slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Волшебный мир русской деревянной мебели

Кудринская резьба по дереву вышла из русского модерна

Всероссийский музей декоративно­прикладного и народного искусства и Музей­заповедник «Абрамцево» впервые в истории представили совместную выставку «Сокровища русского стиля». Лучшие художники России И.Репин, В.Поленов, М.Антокольский, Васнецовы, В.Серов, М.Врубель, В.Суриков, К.Коровин, М.Нестеров, а также Ф.Шаляпин любили приезжать работать в подмосковную усадьбу Абрамцево к меценату С. Мамонтову. Так в Абрамцеве образовалось творческое объединение «Абрамцевский художественный кружок» — своеобразная лаборатория, придумавшая тогдашнюю эстетику.

В Англии в это же время аналогичное абрамцевскому художественному кружку существовало «Движение искусств и ремёсел», основанное прерафаэлитами и объединившее живописцев, ювелиров, столяров­краснодеревщиков. И те и другие ставили себе целью создать новую эстетику, превратить предметы быта, мебели в произведения искусства, облагородить вкусы общества, радовать людей вещами, которыми они должны пользоваться. Символично, что выставка прерафаэлитов — английских аналогов абрамцевских подвижников — в это же время прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени
А.Пушкина. Выставка сопровождалась курсом лекций о влиянии прерафаэлитов на бытовые предметы английского и мирового общества. Но англичане использовали средневековые и восточные мотивы, а наши соотечественники изучали крестьянский быт, изделия русских кустарей. Оба эстетических направления до сих пор являются кладезем идей для дизайнеров.
В Абрамцевском кружке шли процессы сближения живописи с прикладным искусством. Впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Но идея совместить воспитание общества высокохудожественными произведениями искусства и коммерческую прибыль пришла не сразу. Жена С. Мамонтова Е. Мамонтова организовала в Абрамцеве лечебницу, школу, а в 1876 г. при ней столярную мастерскую на 10 человек. Для этого Мамонтов выделил жене огромную по тем временам сумму — 10 тыс. руб. Ученики  делали самую простую мебель, рамы, двери. Но со временем Е. Мамонтова преобразовала деятельность мастерской. «Наш уезд полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру, игрушки, ларцы и разные деревянные резные вещи. Мне давно хотелось… обновить это производство, главным образом, вводя в него новые, художественные образцы. И вместе с Е. Поленовой… принялись мы за это дело», — писала она об истории возникновения мастерской.
Яркая талантливая художница Е. Поленова впервые посетила Абрамцево в октябре 1882 г. Она встала у истоков формирования национально­романтического направления русского модерна. Художница увлекалась пейзажным этюдом с натуры, и усадьба с её прекрасными лесами, цветущими лугами, живописной рекой стала для художницы не только неиссякаемым источником творчества, но и творческой лабораторией. В 1880­е годы в Абрамцеве по её инициативе была собрана большая коллекция произведений народного искусства, послужившая образцами для столярно­резчецкой мастерской. Е. Поленова, влюбленная в крестьянское творчество, сама создавала эскизы для мебели. Столярно­резчицкая мастерская, в отличие от школы 1874 г., была уже не благотворительным учреждением, а художественным предприятием, изделия которого продавались по всей стране. Использовали местное дерево — липу, березу, сосну; дуб покупали в Казанской губернии. А дорогие сорта дерева — в Москве. Поэтому имели возможность выпускать мебель карельской березы и красного дерева по образцам XVIII — горки, диваны, кресла, рабочие столики с бисером, трельяжи. Наибольшим спросом пользовался шкафчик с колонкой. Готовили мастеров очень основательно. При мастерской было открыто общежитие, время учебы увеличилась с трёх до четырех лет. Последний год ученики работали на жалованье — пять рублей в месяц при готовом содержании. Говоря современным языком, мотивация повысилась.
Столярно­резчицкая мастерская в усадьбе С. Мамонтова, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки — сформировала современную абрамцево­кудринскую резьбу. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты. Некоторые из выпускников оставались работать в мастерской; другие же, получая из мастерской заказы, материал, рисунки, работали на дому. Как знаменитый резчик В. Ворносков, который работал по заказам абрамцевской мастерской в родном селе Кудрине. На выставке представлены его работы. Деятельность Кустарного музея и столярных мастерских не была прервана революцией. В 1920–1940­е гг. они активно продолжали работать. И на базе абрамцевской учебной мастерской была создана уже советская профтехшкола. Работы того времени на выставке тоже выглядят очень достойно. Успех мастерской определялся методами работы, предложенными еще Е.Д. Поленовой.
В основном разделе выставки предметы мебели, выполненные по проектам Е. Поленовой с 1880­х до 1920­х годов. Они сопровождаются подлинными эскизами и проектами. С 1885 по 1894 год Е. Поленовой было выполнено свыше 100 проектов мебели. На выставке на навесных шкафчиках и полочках, стульях, сделанных по её проектам, можно видеть, как она преображала мотивы абрамцевской усадьбы в орнамент и узоры для резьбы, творя, интерпретируя русский стиль, которому покланялась русская элита на рубеже XIX—XX вв. Новое прочтение русского стиля выразилось в глубоком интересе к старинным формам, орнаментам, мотивам, постижением внутренних законов создания древнерусских образцов искусства. Находясь в интерьерах среди сказочных вырезанных на липе, дубе, берёзе сиринов, петухов и сов, львов и оленей, плодов граната, цветов, русалок, человек должен был себя ощущать тоже частью природы, а не придатком к машине, находиться с ней в постоянном диалоге, давать волю фантазии, искренности. Потому что эти высокохудожественные бытовые вещи были так же органичны, как деревья, речка, закат…
Мировой публике новый русский поэтический стиль был представлен на международных выставках. На Всемирной выставке в Чикаго изделия абрамцевских мастеров получили золотую медаль; на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде — золотую медаль; на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. — золотую медаль; на I Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1902 г. — золотую медаль. А экспонаты охотно раскупались. На выставке можно полюбоваться завоеванными медалями. Хочется напомнить, что предметы прикладного искусства всегда, даже во время Великой Отечественной войны, составляли значительную статью российского экспорта.
Главная сенсация выставки — «Царские врата» абрамцевской столярной мастерской, впервые показанные через 100 лет после Второй Всероссийской кустарной выставки в Петербурге 1913 года. Они точная копия знаменитых царских врат XVI века из церкви Николы на Ишне близ Ростова Великого. В течение многих лет они находились в разобранном состоянии и были недоступны для обозрения. Теперь благодаря усилиям реставраторов очевидно великолепное мастерство русских резчиков, сотворивших деревянные кружева ворот. Архитектурный раздел выставки — эскизы И. Ропета и В. Васнецова к абрамцевским усадебным постройкам, модель знаменитой «избушки на курьих ножках». В керамическом отделе — керамика русского модерна М. Врубеля и А. Головина. Всего на выставке 100 выдающихся работ. Многие представлены впервые.
Когда­то резная мебель продавалась в магазине при Кустарном музее Московского губернского земства и была доступна любому. Об этом свидетельствуют фотографии из магазина. Сумма от продаж популярной мебели Абрамцевской мастерской возрастала от ничтожной цифры 97 руб. 49 коп. в 1885 г. до значительной — 23 547 руб. 64 коп. в 1912 г. Заработок мастеров, начиная с незначительных цифр, достиг к 1913 г. 500–600 руб. в месяц. Сейчас полочки, шкафы, столы, придуманные Е. Поленовой и Васнецовыми, находятся только в музеях или продаются за бешеные деньги толстосумам на антикварных салонах. К сожалению, в широком быту господствующее положение занимают уродливые хайтековские вещи – символы индустриализации, машинизирующие быт, а мебель российских резчиков по дереву очень редка. Хотелось бы надеяться, что выставка даст мастерам­резчикам новый импульс, заново открыв сокровища русского стиля. Пусть он вновь войдет в моду.
 
Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: