slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вызов брошен, вызов принят или Театру Гоголя — быть!

Мы требуем сохранить труппу и репертуар театра, восстановить нормальный режим его работы и объявить открытый конкурс на замещение должностей художественного руководителя и директора театра.
Труппа театра имени Н.В. Гоголя. Митинг — 23 сентября.

На третий день после открытия нового, 88-го сезона в Московском театре имени Н.В. Гоголя из Департамента по культуре столицы пришло сообщение о назначении в театр нового худрука — скандально известного режиссёра Кирилла Серебренникова. Театр дружно восстал против пришествия «варяга», не пожелавшего даже встретиться с труппой.
Директор театра Алексей Малобродский поспешил на выручку к худруку и предложил актёрам театра Гоголя написать заявление об уходе «по собственному желанию». Акция г-на Малобродского провалилась, однако новый худрук во всеуслышание заявил, что не намерен работать с коллективом гоголевцев и предложил «с почестями похоронить театр».

Департамент по культуре в лице его главы Сергея Копкова наотрез отказался принять представителей театра для предметного разговора, переадресовав их к своим многочисленным замам. Последние сошлись на том, что театр Гоголя никуда не годится, Серебренников работать с труппой не собирается, а после капитального ремонта, который начнётся уже осенью, в здании театра будет открыт развлекательный центр «Гоголь».
Что и говорить — это вызов не только театру Гоголя и культуре русского репертуарного театра, но и всей нашей культуре в целом. Очевидно, «худрук» с одобрения чиновников намерен выставить на улицу всю труппу, раз она его, Серебренникова, не желает признавать (да и не нужна она ему, если в планах — захват здания театра). Коллективные письма, хождения по инстанциям — всё впустую. Как заметил один из молодых актёров, театр попросту «приговорён к уничтожению».
В защиту театра недавно состоялся митинг у памятника Гоголю. Театрализованное начало митинга было сильно и убедительно: труппа театра, стоявшая на ступенях перед памятником великого писателя, пела революционные песни из недавней яркой премьеры по пьесе Андрея Платонова «Дураки на периферии». И все, кто был на митинге, пели вместе с артистами. А параллельно с музыкой «голоса из хора» читали мрачную хронику событий, начиная с открытия сезона.
Стартовая «агитбригада» ведущих актёров театра в составе Светланы Брагарник, Олега Гущина, Александра Бордукова, Алексея Бирюкова, Сергея Муравьёва задала боевой настрой всем последующим выступлениям. Актёры не скрывали, что глубоко оскорблены характеристикой, данной Серебренниковым труппе и театру. Собравшиеся на митинг развернули транспаранты с надписями: «Сохраним труппу и репертуар», «Какой театр следующий?!», «Искусство — не футбол и не парк».
Вспомнили и заявление Серебренникова о том, что, мол, репертуар гоголевских спектаклей «низкопробный». Ораторы особенно возмущались именно этим. Шутка ли! К низкопробным отнести Чехова, Гоголя, Горького, Платонова, Моэма, Уайльда, Островского, Шукшина... Думаю, комментарии излишни.
Выступивший на митинге Алексадр Бурдонский с большим уважением говорил о режиссуре и, в частности, о спектаклях Сергея Яшина, руководившего театром Гоголя с 1987 года. «Достаточно назвать только два спектакля Яшина — «Записную книжку Тригорина» и «Мура, сына Цветаевой», чтобы понять, какой подлинный мастер перед нами», — отметил он.
Мощно прозвучала речь заведующего кафедрой актёрского мастерства Щукинского театрального института, профессора Павла Любимцева: «Лучше репертуарного театра никто ничего не придумал. Разумеется, репертуарный театр может быть в расцвете и бывает в упадке, но из этого ровным счётом ничего не следует. Главная беда, мне кажется, заключается в разгуле непрофессионализма, — заявил оратор. — Все эти модные режиссёры отличаются тем, что они совсем профессией не владеют, они не умеют разбирать материал, они наворачивают в своих спектаклях бог знает чего, и, кроме как «наворачивать», они ничего больше не умеют… Вот все эти модные инсталляции и навороченные спектакли, очень скучны, они очень бессмысленны, и режиссёров таких, к сожалению, очень много, имя им легион...» А у этих режиссёров на уме не столько театр, сколько помещение, это всем сразу ясно.
Собравшиеся не просто выступали в защиту Театра Гоголя. Ведь то, что случилось, выходит далеко за пределы улицы Казакова. Да и сам глава Департамента культуры уже не сегодня и не вчера громогласно объявил, что к «реорганизации» (а вернее, разгрому) надо готовиться ещё двум десяткам столичных театров.
Один из них — Московский театр кукол на Спартаковской — в полном смысле слова уничтожен, раздавлен, больше не существует. Об этом говорила бывшая актриса этого театра. О том, что нынешнее положение московских (и не только) театров вызывает серьёзные опасения с тревогой говорили председатель фонда защиты гласности Алексей Симонов, театровед Константин Щербаков, режиссёр Александр Бурдонский, драматург Андрей Яковлев, писатель Сергей Есин, актриса Елена Скороходова, зам. председателя профкома работников культуры Лидия Фомина, известный блогер Алексей Битов, режиссёр и поэт Павел Карташев...
Мягко говоря, весьма удивила позиция Союза театральных деятелей, который не пожелал всерьез заняться создавшейся ситуацией. Александр Калягин лишь мягко пожурил невесть кого за «разрушительные» реорганизации. Хотя мог бы занять более принципиальную позицию. Как позже отметил другой оратор, ныне СТД не отстаивает интересы своих членов, а прислуживает властям…
Служители Мельпомены самым резким образом раскритиковали режиссуру самого Серебренникова. В ответ на придуманное им оскорбительное прозвище репертуарного театра — «нафталин» ныне, увы, уже покойный Пётр Фоменко произнёс: «Если мы — нафталин, то вы все — моль». Стоит вспомнить хотя бы только две из «работ» гоголевского «варяга»: скандальную «Голую пионерку» в «Современнике» и «Лес» в МХТ, где по ходу действия в саду у Гурмыжской несколько раз появляются современные пионеры с красными галстуками, поющие песню Пахмутовой «Беловежская пуща». Вот уж в самом деле «продвинутая» режиссура…
Что ж, Департамент по культуре бросил вызов Театру имени Гоголя. И не только ему. Однако не стоит забывать, что этот вызов принят. Он уже вызвал и вызовет ещё вслед за гоголевцами другие акции протеста. Мы любим гоголевский театр и верим, что он будет жить. Мы надеемся, что возвращение его не за горами.

 

Наталья Лагина.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: