slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Владимир Андреев: «Не могу без молодёжи!»

Театр имени М.Н. Ермоловой отмечает свое 85-летие

Премьеру, посвящённую юбилею Театра Ермоловой, его художественный руководитель Владимир Андреев назвал «Бенефис на Тверской». Это большой концерт, но весьма необычный. Он соткан из самых разных кусочков по жанрам и времени создания спектаклей, конечно же, — самых лучших. Стало очевидно, что нынче появилась необходимость сложить, наконец, мозаику из частей, разбросанных в пространстве, но являющихся звеньями одной цепи — истории этого репертуарного театра. Из самых разных тонких и разноцветных нитей артисты на сцене сплели целый клубок страстей, обманов, загадок. Время от времени в это музыкальное действо включался ветер зрительских аплодисментов, то лёгкий, то шквалистый. Это можно назвать, конечно, просто актёрской игрой. Но если вы хоть раз побывали в ермоловском театре, то поймёте: это сама жизнь властвует на сцене, нескончаемая и вневременная. И увлекает с собой зрителя.

Красочным калейдоскопом песен, музыки, танцев, перемежающимся романтическим сценическим действием и задушевными поздравлениями коллег, управляла, не без торжественного волнения, красивая пара ведущих — актёры-ермоловцы Елена Пурис и Олег Филипчик. Публика, потрясённая и одурманенная фейерверком актёрского мастерства и фантазии, следила за этой прекрасной сказочной историей, рассказывающей о прошлом, настоящем и будущем Театра Ермоловой. Представление заставило наблюдающих погрузиться в незабываемый мир театрального праздника, а сами актёры предстали в новых неожиданных образах.
Кто-то может подумать, что в театр сейчас никто не ходит? Особенно летом, когда все в садах и огородах, на дачах и в загородных коттеджах?! Дудки! Зал был полон зрителей. Публика в театре культурная, не то что в кино: никакого попкорна, колы и фантиков. Как говорил гениальный актёр Михаил Чехов: «Атмосфера решает все». Так случилось и в этот раз. Возникло правильное сочетание ритмов на сцене и в зале, энергетика зрителей и артистов полностью совпала. Значит, режиссёр сумел создать правильную атмосферу...
В этом волшебном спектакле в основном занята молодёжь. Именно они «зажигают». В основном это ученики профессора ГИТИСа Владимира Андреева или молодые члены труппы. Кстати, в последние минуты бенефиса сам худрук театра выходит, нет — выбегает, пританцовывая, несмотря на свой возраст, на сцену. Стройный, красивый, подтянутый, он органично вливается в молодёжную тусовку, чётко попадая в ритм их танца. Кто-то из молодых артистов ещё студент, а кто-то уже работает в театре. Было бы грешно не отметить так поразивший зрителей танец студента Александра Толмачёва, очень напоминающего молодого Ди Каприо, и юной красавицы Екатерины Куренной, уже зачисленной в труппу. Они были бесподобны, исполнив танго и что-то вроде акробатического рок-н-ролла.
— Многие мои ученики находят достаточно серьёзное применение в профессии, — говорит Андреев. — И это не один и не два человека. Кое-кто сам потянулся за мной и уже стал заниматься педагогикой. И эта связь с молодостью, это общение с молодёжью позволяет мне проявляться более искренне. Не случайно, например, когда я ставил «Невидимки» Леонида Зорина, то остановился на совсем юной тогда партнёрше Марии Бортник, которая только окончила театральный вуз. Потому что я не то что прислушивался, а нервными окончаниями ощущал её душевный лексикон, её знания улицы и жизни сегодняшней — всё то, что помогало нам строить спектакль. В общем, скажу вам так: в театре я не могу без молодёжи...
Сегодня в центре одного из нижних фойе театра находится портрет кисти Серова: на нём в багетовой раме — Мария Ермолова. Её имя — легенда. Её творчество — страницы великой истории русского актёрского мастерства. Она — символ величия Актёра. Театр, носящий её имя, располагается на «бойком месте» Москвы, недалеко от Кремля. Это старинное здание, в основе фасадной части которого — один из самых крупных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах. Здесь с 1931 по 1938 год размещался ГосТИМ (театр имени В.Э. Мейерхольда). В стенах этого здания рождалась знаменитая постановка «Дамы с камелиями». На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин... Если бы стены умели говорить, то, конечно, поведали бы сегодняшним своим хозяевам и их гостям-зрителям немало интересных историй, открыли бы многие тайны. Они — свидетели творческих побед и сценических удач, горестей и радостей Театра имени М.Н. Ермоловой.
85 лет назад выпускники студии при Малом театре под тогдашним руководством К.Е. Лешковской организовали передвижной театр. Влюблённость молодых людей в творчество великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой подсказало решение связать свои скромные сценические опыты с её именем. На это было дано её личное благословление. Родившийся в эпоху бурного развития театральных студий в России, Театр имени М.Н. Ермоловой прошёл путь, обычный для молодых коллективов тех лет: вначале школа, затем передвижной театр и, наконец, стационар.
Первым руководителем театра стал Николай Хмелёв. Он сам был великим актёром, учившимся у Станиславского и Немировича-Данченко. И своих учеников Хмелёв воспитывал по их методике. В 1946 году главным режиссёром ермоловского театра становится Андрей Михайлович Лобанов. Поставленные им спектакли стали прорывом в советском театре, о них заговорили.
С 1970 года главный режиссёр Театра имени М.Н. Ермоловой — ученик Лобанова Владимир Андреев. Именно при нём ермоловцам принадлежит честь открытия имени драматурга Александра Вампилова. На сцене театра впервые были сыграны спектакли по произведениям одного из самых интересных авторов второй половины XX века, которого ныне сравнивают с самим Антоном Чеховым.  Постановки его пьес «Старший сын» (1972, 1982), «Прошлым летом в Чулимске» (1973), «Стечение обстоятельств» (1977), «Утиная охота» (1979) определили целое десятилетие жизни театра. Всё было в этих спектаклях: и пристальный интерес к исследованию глубин человеческой души, к внутреннему миру личности, точные характеристики и тщательная отделка внутреннего и внешнего рисунка роли, яркие актёрские работы, воссоздание подлинной жизни через призму театра. На сцене появились новые талантливые имена — Архангельская, Любшин, Шейнин, Щукина, Королева, Жарков...
В 1985 году Владимир Андреев был приглашён  в Малый театр, и худруком ермоловцев становится Валерий Фокин. Он привёл в труппу Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву... Его первый спектакль в театре — «Говори» Александра Буравского (по произведениям В.В. Овечкина, 1985) — открыто публицистический. Он стал общественным событием сезона. Другие спектакли: «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского (1986), «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову (1989) дали повод заговорить о театре как об уловившем ветер перемен, отражающем современность. Новая драматургия, остро полемический характер, яркие режиссёрские решения, блистательные актёрские работы — всё это говорило о возрождении лучшего. Но, попав в вихрь общественных катаклизмов, театр имени М.Н. Ермоловой не устоял. И на рубеже 90-х годов XX века разделился на две части: Московский международный театральный центр имени Ермоловой и Театр имени Ермоловой...
В 1991 году Владимир Андреев вернулся и возглавил часть коллектива. Возникла острая необходимость в обновлении репертуара. Сначала возникли камерные спектакли на малой сцене — «Грамматика любви» Ивана Бунина, «Пропавший сюжет» Леонида Зорина...
В 1993 году премьерой спектакля «Бедность не порок» Александра Островского открылась после ремонта большая сцена, на которой две труппы играли через день. Но время учит понимать и прощать. И в 2000 году образовалась единая труппа, носящая имя великой Ермоловой.
Сегодня на этой сцене идут спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, современных авторов. Напрасно искать в этих постановках остроту сценической формы и строгую режиссёрскую концепцию. Спектакли подобраны не по идее, а скорее по тону созвучия сегодняшнему дню. Здесь не совершают творческих революций, не ломают традиций русской актёрской школы. Спектакли не вызывают острой полемики, но в каждом из них есть замечательные актёрские работы, в создаваемых образах отражается жизнь человеческого духа. Главным в творчестве ермоловцев остаётся самый обычный человек со всеми его слабостями и пороками, с его конфликтами, страданиями и счастьем, остаётся то, о чём всегда рассказывал театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и судьба.
На втором этаже Театра Ермоловой находится музей, где нынче тоже играют спектакли. Но здесь на тебя со стендов смотрят глаза актёров, ушедших и здравствующих. Умные лица талантливых людей. И словно слышишь в фойе шаги тех, кто создавал историю этого театра, чьи имена стали легендой, кто жил и умирал на сцене во имя прекрасного и вечного искусства.
Меняется жизнь, меняются поколения, создаются новые спектакли, совершаются новые открытия. Но неизменной остается память. Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. А каким оно будет и как мы им распорядимся, зависит от нас всех: и актеров, и зрителей.

Лилия ковалёва

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: