slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Выход актрисы

12 сентября – юбилейная дата в жизни народной артистки СССР, художественного руководителя МХАТ им. М. Горького Татьяны Васильевны Дорониной.
Если вдуматься – некого поставить рядом с ней. Она – единственная и неповторимая на культурном небосклоне России. Национальное достояние страны.
«Великая актриса», — сказал как-то о ней режиссёр Роман Виктюк. «Величайшая», — поправил его Александр Калягин, сам художественный руководитель театра и председатель Союза театральных деятелей.
Работы Дорониной в театре и кино навсегда вошли в сокровищницу нашего искусства. Личность громадного масштаба, она создала свою театральную школу, которая сильна преданностью классическим традициям, мастерством соратников и коллег, подвижническим служением русской сцене. Наконец, Доронина — олицетворение женской красоты и стати.

…Готовиться к юбилею великой русской актрисы начали загодя. 12 августа – за месяц до дня рождения! — телеканал «Россия 1» показал почти часовое ток-шоу Бориса Корчевникова «Татьяна Доронина. Откровения затворницы». Анонсировали эту передачу, как теперь принято, в интригующе зазывальных тонах, ролик её выложили на сайте канала в Интернете — как теперь положено, с ошибками: «Самое уникальное и, может быть, самое красивое женское лицо советского экрана. Скоро 30 лет, как она не снимается в кино, почти не даёт интервью — Татьяна Доронина, великая актриса, худрук МХАТа, живущая теперь чуть ли не жизнью затворницы в стенах своего театра. Ей скоро 80 лет, а она уходит с работы в 5 утра. Про таких говорят: «Положила всю жизнь на алтарь профессии». В случае с Дорониной это едва ли преувеличение, у неё и впрямь теперь нет, кажется, ничего, кроме этой любимой сцены и её великих ролей. Жалеет ли она об этом, считает ли свою жизнь, столь успешную на сцене, успешной и за кулисами? Или её 5 браков, невозможность иметь детей — это всё цена за звёздную карьеру? Об этом она откровенно заговорила в «Прямом эфире»...
…Смотрел эту передачу позже, в записи, и дивился. Личность Татьяны Васильевны Дорониной, её энергетика, сдержанная и чарующая манера держаться и говорить — по-светски, абсолютно естественно, без всякого нажима и аффектации — способны сотворить чудо: облагородить всё, что может облагородиться.
И Корчевников, симпатичный молодой человек, слегка дёрганый и раскованный, как все нынешние телевизионщики, подпал под магию великой волшебницы русской сцены. Он словно бы кожей ощутил: нет, не масштаб личности Дорониной (это просто невозможно в его лета!), а потребность изменений в тоне, в атмосфере передачи, в самом себе, наконец, когда говоришь с такой Величиной, как она. Здесь, понял он, наезженный формат, обычные штучки не пройдут и – удивительное дело! – подобрался сам, стал проще, обаятельней и провёл, наверное, свою лучшую передачу за всё время в эфире.
Да что Корчевников — под влиянием Дорониной преобразился и другой соведущий передачи Эдвард Радзинский, отбросив столь знакомую телезрителям по его прежним передачам маску с театральными завываниями и наигрышем. И тоже стал человечней, сдержанней, проще.
И аристократизм, теперь, кажется, совсем выветрившийся из обихода, благодаря Дорониной вдруг обрёл в этом интервью новую жизнь, прежнее право на существование.
Россия — страна загадочная, и это ещё раз подтвердил разговор в телеэфире со знаменитой актрисой и режиссёром, сверхталантливой дочерью своих прекрасных родителей Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных. Красивые люди, вечные труженики, они прожили вместе в любви и согласии почти до бриллиантовой свадьбы. И родительские деревенские корни никак не помешали Дорониной стать женщиной с поистине королевской статью.
Естественно воспринимались откровения непростой судьбы Дорониной, её интонация предельной откровенности со зрителем и с ведущим. И новая режиссура передачи была, похоже, придумана главным режиссёром МХАТ. Зал разделили: Доронина сидела в зале своего театра на Тверском бульваре за круглым ампирным столиком, поставленным прямо в междурядье, а Радзинский находился далеко, в телестудии вместе со зрителями. И ещё раз подумалось: если Доронина способна так завладеть своими собеседниками и зрителями в часовой передаче, подчинить их себе — на какие чудеса она способна на сцене?..
Жизненный путь великой русской актрисы – сказочен, как и путь её страны. Выросшая в коммунальной квартире на семь семей, Доронина с детства грезила сценой и в 14 лет поступила в школу-студию МХАТ. Когда экзаменаторы выяснили, что у девочки ещё нет аттестата зрелости, то огорчились и… отправили домой доучиваться. В 1956 году она заканчивает студию и отправляется с молодым мужем Олегом Басилашвили в Сталинградский театр. Оттуда её пригласили сначала в ленинградский театр Ленинского комсомола, а затем Георгий Товстоногов в свой знаменитый БДТ. Это была кузница звёздных кадров: Смоктуновский, Лавров, Лебедев, Луспекаев, Стржельчик…
Бриллиантом в этом созвездии называл её сам Товстоногов, который был от неё в восторге.
«Товстоногов сделал её великой актрисой, — вспоминает народный артист России Игорь Кашинцев, учившийся в студии курсом старше Дорониной. — Это был фантастический театр, лучший в стране.
Доронина в этом театре создала новый тип женщины – лирически интимный, сексуальный, сильный. До неё не было таких русских женщин на сцене. Доронина – актриса нового поколения, новой формации». Есть ли ещё в истории отечественного, да и мирового искусства примеры столь удивительного сочетания великих и разных дарований в одном лице? Разве что Веру Комиссаржевскую можно вспомнить, но она руководила театром совсем недолго, а тут — четверть века! При том, что годы эти пришлись на жестокую пору ломки всего и вся – страны, культуры с её чахлым остаточным финансированием, наступления нахрапистых разрушителей отечественного искусства, замалчивания или поношения всего, что есть реализм и что есть правда. Без малого шесть тысяч дней, каждый из которых наполнен борьбой за право русского репертуарного театра на существование, и где? — в своей стране! За сохранение русского языка и русской речи, засоряемой матом, стёбом и иностранщиной. За зрителя, оглупляемого ежедневно и ежечасно электронными СМИ, кино и теми театрами, которые не поднимают зрителя до себя, а сами опускаются ниже плинтуса на потребу самым низкопробным вкусам.
Прискорбно, что табаковский МХТ избрал как раз этот путь. Театр, носящий имя великого Чехова, который на дух не выносил пошлости, в пошлости просто топят. «Кот Матроскин», плут и прохиндей, который эталонно озвучен Табаковым в знаменитом мультфильме, видимо, в силу идеального совпадения характеров — стал и эталоном отношения его театра к жизни и к искусству.
Всё творчество МХАТ им. Горького создаёт «пространство смысла», что в очередной раз заставляет нас задуматься об изначальном значении слова «культура», которое переводится с латыни как «возделывание духовного мира». Именно этим занимается последние двадцать шесть лет доронинский театр.
Президент В. Путин как-то заметил, что основой национальной идеи, вокруг которой сломано столько копий, может стать только патриотизм. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны, — ничего другого всё равно не придумаем».
Как же раскрывал президент содержание понятия «патриотизм»?
«Это — уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России, — говорил он. — Это ответственность за свою страну и её будущее». По словам главы государства, Россия, как и другие страны, сталкивается с попытками влияния извне на культурное самосознание нации. И «от того, как мы воспитываем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму». «Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», — заявил Путин.
Вместе с храмом, подлинной литературой, семьёй и школой культурное самосознание и самобытность нации формирует и отстаивает в числе прочих и доронинский МХАТ, который не может не расценить слова главы государства как мощную поддержку своей деятельности.
«Уже нет времени унывать и тщеславиться — сегодня личная инициатива должна быть главной движущей силой в возрождении всего общества, — сказал недавно настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров. — …Сегодня нужно выковывать политическое и духовное самосознание. Такое, какое имели гражданин Нижнего Новгорода Косма Минин и князь Димитрий Пожарский. Думаете, им просто было в начале XVII века? Однако эти мужи нашли в себе мужество и — посреди всеобщего разброда, разгильдяйства, коррупции, людоедства, грабежа — объединили людей».
Немалое мужество, как могут догадаться многие, потребно и для того, чтобы 26 лет вести, как это делает Татьяна Васильевна Доронина, один из лучших театров в стране, отдавая делу служения русского искусства свой огромный талант, жар души и каждое биение сердца.
Двадцать лет Татьяна Васильевна возглавляет Московский художественный театр имени Горького на Тверском бульваре, который ставит Максима Горького и Антона Чехова, Фёдора Достоевского, Валентина Распутина и Юрия Полякова, Виктора Розова и Михаила Булгакова. Ставит так, что каждая постановка становится событием для истинных ценителей искусства, для придирчивых театралов и вдумчивой критики. Ибо рядом с Татьяной Дорониной единомышленники, истинные патриоты русского театра.
Наперекор хуле, наперекор умолчанию она в последние два десятилетия, когда идёт тотальное наступление на русскую культуру, отстаивает высокие традиции русского искусства — человечность, уважение к нетленным образцам русской классики, гуманизм. Желание сделать человека лучше, поднять его к Богу, а не оскотинивать его, чем занимается сегодня большинство промышляющих в бизнесе от искусства, — вот девиз доронинского служения театру. И – русской культуре.
«Обыкновенная богиня» – назвал её кто-то из неистовых поклонников, позаимствовав известную фразу Алексея Толстого о Галине Улановой. «Нет, не могу назвать Татьяну Васильевну Доронину обыкновенной, даже богиней, — спорила с ним другая поклонница. — Она – необыкновенная».
Что отличает Доронину-худрука в сегодняшнем театральном мире? Абсолютный пиетет перед классикой, что сохраняется, пожалуй, только в Малом и её МХАТе им. Горького. Уважение к автору на фоне бытующего ныне амикошонского панибратства, когда классика можно корёжить, как заблагорассудится, менять сцены, выбрасывать или дописывать текст, пороть отсебятину в угоду потребителю...
— Я беру за основу точный текст и точные ситуации, которые написаны гениальным и единственным по пронзительности пока драматургом Антоном Павловичем Чеховым, — говорила она в одном из своих интервью, определяя принципы своего творческого подхода. — В чём состоит мой вклад? С чем я выхожу? Этот текст можно сказать по-разному и сыграть по-разному. Можно вульгарно кричать, можно быть пьяной. Я говорю: «можно» в кавычках, это всё бытует, но этого не должно быть, потому что Чеховым написана женщина, способная любить, отдавать, которая страшно переживает потерю сына как потерю родины, для которой продажа вишневого сада является трагедией… А что Раневская может сделать, если идёт наступление на вишневые сады России? …Она может любить, страдать… Я-то играю её отъезд в Париж как прощание с жизнью, не только с родиной. Потому что для неё жизнь кончилась вместе с тем благоухающим прекрасным детством, с любовью, с сыном – всё кончилось. Если этого нет, значит, ничего и не надо».
Эти слова — истинное свидетельство того, почему Татьяну Васильевну по праву можно назвать жрицей-хранительницей русской театральной школы и русской театральной классики.
Доронина редкий гость в новомодных тусовках, в кино она не снимается уже давно – для неё нет материала в бесконечных сериалах со стрельбой и убийствами, инцестом и однополой «любовью». Всё в экранной жизни стало обыденным, говорит она: убийство, преступление, подлость, предательство. Зрители теряют порог чувствительности к ненормальному. Культом сделали деньги: у кого они есть, тот и преуспел, тот и диктует всё и везде.
А театр, по убеждению Дорониной, должен сохранять человеческое в человеке.
— Откуда вы берёте силы, чтобы выдерживать все трудности? – спросили её однажды. — «Из убеждённости в том, что всё, что ты делаешь, — это нужное и божеское, — отчеканила в ответ Татьяна Васильевна давно продуманные и прочувствованные слова.
 
Виктор ЛИННИК
 
Редакция «Слова», пребывая в неизменном восхищении талантом великой актрисы, сердечно поздравляет Татьяну Васильевну Доронину, члена Общественного совета нашей газеты, со славным юбилеем, желает ей здоровья, творческого долголетия, новых свершений!

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: