slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

В памяти навечно

Славлю жизнь за Родину отдавших,
Смерть принявших в роковом бою.
Нет у Бога без вести пропавших,
Все они стоят в одном строю!
Николай Рачков.
В нашей семье отношение к войне особое. Мой дед Люсков Дмитрий Иванович прошёл всю войну, остался жив, но никогда о ней не говорил. Когда собирались его друзья, тоже не слышала, чтобы они говорили о войне. И мои бабушки не говорили. Мама — лишь изредка.
…Было в семье четыре сына: Виктор, Геннадий, Игорь и Анатолий. Началась война, ставшая не просто суровым испытанием для всего советского народа. Она оставила на века страшные страницы трагедии, небывалой в истории человечества. Не вернулись с войны мои дяди Виктор и Геннадий. Пропали без вести. Эти три скупых слова не давали покоя моему деду Дмитрию, их матери, бабушке Прасковье, их младшим братьям Игорю и моему отцу Анатолию.
Дед сделал со старых маленьких карточек фотопортреты Виктора и Геннадия, повесил их на стену между окон в доме в деревне Подмошье Московской области. Там они родились, там жила их мать, а я с пяти лет проводила летние месяцы.

Игорь был похож на Виктора, Анатолий – копия Геннадия. Я часто смотрела на фотографии 18-летних ребят и думала: «Надо же, как распорядилась судьба: они пропали без вести, а взрослые братья — точные их копии — живут, работают, у каждого уже свои семьи. А ОНИ ничего этого не успели познать. Часто мысли эти заканчивались слезами. Я их скрывала, украдкой наблюдала за дедом и бабушкой, старалась прочитать, о чём они думают. Они редко, как мне казалось, смотрели на фотографии. Наверное, думала я, а, скорее всего, сама себя успокаивала, сыновья Игорь и Анатолий, похожие на старших братьев, смягчают сердечную боль отца и матери. Сколько же мук душевных выпало на их долю? Дядя Игорь и своего сына назвал Виктором.
О Викторе и Геннадии всегда говорили как о «пропавших без вести». Пробовали искать их после войны, писали письма в архив, но почему-то везде получали стандартный ответ: «Нет сведений». Ни писем, ни вестей, ни документов. И всё-таки в этих словах есть какая-то надежда. «Пропал без вести» ещё не значит, что погиб. Многие во время войны получали такие извещения, но продолжали ждать своих родных и верить в их возвращение. Некоторые — дождались.
Уже нет в живых деда, бабушки, дяди Игоря и отца. Стали появляться Книги Памяти, сайты в Интернете с информацией о погибших и пропавших без вести.
30 апреля 2020 года мне что-то снилось – странные тревожные образы... Просто ночной кошмар… Очнулась ото сна. Последнее, что осталось в памяти: тени и слова «без вести пропавший». Потянулась к компьютеру, зашла в Интернет на сайт ОБД «Мемориал» и нашла… документы ЦАМО (центральный архив Министерства обороны), рассказывающие о судьбе моего дяди Геннадия.
Главное из прочитанного: призван в марте 1944 года. Умер от ран 13 августа 1944 года. Страна захоронения: Литовская Республика. Регион захоронения: Шакяйский р-н. Место захоронения: м. Гришкабудис, ул. Ритог.
Сообщила маме, которой уже 87 лет, сыну, дочери обо всём, что произошло. Вот так, через 76 лет после смерти русского солдата Люскова Геннадия Дмитриевича, моя семья узнала о его гибели, о месте его захоронения. Теперь я могу отвезти горсть родной земли на могилу дяди, который 18-летним мальчишкой навсегда остался лежать в чужой земле, поклониться светлой памяти русских солдат и возложить цветы на братскую могилу. Будем хранить эту память, передавать своим детям, внукам, правнукам.
И ещё одно: дядя призывался в военкомате в Серебряном бору, отсюда ушёл на фронт, а я чуть ли не каждый день гуляла здесь со своими детьми. Может быть, просто совпадение, но я считаю это судьбой.
Чествуя сегодня наших героев, приближавших Победу на фронте и в тылу, ветеранов-победителей, доживших до этого светлого, радостного дня, участников боевых действий послевоенного времени, мы склоняем свои головы перед теми, чей подвиг остался неизвестным.
Наш долг – продолжать поиски погибших, отстаивать правду о минувшей войне, воспитывать молодёжь на примере тех, кто, «смертию смерть поправ», своим мужеством, благородством человеческого духа заслужили благодарность потомков.
Всё, что свершили, — памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца —
могила Неизвестного солдата и
Счастье победившего бойца!

Михаил Луконин

Слова великого полководца Александра Суворова «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат», важны и сегодня. Сколько их, без вести пропавших, погибших в страшных боях, умерших от ран!? У меня есть надежда узнать и о судьбе Виктора Люскова: призван 04.11.1941 Красно-Пресненским РВК, последнее место службы — пп 2513, воинское звание — красноармеец, дата выбытия — 08.1942, причина выбытия — пропал без вести.
Значит, война не окончена?..

Елена Деева.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: