slovolink@yandex.ru

Войну выиграл школьный учитель!

Глядя на разновозрастных дам в вагоне московского метро, сосредоточенно скользящих по сенсорным экранам своих айфонов и айпэдов пальцами с громадными ногтями, увенчанными роскошным маникюром, профессор Сергей Григорьев ещё недавно абсолютно искренне считал, что весь смысл дорогостоящих игрушек лишь в возможности продемонстрировать миру свой маникюр. Не будь в руках айпэда и айфона — ну кто б эту красоту заметил?!
Григорьев — директор Института математики, информатики и естественных наук в Московском городском педагогическом университете. Среди студентов большинство составляют дамы, которых персонаж из пьесы Горького «Дачники» представлял окружающим так: «Все женщины актрисы! Русские женщины – преимущественно драматические…».

С какими только актрисами Сергей Георгиевич не сталкивался! Вот приходит к нему на собеседование абитуриентка с очень недурным результатом по ЕГЭ и честно признается – ей абсолютно всё равно, где учиться. Папа с мамой приучили вовремя и аккуратно делать уроки и слушаться старших… А жена без диплома сегодня – это более чем неприлично!
Профессор позволяет себе любопытствовать: «А какие игры у вас в мобильном телефоне?!». Абитуриентка слегка жеманится, но отвечает… Григорьев подбрасывает ей задачку и просит решить. Ему принципиально важно понять, какое именно полушарие мозга предстоит загрузить этому очарованию… Вот она только что ввернула в разговор цитату из Велемира Хлебникова: «И уважение к числу растёт, ручьи ведя к руслу!». Хлебникова нынче мало кто помнит, кроме чокнутых филологов. Но ведь если дитё с гуманитарным складом ума родители силком загнали на математику – ничем, кроме нервного расстройства, это кончиться не может. Легче всего отмахнуться «Ей диплом под кастрюлю нужен!».
А вдруг ты прошёл мимо новой Софьи Ковалевской?! А значит, нужно снова и снова с ней разговаривать, поддерживая интерес к математике не только тем, что после получения диплома она будет зарабатывать больше папы с мамой. Спасибо по-отечески и по-матерински заботливой мэрии за надбавки учителям!
Вся наша сегодняшняя жизнь интуитивно строится по математической аксиоме: «Прямая – лишь частный случай кривой!», в переводе на общедоступный язык звучащей: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!». Из пункта «А» в пункт «Б» можно попасть бесчисленным числом маршрутов. Нужно только не лениться прокладывать ещё один маршрут в случае неудачи предыдущей попытки. Хоть это и дьявольски трудно в Москве, плотно набитой людьми с наушниками на головах. И лицами выпавших из реальности.
Если случится взрыв — ребята его просто не услышат… Даже если всех вокруг разнесёт в клочья! Их бесполезно спрашивать о чем-либо. Даже о том, выйдут ли они из вагона на следующей остановке метро. Но спрашивать, тем не менее, надо. Как надо регулярно спрашивать строптивого ученика! А то ведь совсем свихнётся!
Мудрейший из германских канцлеров Отто Бисмарк, объединивший вокруг своей Пруссии кучу мелких княжеств и герцогств, ставших современной Германией, утверждал, что войну с Францией 1870 года, сделавшую Германию полноценной империей, выиграл не фельдфебель, а школьный учитель, ученики которого лучше соображали и понимали, за что воют.
У нас в стране этот афоризм время от времени вспоминают. Но и только!.. Сегодня абсолютно исключена ситуация 1928 года, когда на первых после Октябрьской революции выборах в Академию наук туда попал школьный учитель Иван Петровский, ставший самым уважаемым ректором МГУ в минувшем столетии.
Григорьев и его единомышленники из университетов России и Белоруссии уже не первый год отрабатывают методики развития математического мышления школьников, в которых важно абсолютно всё. В первую очередь способность человека контролировать свой личный бюджет.
Не потому ли наше правительство никак не может свести концы с концами, что их в детстве не учили сопоставлять расходы с доходами?! А лучший министр финансов Российской империи г-н Бунге был блистательным математиком. И два премьера Витте и Столыпин с отличием окончили математические факультета Санкт-Петербургского и Одесского университетов.
То, что изо дня в день делают Григорьев и его сотрудники, отчасти напоминает клинику нервных болезней, не так давно ликвидированную на Шаболовке. Неврозы никуда не делись, а земля в центре Москвы потребовалась под «элитную застройку». И со страдальцами стало попросту некому поговорить «по душам». А чтобы человек нормально говорил – с ним, как минимум, нужно регулярно разговаривать.
Сам профессор на заре «реформ» увлекся было зарабатыванием денег для семьи – и чуть не упустил родного сына, ставшего вульгарным игроманом. Как все!.. И наблюдая в метро жутковатые семьи, сидящие рядком и играющие каждый на своем планшете или телефоне, профессор с благодарностью вспоминает коллегу с кафедры физвоспитания, сумевшего в его Ване пробудить интерес к достойным мужчины видам спорта… А когда к человеку вернулась радость жизни, не омрачённой играми-стрелялками и зрением, потерянным у компьютерного монитора, с ним уже можно и поговорить.
Даже о науке!

Денис ГАНИЧ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: