slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Второй этап реставрации Успенского собора Кремля

Иван Калита и другие московские князья начали объединять русские земли, и нужны были здания, подтверждающие столичное великолепие. В 1326 году митрополит Пётр (родом с Волыни, митрополит сначала Киевский и всея Руси, а потом Московский и всея Руси, своим местопребыванием в Москве придал ей статус русской столицы) и боровшийся за ярлык на великое княжение Иван Калита (Иван Первый) заложили на самой высокой точке кремлёвского холма храм в честь Успения Богоматери.
Централизованное русское государство обрело централизованную русскую церковь. Именно поэтому храм называли «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». В Успенском соборе удельные князья присягали на верность великому князю, позже в нём венчали на царство, возводили в сан митрополитов и патриархов. Здесь хранятся мощи чудотворцев митрополитов Петра и Гермогена (происходил из донских казаков, призывал к борьбе с польской интервенцией).
В 1475—1479 годах болонским инженером и архитектором Аристотелем Фиораванти и русскими мастерами на месте одноименного собора четырнадцатого века был построен современный храм. После завершения строительства лучший живописец того времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон.
За последующие столетия собор после пожаров и вражеских нашествий постоянно ремонтировался и поновлялся. К тому же один из крупнейших городов мира Москва плохо влиял на среду — на иконах и фресках образовывались копоть, трещины… Последний раз масштабная реставрация была проведена к Олимпиаде 1980 года. После этого из-за нарушенной тогда системы вентиляции в соборе стала скапливаться влага.
В 2017-м началась комплексная реставрация собора, которую планируют завершить в 2023 году, восстановив архитектурный облик, стенописи в интерьере и на фасадах.
Не обошлось и без сенсационных открытий. В Похвальском приделе (основан в 1459 году после избавления Москвы от нашествия ордынского хана Седи Ахмета) обнаружены нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и две новые фигуры пророков, принадлежащих композиции «Похвала Богоматери». По мнению исследователей, это росписи конца пятнадцатого века, тогда как основная роспись собора была выполнена в семнадцатом веке по указу царя Михаила Фёдоровича.
Храм на время реставрации открыт для богослужений и посещения туристов. В настоящее время идут работы над поддержанием сохранности монументальной живописи, укреплением грунта и красочного слоя в северной части. Усилиями 40 реставраторов удалось нормализовать микроклимат для стенных росписей, хранящихся в соборе бесценных икон «Георгий-воин» (конец XI—начало XII веков), «Богоматерь Одигитрия» (конец XI—начало XII веков), «Спас Нерукотворный» (XIV век) и других, моленого места царя Ивана Грозного, посоха митрополита Петра.
Явно наши знания о русском средневековом искусстве были бы значительно беднее без памятников Успенского собора. И на их защиту в годы Великой Отечественной войны были брошены лучшие силы. Уже через месяц после начала войны художники под руководством Бориса Иофана специальными росписями под деревья и небо замаскировали соборы Кремля, в том числе — Успенский. Зенитчики отбили 8 бомбардировок фашистских варваров, обеспечивая сохранность уникальных зданий. Подробно об этом рассказывали на ежегодных Рождественских чтениях, посвященных в этом году 75-летию Победы.
Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Юрьевна Гагарина выразила надежду, что нынешних плодов реставрации хватит на 100 лет.

Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: