Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.04.2009
Выход из лабиринта иллюзий
Репортаж с XIII Съезда Союза писателей России.
Накануне в предсъездовской атмосфере ощущалось некоторое повышенное напряжение, связанное, очевидно, по аналогии с недавними скандальными событиями на двух последних съездах кинематографистов, где борьба за власть перешла все разумные границы и могла закончиться расколом этого творческого Союза. Однако сторонники революционных изменений там оказались в меньшинстве и, естественно, потерпели поражение. Но расслабляться не следует, ибо любителей и ценителей великих потрясений ничего никогда не отрезвит в принципе. В Союзе писателей России всё было иначе.
Тонкую и точную настройку всем последующим действиям и решениям, как потом говорили в кулуарах съезда, задала именно Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора, на которой речь шла о роли литературы и культуры в условиях нравственного, духовного и экономического кризиса. Состоявшийся в тот же день Пленум Союза писателей России, где были рассмотрены организационные вопросы предстоящего съезда, только подтвердил верность этого тактического хода руководства Союза писателей, что отмечали как сторонники этой повестки дня, так и её противники.
Однако, как говорится, не будем забегать вперед.
На Соборной встрече было много весьма интересных выступлений и по глубине проникновения в тему, и по спектру новых идей, и по оригинальности взглядов на известные проблемы, и по высокому эмоциональному звучанию. Именно этот интеллектуальный, этико-эстетический и душевно-эмоциональный выброс энергий и определил тот вектор движения, по которому на следующий день прошла работа XIII Съезда Союза писателей России.
Кстати, в иные времена многими представителями СМИ такие Соборные встречи и съезды Союза писателей России игнорировались и замалчивались.
На сей раз некий журналист из ИТАР-ТАСС возмущался именно тем, что ему вовремя не сообщили о предстоящем съезде Союза писателей России. Однако его ничего не интересовало, кроме одного вопроса – кто всё-таки станет председателем нашего творческого Союза. Другой корреспондент из телевизионного паноптикума искал хоть что-то, похожее на скандал, и в состоянии сомнамбулы повторял одну и ту же фразу: «А разве ничего скандального на съезде не произошло?» Как сказал один из секретарей Союза писателей: «Мы заранее решили не приглашать на наш съезд многие одиозные средства массовой информации, зная, во-первых, их шизофренический интерес только к скандальным ситуациям и, во-вторых, учитывая, что у нас хватает и своих частных владельцев литературных газет, которые не могут жить без этого».
На Соборном форуме В.Н.ГАНИЧЕВ – председатель Союза писателей России – заявил, что кризис, который перевернул весь мир с ног на голову, несёт в себе не только финансово-экономическую составляющую – он имеет и морально-нравственный аспект. Истинные причины происходящего в мире кроются не столько в экономике, сколько в духовном и культурном начале человека. Именно эти основы и могут стать спасением нашего общества и мира в целом. Даже в самые трудные послевоенные годы сила духа, сплочённость и нравственность нашего народа помогли поднять и экономику страны, и её культуру. Только так и только все вместе мы сегодня сможем пережить любой кризис.
С.В.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ – историк и публицист, профессор философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова – попытался раскрыть сущность глобальной экономической драмы, охватившей всю планету, подчеркнув, что сегодняшний кризис – это кризис общества потребления. Такое общество само по себе ущербно уже изначально.
В основе первых экономических и морально-нравственных процессов этого общества потребления, когда начинали грабить весь мир и грабят до сих пор, лежала чётко сформулированная система: человек всё время должен приобретать новые и новые товары – иначе остановится вся экономика; человек хочет приобретать новые и новые товары; человек отказывается от каких бы то ни было ограничений в потреблении, так как именно это и обеспечивает процветание общества потребления.
Но эти установки в основе своей аморальны. В их глубинной сущности установлен ориентир на жадность, алчность, стремление к бесконечному комфорту. Человек, живущий в обществе потребления, изначально нравственно ущербен, но именно этот феномен является основой существования такого общества.
Снижение ценностной шкалы в морали общества ведёт к духовному кризису.
Россия – единственная страна в мире, где религиозность резко возросла. Отношение к церкви стало смещаться в положительную сторону. По данным всех опросов православная церковь находится на втором месте по доверию людей после института президента. Открываются храмы, растёт число прихожан.
У человечества сейчас есть два кардинальных пути развития: или продолжать тупиковое движение через глобальную экономику, или задуматься о себе и встать на путь нравственного и духовного очищения и преображения.
Элка НЯГОЛОВА – председатель славянской Академии литературы и искусства, известная болгарская поэтесса – очень эмоционально говорила о том, что экономический кризис имеет иную сущность. Пахнет разложением. Похоже, что так умирала Римская империя. Люди перешли на сторону приобретения материальных благ – и нет уже торжества веры. Есть деньги, финансы, но всё это не может занять место, которое должна занимать идея. Западный мир устал. Эта усталость в глазах, в разговорах, в сердцах людей. А вот славянский мир, объединившись, может многое сделать. И православие найдёт свое место в процессе выздоровления общества.
Сегодня славяне, в том числе и русские, расселились по всему миру. Почему? Куда? Отчего? Надо жить и работать на Родине. Отец Элки Няголовой показал ей в детстве большую сосну и сказал: смотри на неё. Она подняла голову вверх. А он сказал: нет, смотри вниз – на корни этой сосны. Они так могучи, что сдвинули землю, и корни у неё столь глубоки, сколь высока сосна. Эти корни, как корни славянства, – и вырвать их из земли, из нашего родства нельзя. Из славян не получится эмигрантов, безродного – не выйдет. Мы просто должны схватиться за свои корни – и тогда никакой кризис нам не страшен. Наоборот, мы поможем человечеству найти настоящие моральные ценности. А когда духовность свою сбережём, то сможем сберечь и всё остальное.
Ю.Д.КУКЛАЧЁВ – народный артист России, член Союза писателей России – в своей яркой по эмоциям речи привёл несколько знаковых примеров из жизни.
Так сложилось, что 25 лет назад на телевидении в Париже он сказал, что хотел бы проводить уроки доброты. Ему прозвонили из мэрии и спросили: что это такое? Он решил объяснить, что любовь к животным рождаёт в детях любовь и доброту. Куклачеву предложили собрать парижских детей и провести такие уроки. И он рассказал детям, как воспитывает своих кошек. Из истории цирка известно, что кошек никогда не дрессировали. И вот он стал искать в кошках способности, раскрывать их своеобразные таланты, но не дрессировать. И так целых 5 лет он приезжал в Париж и проводил такие уроки доброты.
А вот в отечественном Министерстве образования на его предложение проводить уроки доброты сказали: какая доброта? У нас тут космос, индустрия, новые технологии.
В 90-е годы на волне демократии вся та грязь, которая на планете собралась, хлынула в Россию. От передозировки наркотиков умирает знакомый юноша. И Куклачев задумывается, что он может сделать, чтобы помочь детям? И понимает – надо писать! Поделиться своим опытом воспитания добротой и любовью.
На одном из уроков доброты известный артист спросил маленького мальчика: кого ты больше всего любишь. Тот ответил: маму! А что нам постоянно пропагандируют по телевидению? Ну, как можно смешивать святое слово «любовь» и низкое «секс»?
Куклачёв стал писать и объяснять, что такое любовь. И однажды 12-летняя девочка, подойдя к нему, сказала, что он изменил её жизнь в тот момент, когда она прочла его книги. Более высокой оценки ему не доводилось слышать.
Нравственность, доброту нельзя заменить информационными или иными высокими технологиями. Без души человеческой, без веры и любви не будет существовать даже самое высокотехнологичное общество.
Пленум Союза писателей России решал в основном организационные вопросы предстоящего съезда, однако были на нём весьма любопытные, но небесспорные выступления. При этом Ревизионная комиссия съезда ещё раз напомнила, что региональные организации имеют право на базе основного действующего Устава Союза писателей России делать изменения в своих уставах с учётом особенностей работы на местах. Это сразу сняло многие вопросы делегатов съезда.
Было предложение внести в итоговую резолюцию съезда пункт о помощи писателям, против которых идут суды. И чтобы те, кто несправедливо судит и ищет в Союзе писателей врагов, знали: своих мы будем защищать и никому на расправу не отдадим.
Весьма своевременно прозвучала мысль о появлении совета по работе с издательствами в регионах и необходимости создания собственного центрального издательства. Иначе невозможно возродить переводческий мир и ареалы национальной литературы.
Вновь был поставлен вопрос о сроках нахождения у руля организации председателя Союза писателей России. Было сделано предложение о максимальном сроке руководителя организации в 10 лет. Однако эта идея не нашла понимания у делегатов. Ответ звучал жёстко: не важно, сколько лет человек стоит во главе региональной или центральной власти Союза писателей России, важно – может он работать или нет.
Было озвучено и такое житейское наблюдение – если человек уважаемый уже по состоянию здоровья не в состоянии заниматься делами, то не надо его позорить и самим позориться. Нужно помнить, что за спинами таких людей, как правило, прячутся и «работают» те, кто давно уже должен был уйти из литературы, ибо к ней никакого отношения не имеет.
На Пленуме было решено, что Съезд Союза писателей России не будет изменять устав. Для этого будет собран специальный Чрезвычайный съезд. В кулуарах это вызвало скептические комментарии.
Предлагалось избавиться от литературного балласта – мёртвых душ Союза писателей. Некоторые вступили в организацию, признали устав, получили удостоверение, но в жизни творческого Союза не участвуют. Живут по принципу: мой литературный стол с краю, я ничего не знаю.
Есть писатели, которые мечутся между двумя писательскими союзами. Когда выгодно – они члены Союза писателей России, а в другой раз – Союза российских писателей. И сегодня даже нельзя потребовать от такого человека определиться, наконец, в своем выборе по уставу. Постановили дать возможность решить этот вопрос в региональных организациях.
Прозвучало требование ввести литературный кандидатский стаж. Человек не только словом, но и делом должен заслужить право быть членом Союза писателей России. Одно дело – писать, а вот нести свои произведения в массы, работать с читателями – это особый и совсем не лёгкий труд. Однако поддержки у делегатов это довольно сомнительное предложение не нашло.
Г.В.ИВАНОВ – первый секретарь Союза писателей России – проинформировал Пленум о том, что последние два года Правление творческого Союза оказывало посильную материальную помощь на лечение, а иногда и на оплату самого необходимого десяткам писателей (2007 г. – 75 человек, 2008 г. – 50 человек, всем по 40 тысяч рублей). И такая помощь, несмотря на кризис, будет продолжена. Он отметил также, что недавно проведённая независимая аудиторская проверка показала – никаких финансовых нарушений в деятельности Правления Союза писателей России не обнаружено.
Утром 9 апреля 2009 года уже на Съезде выступил В.Н.ГАНИЧЕВ – Председатель Союза писателей России.
В докладе речь шла о современном состоянии Союза писателей, о поисках героя нашего времени в книгах многих авторов, о литературных очагах России, о проблемах молодых писателей. Была показана многонациональная панорама отечественной литературы. Рассказывалось о связях, контактах и взаимоотношениях с государственными, общественными, религиозными организациями, с партиями и нынешними структурами общества. Говорилось о вере, церкви, духовной литературе, священниках — членах Союза, о центре духовно-патриотического воспитания святого праведного воина Феодора Ушакова. Упоминались международные связи Союза писателей. В завершающей фазе доклада были определены планы и задачи Союза писателей России на ближайшие годы.
Следом был заслушан отчёт Контрольно-ревизионной комиссии о работе Союза писателей России в период между съездами. Ничего необычного в себе этот отчётный документ не таил – все цифры были открыты, прозрачны и понятны.
Желание принять участие в прениях изъявили многие делегаты, однако регламент диктовал своё.
В ряде выступлений делегаты высказывали беспокойство не только в связи с падением тиражей издаваемых книг, но и падением престижа и социального статуса писателя. Многие писатели ныне влачат нищенское существование. Настойчиво звучала мысль о том, что государственная политика в отношении писателей должна, наконец, измениться и обязательно должен быть создан Единый Союз писателей России. А для этого необходимо срочно принимать Закон о творческих союзах.
Союз писателей – это союз единомышленников. И писателям всех республик необходима стабильность. Союз писателей России должен стать объединяющим центром всех наших усилий и стараний. И важна поддержка СПР в развитии национальных языков.
В кулуарах некоторые писатели с особой эмоциональностью комментировали эти высказывания. Сейчас писательские просторы напоминают Русь в период раздробленности. Нужен объединяющий всех писателей Центр, для чего потребны и средства, и лидер, и новые идеи. Их оппоненты утверждали, что пока государство не изменит свою политику в отношении писателей, ничего хорошего ждать не приходится.
Г.П.ИВЛИЕВ – председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ – говорил о том, что развитие страны и состояние общества во многом зависят от состояния литературы. Поддержка культуры народов России – стабилизирующий фактор в жизни страны в целом. Принятие Закона о творческих союзах может стать юридическим импульсом и для федеральных служб, и для региональных властей России. Однако разработка этого закона ведётся более 15 лет. Необходимо в рамках нового гражданского законодательства создать иной – отличный от советского – механизм организации творческой деятельности, механизм, эффективно осуществляющий функции творческого сообщества.
Государство желает оказывать поддержку работе творческих союзов, но не может это делать на основе формальных привычных бюрократических процедур. Для того чтобы эта помощь была эффективной для развития литературы, необходима экспертная оценка произведений признанными писателями, то есть в этом государству нужна помощь настоящего полноценного творческого литературного сообщества.
В.И.ЛИХОНОСОВ заметил, что если русский писатель не молится, не исповедуется, не восторгается лучшими людьми в истории России, то ему лучше не писать.
Восхищения родной землёй, её простором, восторгом русским, воодушевлением её историей сейчас нет. Искусственно этого не сделаешь, это надо уметь переживать…
В.И.ГУСЕВ – председатель правления МГО СП России – выступил категорически против того, чтобы писатель писал на двух языках, и привёл как довод резкие высказывания Тургенева о тех, кто из русских писателей пишет не на русском языке…
Р.Т.БИКБАЕВ призвал Москву учиться у провинции. Писатели России становятся всё разобщеннее после распада СССР, но сохранился союз русского языка, и эта великая сила объединяет сегодня и остается прочной основой взаимосвязей народов СНГ. Усиливается влияние Запада на интеллектуальный слой России, который стремится внести раздор в писательскую среду. Высока ценность истинно гражданской позиции писателей. Центральное телевидение недоступно настоящим литераторам. Только в единстве наша сила, и именно этого нам не хватает как воздуха. Писатели России бесконечными междоусобицами сами способствуют развалу России и осуществлению программ Запада по разложению и порабощению нашего народа.
А.А.ЛИХАНОВ задался вопросом: для чего и для кого сегодня литература, где нынешний её потребитель? Взрослый читатель происходит из читательского детства. Вроде и библиотеки сохранились, и дети читают, но мало. И это связано с тем, какое у наших детей детство. В 1991 году в России было более 40 млн детей, в 2008 г. – 27 млн. Это самый трагический показатель. Качество детского мира ужасает: 800 тыс. – дети сироты и дети, лишённые родительского попечения, 700 тыс. – дети инвалиды, 10 тыс. детей сидят в колониях для несовершеннолетних.
Малоимущие семьи, а по итогам кризиса их число вырастет, тоже имеют детей, и их положение удручает. Наркомания, беспризорность и прочие тревожные тенденции говорят о негативных процессах. Дети тысячами становятся жертвами насилия.
Надо с горечью признать – нация больна с детства. И результаты выпускных экзаменов в школах говорят о том же: крайне низкий уровень знаний. Детство в России живет в состоянии «духовной эпидемии». Духовная атака на Россию идёт фронтом, и здесь важна наша работа: книги для детей инвалидов, сирот, детей из колоний и из бедных семей. Кризис переживает и вся культура для детей. Нет больше Театра юного зрителя, бывшая детская киностудия им. Горького работает на телевидение.
Осталось ли в детской литературе место для воспитывающих книг? Можно ли спасти положение или мы отстали навсегда?
Б.В.БУРМИСТРОВ говорил, что развал СП СССР и попытки развала СПР мы прошли. Кому это было нужно, всем нам теперь понятно. Но опять идут нападки на русскую культуру и литературу. Телевидение, жёлтая пресса пропагандируют разврат, насилие. Стонет душа России.
Проблемы СПР в Москве влияют на положение региональных отделений, и сегодняшние «склоки» в столице опять мешают работать. В Кузбассе 58 членов организации. И начинается какой-то странный процесс, когда в одном регионе появляется вторая писательская организация от СПР. Такого быть не должно, этот вопрос надо решать.
Хочется пожелать СПР создать единую информационную структуру, куда бы стекалась вся информация из регионов. Чтобы она освещалась в центральных изданиях СПР, чего мы сейчас не наблюдаем. Не хватает литературных критиков, и в этом тоже нужна помощь регионам. Наш съезд должен сплачивать регионы. За Уралом тоже Россия!
Б.А.ОРЛОВ гневно призвал московских писателей прекратить свои склоки! Не надо славные страницы нашей истории валить в одну кучу «порождения сталинизма»: космос, достижения культуры и науки и наш писательский союз…
Без государства при нашем олигархическом капитализме мы можем просто умереть. Чтобы чего-то добиться, нам надо объединиться вокруг правления Союза писателей России! И пусть всё, о чём мы говорим сегодня, после съезда не растает как дым.
Б.Н.ТАРАСОВ отметил, что современной литературе не хватает ума и мудрости. Что таит в себе образ человека? Человек – Бог, раб или зверь… Этому и должна посвящать себя литература.
В.Г.БОНДАРЕНКО своим выступлением обострил и без того непривычно эмоциональный ход прений. Он обратил внимание делегатов и гостей съезда на то обстоятельство, что сегодня толстые журналы не определяют реальную литературу. Нет смысла печататься в журнале, если книга выходит через три месяца. Самим журналам с их лидерами (левыми ли, правыми, демократами, патриотами – нет разницы) реальная литература и не нужна. Не входит в формат. Сами редакторы остались от старого времени и никак не могут шагнуть в ХХI век. Самое интересное уже давно проходит мимо журналов. Реальная литература давно уже существует также и вне стен союзов писателей (опять же, безразлично, какой ориентации). Из новых, серьёзно заявивших о себе писателей, многие и не рвутся ни в какой союз, иные давно забыли, то ли они в московском союзе писателей, то ли в союзе писателей Москвы.
Значит ли это, что союзы писателей вовсе не нужны? Ещё как нужны. Нужен единый творческий центр.
Однако Союз писателей в своём старом виде будет потихоньку вымирать как отжившая идеологическая чиновная структура. Союзу нужны решительные реформы. В том виде, в каком сегодня Союз существует, он себя изжил. Союз писателей – это не собес, не профсоюз, а инструмент объединения одиночек. Лишь объединившись, одиночки способны стать действительной силой.
Нужна реальная программа действия нового Союза писателей России. Для этого нужны и новые талантливые люди патриотической направленности и боевого возраста.
Союз писателей просто обязаны возглавить новые энергичные русские писатели.
Писательское слово вновь должно звучать повсюду. Таланты есть по всей стране. Нужна политическая воля России.
С.Ю.КУНЯЕВ вступил в полемику с В.Г.Бондаренко. Он не согласился с тем, что многие наши издательства стали частной лавочкой, в том числе и журнал «Наш Современник». Это верно лишь в том случае, если речь идет о «Литературной России», где многие вещи печатаются за деньги, или к алёшкинскому издательству и к «Литературной газете», которые не видят положительных сторон деятельности СПР.
На обложке нашего журнала написано: журнал писателей России. Мы дали себе зарок, что нами будут руководить не корыстные или частные интересы, а только забота о судьбах России и русской литературы. Мы бок о бок работаем вместе с СПР. Мы утверждаем в читательском сознании новые талантливые литературные имена. Большинство из них писатели регионов. Мы публикуем многих молодых писателей, что, говоря языком литературного рынка, дело не рентабельное. В последнее время журнал, чтобы морально поддержать писателей, стал отмечать их юбилеи. Как это важно, чтобы тебя вспомнили, – ведь никакое телевидение не заметит нашего писателя. В конце каждого года мы обиваем пороги, чтобы раздобыть деньги на премии писателям. Бесплатно рассылаем свои журналы ветеранам.
В отличие от многих мы внимательно знакомимся с письмами читателей, рецензируем рукописи и возвращаем их, если это необходимо.
Съезд кинематографистов показал тенденцию превратить творческие союзы в профессиональные – и тогда с нами перестанут считаться. С нынешним СПР считаются. Узы товарищества – вот путь к возрождению литературы и культуры в России.
В.Г.РАСПУТИН продолжил спонтанно начатую дискуссию. Он сказал, что выступление В.Бондаренко несколько взбодрило аудиторию. Это неплохо. Оказывается, СПР виноват, что отнимают здания, что меньше читают, что книги не приходят в провинцию. И твою газету, дорогой Володя, читают меньше. Это такая атмосфера в России. С этим надо что-то делать. Даже школы и учителя, которые ещё пять лет назад писали мне, сдались. Союз писателей много чего потерял, но и Россия много чего потеряла: территории, ресурсы, запасы. Кого винить? Тогдашнему президенту было всё равно…
Я на прежних писательских съездах много выступал, когда министром культуры был Швыдкой. Сегодня мы говорим о министре образования Фурсенко. Это значительно хуже, т.к. образование для нас – всё. ЕГЭ – это разрушение образования. За последние два-три года резко упал уровень образования. Кому это нужно?
Не только нам надо с этим бороться. Надо объединиться с Союзом композиторов, художников, с тем же Союзом кинематографистов и совместно сделать заявление о плачевном состоянии российского образования. Атмосфера в стране такая, что слова говорят правильные, но когда касается дела – ничего не хотят менять.
Сегодня в критической обстановке роль В.Н. Ганичева велика, и менять что-то было бы страшной ошибкой. Атмосфера в стране ужасна: объявлен год Аллы Пугачевой и прочей попсы. Это же мракобесие какое-то!
Надо совместно с другими творческими союзами подготовить единое обращение к власти. И не нужны нам юбилейные поздравления от президента, нужны конкретные дела по изменению ситуации в стране в области культуры, литературы, нравственности.
М.И.НОЖКИН особо подчеркнул, что весь мир столетиями ждёт – вот-вот Россия не выживет, а мы всё равно поднимаемся.
В конце ХХ века прошли съезды других Союзов, в том числе Союза писателей, что привело к его развалу. Была сознательно запущена машина развала, а затем развалился и Советский Союз. Революционеры, конечно, нужны для поддержания формы, но особой воли им давать нельзя. Они особенно активны в тяжёлые дни. Так и хочется им взяться за вилы. Меня много раз просили возглавить то одно, то другое. Уж очень нужна склока, скандал, хаос. Нам этого не нужно! Лично мне, как и Ганичеву, нужен труд, творчество. В.Н.Ганичева знают и к нему прислушиваются. Иначе бы Союз писателей России давно разогнали со всеми нашими «революционерами».
Мы должны понимать свою ответственность за новые поколения и связь времен.
А.Н.АРЦЫБАШЕВ заметил, что чистой литературы, свободной от жизни, не бывает.
Деревня вымирает! И это катастрофа. И хорошо, что литераторы обращают на это внимание в своём творчестве. И публицисты должны об этом больше писать.
Лейла Абубекировна БЕКИЗОВА долго ждала своего часа и, получив слово, наконец, высказала всё, что накипело у неё в душе.
Обстановка меня настолько накалила, что я не могу промолчать. Был в старину такой зверский обычай: стариков сбрасывали со скалы Кавказа. И вот один мальчик спросил: зачем сбрасывать моего деда со скалы – он ведь может научить нас плести корзины. И сейчас я считаю, что в той ситуации, в которой оказался наш союз сегодня, проблема не в том, кого на кого поменять. Тем более что мы – приехавшие в Москву – не знаем, где шило, а где мыло.
Я была на первом съезде писателей России, помню всю историю нашего Союза. Тогда мы рады были объединению писателей в Союз и с радостью фотографировались на память в Колонном зале. Но прошли те времена. Сегодня на Кавказе драк хватает, а нам они не нужны! Вот поэтому сейчас нужно сеять разумное, доброе, вечное. ХХ век прошёл под эгидой русского языка и наравне с родными языками в аулах изучали русский. Наши языки древние и не всем известны. Только моя писательская организация объединяет 5 народов, а сближает нас всё-таки русский язык. Он вывел нас в большой мир.
Валерий Ганичев во всё это смутное время помогал мне сохранять наш региональный СП. Мы приняли в свою организацию, где в основном мусульмане, православного священника.
Без русского языка мы можем говорить только между собой, а не с миром. Русский язык помогает нам общаться с миром. Нужен закон о русском и национальных языках.
На черкесском языке «слово» произносится как «псаша» – вместилище души. «Пса» – психология, душа. Слово – душа народа, и оно было в начале, оно было Богово, оно было о Боге, и оно не должно умереть. Мы должны хранить его в чистоте.
Я полвека пропагандирую диалог наших культур. Он не должен быть нарушен. Пушкин в первом номере своего «Современника» напечатал произведение черкеса Султана Казы Гирея на русском языке. И я доказываю, что наша черкесская литература пошла оттуда. Пушкин отозвался о его произведении «Долина Ажитугай» восторженно и значительно: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей, черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить из предлагаемого отрывка».
Все наши просветители ратовали за сближение Кавказа с Россией.
И закон о творческих союзах мы должны соединить с законом о языках. И как говорил Расул Гамзатов: «Если я буду знать, что завтра умрёт мой язык, пусть я сегодня умру». Пока не умер наш язык, мы должны просить связать его не просто с культурой, а с Законом о творческих союзах. Народ имеет право развивать свою культуру и литературу на родных языках.
Вот таким, честно говоря, непростым получился этот съезд Союза писателей России под номером 13, прошедший на Комсомольском проспекте в доме под номером 13. Несчастливое число может стать символом грядущих событий, если писатели России не найдут общего выхода из лабиринта иллюзий, в котором многие из них до сих пор блуждают поодиночке. Однако хотелось бы верить, что творческий талант и человеческая мудрость выведут писателей на общую дорогу созидания во благо процветания отечественной культуры и духовно-нравственного возрождения Великой России.
Союза писателей России.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий