slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

XII Всемирный Русский Народный Собор

XII Всемирный Русский Народный Собор:В среду в Государственном Кремлевском дворце открылся

XII Всемирный Русский Народный Собор: Собор детей и молодежи

«Будущие поколения — национальное достояние России».

 

Государственный Кремлёвский дворец  в день открытия  XII Всемирного Русского Народного Собора  было не узнать: всюду юные лица, стремительная молодёжь, числом явно превосходившая убелённых сединами ветеранов. Школьники, студенты,  курсанты и курсантки военных и милицейских училищ, модели в русских национальных костюмах, артисты, юные техники, демонстрировавшие свои изобретения прямо в огромном фойе дворца. Песни, танцы, аттракционы, фотографии на память…

Взгляд выхватывает знакомые лица в пёстрой, гомонливой толпе: Герой Советского Союза Владимир Карпов, народный артист России Михаил Ножкин, знаменитый русский писатель Валентин Распутин с женой Светланой Ивановной, сопредседатель Правления СП России Игорь Янин. Генералы, академики, священнослужители, писатели… Регистрацию участников проводили студенты духовных училищ и академий – учтивые, предупредительные, по-деловому собранные.

Собор детей и молодёжи полностью оправдал свой девиз: «Будущие поколения – национальное достояние России». Собор прямо и заинтересованно обратился  к проблемам и чаяниям самых молодых граждан нашей страны.  Во всех выступлениях в ходе заседаний Собора звучала забота о молодых, а также тревога при виде насилия, лжи и грязи, которые низвергаются на них  с телеэкранов, Интернета, страниц бульварной прессы. Молодёжь – наиболее уязвимая часть населения страны перед лицом столь массированного извержения порока  и целенаправленного искоренения национальных традиций. Она не имеет иммунитета  в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта.

Впрочем, идеологические потуги недругов Собора были видны, что называется, невооружённым глазом даже здесь, прямо в зале Государственного Кремлёвского дворца. Недоумение XII Всемирный Русский Народный Собор:участников вызвал компьютерный ролик, показанный перед самым началом заседаний. На фоне лазерных росчерков,  бойкой компьютерной графики на огромных экранах несколько раз «протянули» надпись: «всемирный Российский Народный Собор». Почему заменили слово «русский» на «российский»? Это слишком  серьёзная вещь, чтобы быть «случайной» ошибкой,  особенно если вспомнить, что Собор собирается двенадцатый год подряд. Кому-то очень не по душе само слово «русский», причём в любых контекстах…

В розданных участникам Собора гостевых пакетах многие с удивлением обнаружили журнал «Золото», представлявший собой рекламу  некоего бизнеса в российской глубинке. Христос, как известно, изгонял менял из Храма. Почему же  реклама Золотого тельца смогла пробить себе дорогу чуть ли не в зал заседаний Всемирного Русского Народного Собора?

Надеемся, что случившееся станет предметом специального разбирательства руководителей ВРНС – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его бессменного заместителя Председателя правления Союза писателей России  Валерия Ганичева, которые приложили огромные усилия для того, что XII Собор  с его благородной и возвышенной темой стал вехой  в духовном и нравственном развитии России, новой ступенью в национальном самосознании населяющих  её народов. 

Соб. инф.

 

Валерий Николаевич Ганичев, заместитель Главы ВРНС

 

Ваше Святейшество! Ваши Преосвященства! Уважаемые участники Собора! Его гости! Наши юные друзья!

Сегодня здесь, в Большом Кремлевском дворце съездов, начинается XII ВРНС — Собор детей и молодёжи. Собор — это значит соединение мно­гих людей России, которые думают, размышляют о судьбах нашей Родины, о проблемах, стоящих перед нашим народом. На предыдущих Соборах об­суждались вызовы времени нашей стране: проблемы здоровья нации, физи­ческого и духовного, богатства и бедности, Веры, труда и предприниматель­ства, положение русского народа на пороге XXI века, прав человека и про­тивостояния греху, защиты русского языка и отечественной традиции. Очень часто в истории, да и ныне, многие лукавцы заявляли, что Вера и знание — непримиримые враги. Собор с участием Святейшего Патриарха и президента Академии наук, митрополитов и академиков, ученых, писателей сделал очень важный вывод: Вера и знание — не антагонисты, не враги. Собор в преддверии 60-летия Победы заявил: «Не отдадим нашу Победу!» тем, кто пытался предать забвению подвиг наших отцов и дедов. Это реши­тельно подтвердили наши дети, наши юные друзья. В своих сочинениях на конкурсах, которые проводили мы и другие организации, они заявили, ска­зали, написали, что они — потомки победителей, они хотят жить в стране победившей, в стране Победы. И эта преемственность поколений является главной путеводной нитью в нашем Отечестве. Дети и молодые следуют пу­тями, проторенными старшими поколениями, и вступают на те неизведан­ные дороги, которые им самим придется прокладывать. Поэтому сегодня и собрался XII ВРНС детей и молодежи, который в этом историческом центре Москвы услышит голос молодых, увидит их образ, познакомится с выстав­ками, фильмами об их творчестве и взглядах. Свой диалог или дружескую беседу с ними проведут и старшие: ученые и священники, военные и писа­тели, спортсмены и врачи. Сегодня здесь будет наше пленарное заседание, завтра — секции, обсуждение доктрины: «Молодое поколение России», в за­ключение будут приняты обращение и документы Собора. Возможно, на­шим опытным и постоянным членам Собора что-то будет в новинку и не­обычно, но я думаю, это естественно, коль Собор проводится молодыми, коль на нем высвечивается будущее страны.

Главой ВРНС является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Вот уже много лет он возглавляет наш Собор, а известны слова нашего великого писателя Николая Васильевича Гоголя, что на Руси ничто не может получить признание, если не освящено Православной Церковью. Наш Собор освящен РПЦ, во главе его стоит Святейший Патриарх, которого мы и попросим благословить своим Словом начало и работу XII Всемирного Русского Народного Собора.

Разрешите XII Всемирный Русский Народный Собор — Собор детей и молодёжи «Будущие поколения — национальное достояние России» объявить открытым.

 

Глава Всемирного Русского Народного Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Уважаемые представители органов государственной власти! Преосвященные архипастыри, возлюбленные отцы, братья и сестры! Дорогие юные друзья!

Рад приветствовать Вас на ХII Всемирном Русском Народном Соборе — Соборе детей и молодежи. Собравшая вас тема: «Будущие поколения — национальное достояние России» — свидетельствует о том, как важно ныне Церкви, государству и обществу вместе обратить взор на жизнь молодых людей, которым принадлежит будущее.

Здесь — множество наших юных братьев и сестёр из различных уголков России и зарубежья. Обращаюсь к вам, к молодому поколению, с трибуны этого форума: помните, что именно вам старшее поколение вручит судьбы страны и народа. Знайте, что ваши успехи — это радость отцов и матерей, а ваши беды и поражения — их скорбь. Вы должны стать хозяевами своей жизни. Стать, по слову Священного Писания, верными и благоразумными домоправителями (Лк. 12:42).

Для молодых людей обычен поиск себя и своего призвания. Перед каждым юношей и каждой девушкой сегодня открывается широкий выбор жизненных путей, многие из которых губительны. Вы, молодежь, должны помнить, что любой грех — это зло, потому что он разрушает человека, расторгает его связь с Богом и ближними. Зло и неправда никогда не принесут человеку достойной, полнокровной и мирной жизни. Святитель Тихон Задонский говорит нам, что «свобода от грехов есть истинное счастье». Только чистое сердцем, духовно богатое, волевое поколение способно построить сильную страну, обеспечить достойную жизнь народу.

Ныне многие молодые люди духовно бедны и несчастны, потому что лишены связи с традициями предков. Лишены не по своей воле. Без этой связи они уязвимы перед потоками грязи и лжи, которые льются с телеэкранов, из Интернета, со страниц бульварной прессы. Нас ждёт большая беда, если молодые люди не будут иметь иммунитета против болезней, порождаемых этой грязью и этой ложью. Вот почему школа и СМИ должны помочь молодым людям почерпать мудрость и нравственную силу из источника своей традиции. Причём речь идёт не только о православной молодежи, но и о верующих других религий, имеющих свою культурную традицию.

Дорогие мои юные друзья! Многие поколения предков оставили вам богатейшее наследие — духовное, культурное, интеллектуальное. Разумно пользуясь им, вы, поколение наследников, сможете преобразить мир. И если вы это сделаете — а я  верю, что так и будет, — то вы станете надежной опорой для Отечества, станете светом всему миру.

Единство и преемственность поколений — людей зрелых и юных, умудрённых годами и только входящих в жизнь — это прочная нить, которая связывает воедино прошлое, настоящее и будущее страны. Ни молодые без мудрости старших, ни старшие без энергии молодых не будут жить в гармонии и не добьются успеха. Не случайно Сам Господь создал мир так, что в нём присутствуют люди разных возрастов и разного опыта.

Станем же заботиться друг о друге, поддерживать друг друга. Пусть старшие помогут младшим развить таланты и дарования, войти в большую жизнь и принять за неё ответственность. А молодёжь пусть окружит заботой и помощью старших, пусть довершит все добрые дела, которые они не успели сделать.

Желаю всем вам плодотворной работы, честного, открытого диалога, успешного поиска путей, ведущих к лучшему будущему для Отчизны и для нашего народа.

Господь Бог да помогает нам в наших усилиях и нашем служении!

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

 

Ваше Святейшество!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на рассмотрение XII Всемирного Русского Народного Собора вынесена исключительно важная тема. Три дня будет длиться разговор между молодыми людьми и представителями старшего поколения о том, как молодому человеку строить свой жизненный путь.

Молодость — пора кипучей энергии и больших скоростей. Думаю, именно поэтому молодой человек ощущает, что современный мир высоких технологий и быстрых темпов — это его стихия. На мой взгляд, не случайно именно в молодости человек обладает огромной жизненной энергией. В юные годы происходит активное созидание личности — ее самоопределение и развитие. В масштабах всего общества молодые люди являются энергетическим ресурсом, за счет которого оно развивается. Поэтому для общества молодежь — это бесценное достояние.

Однако в повседневной жизни находится немало желающих воспользоваться гиперэнергией молодости в недобрых целях. Такое отношение больнее всего ранит юные души. В разные исторические периоды находились силы, стремившиеся подчинить волю и ум молодых, сбить их с верного пути, заставить их служить ложным целям. В наше время особенно часто приходится встречать утилитарное отношение к молодому поколению, когда в нем видят не цель, а средство.

Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать людьми стало особенно легко. Сила влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безбрежного моря аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку — и молодому, и взрослому — стало непросто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязаны извне.

Как разобраться в том, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо, для чего стоит жить и ради чего стоит умирать? Очень важно, чтобы молодой человек твердо знал ответы на эти базовые вопросы. А на них можно ответить, только зная Истину. К сожалению, сегодня многие, в том числе и молодые люди, ищут не Истину, а оправдания своих мыслей, желаний и поступков. Часто человек находится в плену безграничного доверия самому себе. Однако опыт показывает, что такое безграничное «само-доверие» нередко заканчивается трагедиями и разбитыми жизнями.

Истина же заключает в себе такое знание о самом человеке и окружающем мире, которое способно утвердить и обогатить человеческую жизнь, а не разрушать ее. Об этой Истине я и хочу с вами поговорить.

ВЕРА

В детстве и юности, даже если мы не получили никакого религиозного воспитания, каждый интуитивно ощущает духовное измерение мира. Молодой человек неведомым образом знает, что он не есть только материальное существо, а мир не состоит только из видимых вещей. Нельзя пренебрегать этой интуицией. Важно следовать ей. Как мы развиваем свою речь и мыслительную способность, так необходимо откликаться и на духовные движения нашей природы. Без усилий с нашей стороны эти способности останутся неразвитыми или искаженными. Их уровень будет заметно снижаться вплоть до полной потери.

Просвещенные умы человечества никогда не отвергали духовной стороны человеческой природы. Например, известный немецкий философ Иммануил Кант в одном из своих произведений писал: «Признаюсь, что я очень склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ и к причислению к этим существам собственной моей души». И далее он прибавляет: «Поэтому человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она пока образует со своим телом одно личное, целое, воспринимает ясно только мир материальный».

Религия содержит знания о мире и человеке не только как о материальных явлениях, но и как о творениях Божиих, имеющих высокую цель и предназначение. Именно этому учит православное христианство, к которому принадлежит большинство из присутствующих на Соборе. Жизнь Церкви является той формой, в которой люди совместно могут раскрывать свою духовную природу.

Но что такое Церковь? Церковь — это не здание определенной архитектуры, не священник или епископ. Это только ее элементы. Церковь — это форма жизни, возникающая из союза Бога и людей. Каждый верующий человек является представителем Церкви. Церковь — это не нечто внешнее по отношению к человеку; он сам — ее часть. Иногда люди говорят, что у них «Бог в душе», и этого достаточно, а молиться с другими людьми в храме или разделять с ними общее дело во имя веры не нужно. А разве человеку не хочется разделить свою веру с другими? Человек — существо общественное. Более того, Сам Бог явил свое желание общаться с нами и давать Свою помощь при условии, что мы будем любить не только Его, но и наших ближних.

Сегодня многие молодые люди обращаются к вере, к Церкви. Но еще большее число их сверстников продолжает оставаться вне церковной жизни, несмотря на то, что они являются людьми крещеными, считают себя православными. Но почему же молодежь с таким трудом находит путь к храму, к живой, а не к формальной вере? Наверное, можно назвать много причин. Но главная, на мой взгляд, заключается в том, что, к сожалению, в Церкви недостает пастырей и людей старшего поколения, которые могли бы со вниманием отнестись к молодому человеку и помочь ему сделать первые шаги в вере. Из-за разрыва преемственности поколений в атеистическое время сами взрослые люди только недавно пришли к вере. Мало кто из них способен передать свой опыт молодому поколению.

Есть еще одна причина, о которой мне хотелось бы сказать особо. Некоторых молодых людей Церковь и в целом религиозный образ жизни смущает тем, что он сопряжен с исполнением целого ряда правил. Кто-то думает, что священники только тем и занимаются, что выдумывают разного рода запреты. Наверное, для молодого человека нет ничего скучнее, чем разговор о нравственности. Ведь в молодости много энергии и сил, каждому хочется познать все в этом мире. А Церковь предлагает какие-то ограничения.

Представим себе, что кто-то из ребят решил заняться футболом. Он идет к тренеру, чтобы последний обучил его мастерству. И первое, чему учит его тренер, — правила игры. Он говорит: руками мяч не трогать! С мячом нельзя заходить за ограничительную линию! Не хватать противника за форму! И самое главное: если вы хотите не просто играть в футбол, но и выигрывать, то вы не должны курить, вам следует не ложиться поздно спать, не есть много сладостей, не употреблять спиртного. Много ограничений, очень много. Никто не спорит, можно всем этим себя не утруждать и пинать мяч без всяких правил, кому как нравится. Но можно ли будет назвать эту игру футболом? Конечно, нет. Ничего нельзя достичь в жизни всерьез без усердия, прилежания и подвига. Когда мальчик решается начать играть в футбол, его нисколько не смущают все эти правила, потому что он хочет научиться играть и даже стать профессиональным футболистом.

Заметим, далеко не все люди хотят стать футболистами, но все люди хотят быть счастливыми, успешными. По-настоящему счастливым человек может быть, только если он сумеет удовлетворить свои как духовные, так и материальные потребности. И здесь не обойтись без соблюдения определенных принципов и норм, хранительницей которых и выступает Церковь. Моральные нормы — это не внешние запреты, которыми кто-то захотел испортить нашу жизнь. Это — указатели того, где находится добро, куда направлять нашу свободу.

Но посмотрите на это с другой стороны. Именно потому, что у вас много сил и энергии, жалко ее тратить на вещи, которые завтра превратятся в дым и окажутся призрачными. Было бы правильно направить силы на что-то реальное, что останется с нами навсегда, в вечности. Нравственные принципы, которые хранит и проповедует Церковь, являются такими ориентирами для строительства полнокровной человеческой жизни. Бог, обращаясь к нам, как бы говорит: «Я тебе помогу, человек. Не надо тратить время на поиск нормы жизни, она уже есть. Используй свою жизнь для созидания и творческой реализации этих принципов». Нравственные нормы приобщают к заботе о слабых, учат не гордиться имеющейся властью, не унижать другого человека, не лгать, не стремиться к бездумной наживе, не брать взяток. Открывается широкая перспектива для положительной деятельности. Человек призван познавать этот мир, украшать его и поддерживать в нем жизнь. Нравственные нормы учат нас разрабатывать новые формы общения, проявления сотрудничества и дружбы, создавать семьи и растить детей.

Вера в Бога задает человеку предельную систему координат, как бы вручая ему карту видимой и невидимой вселенной, делает его способным пройти путь от земли до Неба.

Давайте ценить свою традицию, давайте защищать наше общее духовное наследие и строить личную и общественную жизнь, руководствуясь нормами веры. Вдохновляясь именно верой, наши предки сумели создать великую культуру и великую державу.

ОТЕЧЕСТВО

У молодости есть еще один талант, который помогает человеку познать Истину. В эти годы человек легко заводит друзей, легко жертвует своими благами и комфортом ради дружбы. Молодой человек не может быть один. Ему хочется делить свою жизнь с другими. Это совпадает с учением Церкви о том, что невозможно любить Невидимого Бога без любви к ближнему, которого ты видишь.

Именно любовь к Отечеству является исполнением заповеди Божией о любви к ближнему. Это значит, что надо строить свою жизнь так, чтобы принимать во внимание не только личные интересы, но и интересы других; быть участливыми, отзывчивыми, заботливыми, неравнодушными. Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом — страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься.

Человек, который открыл для себя что-то хорошее, всегда желает разделить это с другими. В молодости особенно хочется распространить свое видение мира и найти побольше единомышленников. Однако, защищая свои взгляды, мы должны учиться признавать свободу другого человека. Потому что так делает Бог. Он не вторгается в нашу жизнь как тиран, но дает возможность людям проявить себя свободно. Так и мы должны походить на Него и уважать жизненный выбор других людей. В этом случае подходящим средством общения может быть диалог. Только в диалоге и сотрудничестве с другими мы сможем построить действительно гармоничное общество, способное вместить в себя все наличное множество культур, религий и традиций.

Самобытность нашей страны заключается в том, что она объединяет многие народы, культуры и религии. Благодаря мудрой и взвешенной политике наших предков им удалось создать уникальное полифоническое пространство доверия и соработничества, известное как Русский мир, в котором разные народы, культуры и религии мирно уживались и который в отличие от Европы никогда не знал войн на религиозной почве. Сегодня в этом уникальном и позитивном историческом опыте нуждается не только Россия; пожалуй, еще больше в нем нуждается остальной мир. Мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы не позволить расколоть мир, на сей раз уже по религиозному и цивилизационному признаку.

Мы должны осознать, что все, кто призывает нас к национально-религиозной обособленности, на самом деле просто хотят, чтобы Россия как великое государство более не существовала. Все это не просто безответственное фантазирование, не просто конструирование абстрактных историософских схем. Это взрывоопасные идеи, которые могут обернуться катастрофой для нашей страны. Мы должны решительно отвергнуть их, потому что они ведут Россию и ее многонациональный народ к упадку и разрушению. Те, кто иногда критикует нас за добрососедские отношения с исламом, иудаизмом, буддизмом и некоторыми христианскими конфессиями, просто забывают опыт царской России. Взгляните на Санкт-Петербург — тогдашнюю столицу Российской империи. В этой столице находилось место для достойного присутствия тех религий, которые существовали на территории России на протяжении столетий.

Любовь к своему народу, религии и культуре не должна ограничивать приятие и доброе отношение к представителям других традиций и приверженцам других взглядов. Истинный патриот не пренебрегает духовными достижениями иных стран и народов, он стремится постигнуть и усвоить их, чтобы обогатить свою культуру.

СЕМЬЯ

В юные годы каждый человек открывает в себе еще одно сильное устремление. Несмотря на общение со многими людьми, он стремится иметь более тесные и доверительные отношения с тем единственным или с той единственной, кто разделял бы с ним его духовную и телесную жизнь. Исполнением этого желания является семья, в которой личность обретает полноту и цельность жизни.

Но может случиться и по-другому. Нередко молодые девушки и юноши используют заложенное в них природное стремление к другому полу только на малую долю, ограничив себя поиском телесного удовольствия. Что происходит в этом случае? Когда телесное общение ставится на первое место, то личность подруги или друга перестают играть главную роль. Захваченный страстью человек видит только внешнюю и эмоциональную привлекательность другого и остается безразличным к его внутреннему миру. В результате, как только проходит страсть, сразу теряется и интерес к человеку. Телесные связи вне семьи унижают человеческое достоинство.

Бывает так, что люди начинают жить вместе семейной жизнью, не желая брать на себя никаких обязательств ни перед Богом, ни перед людьми. Сегодня очень модны так называемые пробные или гражданские браки. Парень и девушка сходятся и живут совместно. Если у них складывается жизнь, то они остаются вместе и потом даже регистрируют брак, венчаются в церкви. А если нет, то расходятся. Многие считают, что в семейных отношениях, как и в других сферах жизнедеятельности, богатый опыт является основой последующего успеха. В отношении любой профессии это справедливое утверждение. Но к интимным отношениям оно неприменимо. Чем больше у человека было увлечений и связей, тем более он становится недоверчивым и подозрительным. У него теряется способность раскрываться перед другим человеком и доверять ему. Более того, такой человек не способна искать компромисс и преодолевать трудности в отношениях, потому что всякий раз, когда они возникали, он просто разрывал общение.

Семья предполагает ответственное отношение людей друг к другу. Семья — это совместный труд по достижению взаимопонимания, взаимопомощи, наконец, совместного счастья. Семья невозможна без детей. Они являются продолжением мужа и жены. Кто-то откладывает рождение детей, потому что желает пожить в свое удовольствие. При этом такие люди лишают себя большой радости воспитания и общения с детьми. Конечно, воспитание детей — это труд. Но, как говорит наш народ: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Настоящей радости без усилий не бывает. Надо полюбить труд, который создает настоящее счастье.

Еще семья — это укрепление и поддержка связей со старшим поколением — родителями, дедушками и бабушками, дядями и тетями, со всеми другими родственниками. Крепкие семейные связи во много раз усиливают личность, придают ей устойчивость в этом бурном мире, дают ее реальную опору. Конечно, проблема отцов и детей всегда будет оставаться актуальной. Для этого есть естественные причины, заключающиеся в несовпадении жизненного опыта разных поколений. Конечно, это несовпадение можно рассматривать как источник конфликтов, а можно — как повод для тесного общения. Важными условиями такого взаимополезного общения является почтение к старшим и одновременно внимательное отношение родителей к своим чадам. Обращаясь к отцам семейств, святой апостол Павел, между прочим, убеждает их не раздражать своих детей (Еф. 6:4).

Многие из вас уже сейчас работают. Кто-то еще учится в школе или университете. Мне хотелось бы, чтобы вы не только благополучно устроили свою личную жизнь, но и на месте своего служения всеми возможными силами стремились противостоять пропаганде насилия, жестокости, легкомысленного отношения к семье и браку. Мы были свидетелями того, как в нашем обществе на протяжении многих лет происходило, а подчас и сегодня происходит разрушение престижа семьи, дискредитация положительных образов женщины-матери и мужчины-отца. Нередко за всей этой «разлагаловкой» — чьи-то конкретные интересы, и не в последнюю очередь — коммерческие. Обращаясь к тем, кто зарабатывает деньги на разложении людей через видеопродукцию, рекламу или печатное слово, хочется громко сказать: «Подумайте о своих собственных детях, а в конечном итоге о самих себе!». Ведь дети, жены и мужья этих развратителей — часть того же общества, на которое обращают они свое губительное влияние.

Мы все живем в новой молодой России, которая, как и вы, испытывает немало сложностей на пути своего становления. Пройдя через горький опыт отторжения от собственных цивилизационных основ и корней, она вновь возвращается на свои исторические рельсы. Сегодня нам предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций и уже на этой основе строить свое будущее. Как человек с жизненным опытом, хочу обратиться к вам, молодым людям современной России, с призывом блюсти веру отцов, быть преданными Отечеству, стремиться к созданию полнокровной семьи. Эти истины испытаны временем, на них нужно и должно опереться. Только так мы сможем добиться успеха в личной жизни и успехов великой страны.

Историческая Россия стала великой страной не потому, что она имела много ресурсов, но потому, что у нее была высокая цель — обустроить огромные географические пространства и построить великий русский многонациональный мир, достичь справедливости и согласия. А также еще и потому, что для большинства наших людей жизнь без Бога, без веры, без ориентации на высокие цели, одним словом, без вертикального измерения, — была лишена смысла. Дай Бог молодому поколению усвоить и сохранить этот смысл.

Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр

Ваше Святейшество, Святейший Владыко!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри и сослужители! Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Прежде всего возношу благодарение давшему мне силы прибыть сюда Христу Иисусу, Господу нашему (1 Тим. 1:12), великому Пастыреначальнику (1 Пет. 5:4), сподобившему нас собраться здесь для обсуждения весьма важных вопросов, относящихся не только к будущему, но и к настоящему паствы Русской Православной Церкви и народов нашего дорогого Отечества.

В том-то и дело: молодежь — это не только наше будущее, это наше настоящее. Молодежь заслуживает нашего особого внимания в силу того, что призвана открывать новые пути для распространения евангельских заветов. Без нее мы в современном обществе, вместо того чтобы продвигаться, не сдвинулись бы с мертвой точки. А если мы привлечем и объединим молодежь, особенно ту, которая горит любовью к Богу и желанием служить Церкви и Отечеству, то будем способны на великие дела ради Церкви, Православия и нашей многострадальной Родины. В особенности Русская Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, может выполнять эту миссию — способствовать распространению Православия и его великого наследия среди всех народов, благовествуя дальним и ближним (Еф. 2:17).

Молодежь — надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов человеческого духа. Молодежь — это наша смена; это будущие строители не только лично-семейной, но и социально-государственной жизни. Семья, школа, общество, государство и особенно Церковь должны позаботиться о создании здоровой и благоприятной атмосферы для духовно-нравственного воспитания молодежи, а для этого требуется культивирование ее воли в сторону добра. Основное правило святоотеческой педагогики хорошо выразил великий учитель Церкви Ориген: «не учить ничему такому, чего он (воспитатель) сам не старался бы осуществить в своей собственной жизни, чтобы влиять на учеников сколько словом, столько же и примером».

Религиозно-нравственное воспитание требует реально-трезвенного подхода со стороны не только общества и государства, но и семьи и Церкви.

В наших зарубежных условиях Церковь всегда была тем стержнем, вокруг которого строилась наша жизнь. Церковь поддерживала русские благотворительные, культурно-общественные, молодежные, спортивные и другие организации. Церковь создавала сеть русских церковно-приходских школ и привлекала детей к деятельному участию в церковной жизни в качестве алтарных прислужников, чтецов и певцов. Ежегодно проводятся съезды для молодежи по разной тематике — как епархиальные, так и всезарубежные. Устраиваются паломничества, церковно-певческие конференции и т.д. Результаты всей этой работы очевидны: молодежь, близкая Церкви уже в четвертом поколении, сохранила свою веру, свою русскость и свой язык. Один ныне покойный батюшка Русской Зарубежной Церкви, бывший священником в Шанхае у святителя Иоанна (Максимовича), а потом и в Харбине, и в Австралии, молодых людей всегда наставлял так: «Если вы будете участвовать в церковной жизни, к примеру, петь в хоре или прислуживать, принимать участие в работе прицерковного братства или сестричества, вы никогда не будете отставать в русском языке, будете хорошо говорить по-русски и никогда не отойдете от Церкви».

Невзирая на то, что у нас существуют и процветают русские прицерковные школы, мы недостаточно выходим к людям, к подрастающему поколению. Мы должны преподносить им Православие так, чтобы оно им было понятно. Люди приходят на службы и мало что понимают. Это относится как к богослужебному языку, так и к ходу богослужения. А необходимо все разъяснять: что такое облачение, почему священник так благословляет, почему говорит такие-то возгласы, почему то-то и то-то делается во время богослужения. И по личному опыту могу сказать, что это действует — у людей возникает интерес. Они задают больше вопросов, больше начинают читать и стоят в церкви уже осмысленно. Мы всегда должны помнить, что богослужение является духовной школой. Оно дается нам не только для молитвы, но имеет огромное воспитательное значение. Мы всему обучаемся во время богослужения: и церковной истории, и житиям святых, Священному Преданию, Священному Писанию. Все это познается нами в «училище благочестия», как любил называть храм Божий святитель Тихон Задонский. Мы должны больше разъяснять, что происходит во время службы, тогда это сохранит людей в Церкви, и они начнут видеть всю красоту, все духовное богатство православного богослужения. Они начнут на самом деле участвовать, а не быть просто наблюдателями.

У нас молодежь разнородная: есть молодые люди русского происхождения, воспитанные в русском православном духе, есть такие, которые русского происхождения, но воспитаны так не были и позже пришли к Церкви. Кто-то приехал из России нецерковным и здесь, за рубежом, воцерковился, найдя в наших храмах кусочек Родины на чужбине. Есть и местные жители, разными путями пришедшие к Православию, которые активно участвуют в церковной жизни.

Наша Церковь должна работать с молодежью, воспитанной столь неодинаково. Задача интересная и в то же время очень сложная. Притом именно таким образом мы сможем выполнить одну из своих миссий — передать наследие, полученное от наших русских предков. Они, выехав из России, сохранили вне ее пределов дореволюционную Русь, ее наследие, которого многие были лишены на нашей Родине. И перед нами уникальная задача — передать русское православное наследие всему миру. К этому мы и стремимся.

Ассимиляция — одна из основных проблем молодежи, так как она грозит отдалением от Церкви. Православие и «русскость» сохраняются только при Церкви. Опытным путем доказано, что без нее невозможно сохранить ни веру, ни язык, ни культуру. И если у нас молодой человек считает себя русским, то он, по всей вероятности, церковный человек, принимает участие в приходской жизни. Ассимиляция остается большой проблемой, потому что нам приходится жить в условиях инославной и иноверной среды, секулярного общества, которое преподносит другое мировоззрение, и преподносит очень заманчиво. Из-за этого родителям часто бывает трудно воспитывать детей «по-русски» и не допускать влияния секулярного западного воспитания. В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом. Эти искушения действительно обуревают нашу молодежь. Но если у них есть русские православные друзья и вообще православные друзья, с которыми они общаются, если у них есть добрые, хорошие руководители, с которыми они могут откровенно делиться своими переживаниями, своими мыслями, то тогда можно ожидать, что они сохранят веру и не отступят от заповедей Божиих.

Посему самое главное — чтобы у молодежи были люди, которые подают пример доброй жизни, пример любви и которые могут говорить с ней на ее языке, понимать ее, отвечать на вопросы и просто посвящать ей время. Это очень важно, потому что мы тем, что работаем с молодежью, общаемся с ней, даем ей семя, из которого может в будущем получиться добрый плод. Общение я считаю главным. Мы не должны бояться молодых, и они не должны бояться нас. Работая с молодежью, мы получим больше радости, чем проблем. Если мы будем как можно больше посвящать ей времени и сил, то, конечно, ее мировоззрение постепенно станет православным, и тем самым мы уже противоборствуем этому духу секуляризма в обществе.

В России насаждалось безбожие, и поэтому для нее жизненно необходимы Православие и Церковь. В этом спасение России. У нас с отпадением от Церкви связана именно ассимиляция. Если русский человек становится или американцем, или французом, или австралийцем, он обычно отпадает от Церкви. А наша культура вся пропитана духовностью Святой Руси, Православием, поэтому мы стараемся воспитывать нашу молодежь в русских школах при наших приходах, чтобы они оставались православными. В России такой проблемы нет, потому что русские остаются русскими, несмотря на западное влияние. И главное — передавать веру, совершать некое «апостольское хождение в народ», как писал святитель Феофан Затворник, и открывать молодежи свет Православия. У нас же двоякая задача: преподавать молодым не только Православие, но и нашу культуру, иначе они не остаются в Церкви, и их, следовательно, постигают многие беды и напасти.

Конечно, много различных влияний воздействуют на молодые души, и Церкви нужно их преодолевать, но и отношение: «они к нам не идут», «нами не интересуются», «они нам и не нужны» — совершенно неприемлемо. Дорогие сопастыри, все работники на Ниве Христовой и общественные деятели! Будем настойчиво и целеустремленно, с любовью, терпением и пониманием служить молодежи, прививая ей любовь к Православию и идеалам нашей Родины, обеспечивая таким образом не только наше светлое будущее, но и сохраняя и приумножая наше настоящее.

Сердечно благодарю за возможность участвовать в заседаниях этого Собора. Желаю всем от Господа доброго здоровья, благополучия и всяческих успехов. Милость Божия и Его небесная помощь да сопутствуют всем вам в дни работы этого форума и в последующей вашей работе.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребывают со всеми вами. Аминь!

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: