, «откуда есть пошла Русская земля».
Совершенно очевидно, что Украина, которую называли в царское время Малороссией, была названа так не потому, что кто-то хотел её унизить и подчеркнуть значимость Великороссии, но потому, что все, кто знал историю, всегда сознавали, что Киев — мать городов русских, источник русской цивилизации. Поэтому название «Малороссия» можно сопоставить с тем, как мы говорим сейчас об исторической Москве и Большой Москве, как есть Лондон и Большой Лондон. Вот так же и Малороссия, и Большая Россия. В самом этом названии есть указание на огромное цивилизационное значение южнорусских земель, откуда действительно пошла Русская земля...
Конечно, то, что сейчас происходит,— это очень опасный политический процесс. Но в его основе — ложная историософия и подтасовка исторических фактов. Поэтому наш самый важный и правильный ответ всем тем, кто пытается разрушить наш мир, — это ответ, который мы должны черпать из нашей истории. И то, что Вы, Пётр Петрович, столь открыто обозначаете свою позицию, в том числе на Украине, свидетельствует о том, что Вы не только замечательный историк, но и очень сильный человек, преданный науке, преданный исторической правде. Дай Вам Бог здоровья, и благодарю Вас за это выступление».

* * *
В рамках Собора в Союзе писателей России работала секция «Литература подвига — залог единства народов», которую возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов и член бюро Президиума ВРНС С.И. Котькало. По итогам была принята Резолюция, в которой, в частности, говорится: «Мы, участники секции ВРНС «Литература подвига — залог единства народов» заявляем: русскому народу, объединившему вокруг себя в границах Российского государства другие народы, сегодня необходим новый, но основанный на вечных традициях художественный образ России — духоподъёмный, героический, укрепляющий нас, объединяющий наши силы, утверждающий наше место в истории, в современности и в будущем».

По материалам СМИ.
из досье «Слова»

В 1991 года в Минюсте России был утверждён Устав Всемирного русского конгресса (собора). Этому предшествовали многолетние контакты советского дипломата Ю.Г. Лунькова с представителями семей первой волны эмиграции во время его работы в США, Швейцарии, Австрии, посещения других стран. Им двигала надежда объединить русских, привлечь интеллектуальный и деловой потенциал эмигрантских общин на благо Отечества, при этом помочь нашим заграничным соотечественникам в предпринимательской деятельности, развитии гуманитарных связей. За рубежом идею учреждения Всемирного русского собора встретили с недоверчивым доброжелательством, а в Союзе — с недоумением.
Настойчивый дипломат обратился в Международный отдел ЦК КПСС, где у него были коллеги по работе в Комитете международных организаций СССР, с предложением учредить Всемирный русский собор. Там удивились, стали рассуждать на тему национализма и шовинизма, о возможной реакции Запада. Выручил Всемирный еврейский конгресс, делегация которого в это время прибыла в СССР и была принята в МИД СССР и ЦК КПСС. Вопрос «почему им можно, а нам нельзя» поставил «товарищей» в неловкое положение. Упёрлись против названия – собор: «что-то есть здесь церковное». Сошлись на названии — Всемирный русский конгресс (собор). По словам Лунькова, работая в МИД СССР, он был вынужден скрывать свою общественную деятельность.
В сентябре 1990 г. в Доме Нащокина (Гагаринский пер., 4) прошла встреча деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций, в которой приняли участие В.В. Кожинов, гл. редактор журнала «Наш современник» С.Ю. Куняев, зам. директора Института мировой литературы П.В. Палиевский, академик И.Р. Шафаревич, писатель О.В. Волков, кинодраматург Б.Н. Шустров, гл. редактор журнала «Вопросы литературы» Д.М. Урнов, сотрудник МИД СССР Ю.Г. Луньков. Писатель, член ЦК КПСС В.И. Белов передал, что «горячо поддерживает создание ВРК (собора)».
Лондонское отделение ВРК (собора) оказало тогда существенную помощь: при поддержке владыки Антония Сурожского добились от Королевского общества выделения крупных финансовых средств (около 700 тыс. фунтов стерлингов) для Марфо-Мариинской обители, послуживших началом её возрождения.
1991—1993 гг. были временем злобного антирусского разгула. Травили тех, кто был против уничтожения СССР. Появился термин – «красно-коричневые». На телеэкраны выпустили ораву западных религиозных проповедников. Глумились над историей России. Естественно, в этих условиях деятельность ВРК (собора), мягко говоря, была затруднена. Встала потребность объединения всех национально-патриотических сил.
Ю.Г. Луньков обратился к В.Н. Ганичеву и И.А. Кольченко, с которыми работал в комсомоле, с предложением принять участие в создании Всемирного русского собора совместно с РПЦ. Позже, услышав выступление Н.А. Нарочницкой, позвал и её. Было подготовлено обращение к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой благословить создание Всемирного русского собора. Святейшее благословение было получено, и в один из мартовских дней 1993 года состоялась встреча с митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем отдела внешних церковных сношений Московского патриархата Кириллом. Договорились начать подготовку к проведению I Всемирного русского собора. Предложили сделать Собор открытой площадкой для русских общественных и культурных организаций, а наиболее созидательные предложения при благословлении Церкви доносить до властей. Владыка поддержал этот формат. Собор тогда возглавил Святейший Патриарх Алексий II, сопредседателями стали митрополит Кирилл, Ю.Г. Луньков, В.Н. Ганичев, И.А. Кольченко, Н.А. Нарочницкая…
Позднее Всемирный русский собор, переименованный во Всемирный русский народный собор, прошёл государственную регистрацию и стал той организацией, которую мы знаем сегодня.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: