slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

В мире прекрасного

Валентина сарычева
Цикл стихотворений, посвящённых картинам великих русских художников

 

Фёдор Степанович РОКОТОВ (1735—1808)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ.1760
Её давно на свете нет,
Поверить невозможно.
Но привлекателен портрет,
И как в нём всё роскошно.

Неуловимая печаль
Застыла в милом взгляде.
И прошлое до боли жаль,
Но дивный свет в наряде.

Чудесно выписан портрет,
Изящность губ и носа.
И озаряет облик свет,
И он цветёт, как роза.

Лукавство тонкое  сквозит,
Смелей воображенье!!!
Не прост той дамы скромный вид, —
В нём тайна обольщенья.

И глаз не можешь отвести
От дамы неизвестной.
И хочется сюжет сплести
О женщине прелестной.

В полуанфас она сидит,
Жемчужинки играют.
Ей точно предстоит визит,
Глаза её сияют.

Царицей бала будешь ты,—
Царя в любовном море.
Ты — тайна вечной красоты
В блистательном уборе.

ПОРТРЕТ Д.Г.ЖДАНОВОЙ. 1781
Старушка в сереньком чепце
И фон и платье тёмны.
Но живость в старческом лице, —
Пусть одеянья скромны.

Морщинки, складки возле рта
И щёки уж отвисли.
Но каждая её черта,
В душе рождает мысли.

Она когда-то молодой
В кругу друзей блистала.
Была весёлой, озорной
И чарами пленяла.

Художник точно передал
Весь добрый ум  старушки.
Достойной старости отдал
Талант свой до полушки.

ПОРТРЕТ КНЯГИНИ
Е.Д. ВОЛКОНСКОЙ. (начало 1790-х )
Хоть некрасив, мужеподобен
Княгини облик непростой.
И в то же время благороден,
А внук её был Лев Толстой.

Она на нас глядит с печалью,
Блаженных дней не угадать.
Они сокрыты, как вуалью,
Но Бог решит ей дочку дать.

О! Если б заглянуть сумела
Она сквозь тьму веков вперёд.
То сердце б в радости замлело,
Но у событий свой черёд.

ПОРТРЕТ ГРАФА Г.Г.ОРЛОВА В ЛАТАХ. (1762—1763)
Красавец  гордый с бравым видом
Художник это подчеркнул.
И чёрно-красным колоритом
Дух воина в него вдохнул.

Глаза большие, голубые,
Во взгляде смелость и задор.
Поступки яркие, лихие
Царицы услаждали взор.

Пленённый девою прекрасной
Пошёл он с нею под венец.
Не вынес участи ужасной,
Когда любви пришёл конец.
Не снёс он муки расставанья,
Ум помутился у него.
Внезапность тяжкого страданья –
Легло угрюмо на чело.

А на портрете шлем он держит,
Прекрасный  воин и герой,
И облик светом счастья дышит,
Судьбы не зная роковой.
 
Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (1830—1897)

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1871
Грачи прилетели,
Весну возвестили.
Галдят на деревьях они,
Приветствуя светлые дни.

И снег чуть подтаял,
Художник представил
Всю гамму весеннего дня,
Земли, пробуждённой от сна.

Смотрю на картину,
Домишек рутину.
На старую церковь, поля.
Мила мне до боли земля.

И воздух прохладный,
В лучах благодатный.
Пейзаж неказистый, простой,
В нём прелесть природы родной...

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. ИНЕЙ. 1870-е
Снег ослепительный и белый
Мерцают тени от лучей.
И колорит холодный, серый
Вобрал палитру зимних дней.

Так романтически природу
Смог лишь Саврасов передать.
Лес серебристый, лёд и воду
Волшебным инеем объять.

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ.1871
Избёнка, как на курьих ножках,
Амбар холодный, ледяной.
И сердце бьётся так тревожно,
Убогой веет нищетой.

А из трубы дымок чуть вьётся,
И три окошечка горят.
Тут безысходность в душу рвётся,
И мысли горькие кипят.
И вид обыденный, унылый
И мрачен неба колорит.
Всё веет изморозью стылой
И тело, душу холодит.

 Плетень от время покосился,
Деревья тут, как жалкий страж.
Художник с болью здесь сроднился,
Но поразителен пейзаж.

РОЖЬ. 1881
Простор необъятный, созрела
и рожь,
Горят васильки огоньками.
Типичный пейзаж с бурным морем
похож
И туча вдали с облаками.

Темнеет на небе вдруг гамма
цветов,
Колышется рожь золотая.
Как разнообразна палитра тонов
И зелень травы луговая.

И хлынет ли дождик потоком
с небес,
Иль ветер все тучи рассеет.
От буйства природы, нетленных
чудес
В восторге душа пламенеет.
 
Константин Егорович МАКОВСКИЙ.
(1839—1915)

Дети, бегущие
от грозы. 1872
Перед стихией мрачной, грозной
От страха девочка дрожит.
Вид и испуганный, нервозный,
С братишкой на спине бежит.
На пояске висит лукошко,
Оно полно грибов лесных.
В нём подосиновик, волнушка,
Родные ждут с тревогой их.

Порывы ветра всколыхнули,
Траву, растительность вокруг.
Мостки под ними аж просели
И в детях нарастал  испуг.

Картина очень достоверна.
Художник верно передал
Испуг детей столь характерно,
Что состраданье к ним воззвал.

Портрет княгини
З.Н. Юсуповой
в русском костюме. (1890-е)
Красавиц чудных нет числа,
Они изящны, величавы.
И трудно подобрать слова
К их ярким качествам по праву.

Княгиня редкой красоты
Позирует в костюме русском.
Достоинств много, чистоты,
Но говорила на французском.

Богатство, молодость, душа
Соединились гармонично.
В любом наряде хороша,
Умна, добра и поэтична.

В чертах прекрасного лица
Глаза блестящие, как звёзды.
И украшеньям нет конца,
И взор глядит легко и просто.

Особа важная она,
С царицей русскою дружила.
И нежной прелести полна,
Семью так преданно любила.

Художник явно восхищён
И статью, обликом, нарядом.
В княгине точно воплощён
Дух русский с чуть лукавым
взглядом.

Владимир Лукич БОРОВИКОВСКИЙ (1757—1825)

Портрет княгини
Е.Г. Тёмкиной. 1798
Жизнь изменилось с давних лет,
Но неизменен взгляд надменный,
властный,
Решительный и мудрый,
и прекрасный.
Лукавством тонким он согрет.

Богатством, знатностью горда,
Дитя любви Потёмкина, царицы.
Жила, как и в имениях, в столице.
Характером была тверда.

Художник сходство передал:
В глазах, дородной полноте, овале.
В её фигуре в барственной оправе,
Черты царицы отмечал.

На холст художник перенёс
Накидку, пояс, жемчуга и платье,
Довольство жизнью и беспечность
в счастье,
И цвет каштановых волос.

Дмитрий Григорьевич ЛЕВИЦКИЙ (1735—1822)

ПОРТРЕТ
Е.И. НЕЛИДОВОЙ.1773
Очаровательна девица,
Она танцует минуэт
Смолянки важная страница,
Как артистичен силуэт.

Пейзаж воздушный, точно
в сказке,
Пластично барышни и па.
И радостно смеются глазки,
И в туфлях маленьких стопа.

Великий мастер с восхищеньем
Портрет Нелидовой писал.
И нам представил с упоеньем
Эпохи давней идеал.

ПОРТРЕТ
П.А. ДЕМИДОВА.1773
Известный с давних пор портрет
И царедворца, фабриканта.
Демидову немало лет,
Но как сильна в нём мощь
таланта.

Художник точно соблюдал
Детали данного портрета.
Умело, тонко передал
Небрежность позы, блеск жилета.

Усмешка явная сквозит
Во взгляде властном мецената.
Ирония в лице разит
И блажь вельможного магната.

На фоне мраморных колонн
Рукой опёрся он на лейку.
Садов любитель редких он,
Цветы поставил на скамейку.

Раскрыта книга на столе,
Как символ важности ученья.
И ум отмечен на челе,
Портрет был создан с увлеченьем.

ПОРТРЕТ
М.А. ДЬЯКОВОЙ. 1778
Мечтательность и задушевность,
Естественный, спокойный взгляд.
Таится в нём любви блаженство,
Достоин лишь одних наград.

Богатство красок поражает
В наряде, локонах, лице.
Незаурядность восхищает,
Как голос сказочный в певце.

Характер сильный, непреклонный,
Ей заключён был тайный брак.
Её избранник благородный –
Львов создал преданный очаг.

Как нежен колорит в картине
С наклоном лёгким головы,
С лицом приветливой богини —
Знак выражения любви.

Алексей Гаврилович ВЕНЕЦИАНОВ
(1780—1847)

ГУМНО. (1821—1822)
Художник первым расписал
Тяжёлый сельский труд с натуры.
Подробно он обрисовал
Крестьянок и крестьян фигуры.

Хранилище зерна – гумно,
На лошадях зерно привозят.
Ссыпают рожь, овёс, пшено,
Потом в лари его погрузят.

С крестьянкой рядом серп лежит,
Она снимает с ног онучи.
Устала, тело всё болит,
Подняться с пола нету мочи.

А справа бабы три стоят,
Глаза печально, грустно смотрят.
И с мыслью благостной молчат,
Покорно долю свою сносят.

Тяжёл и день у мужиков,
Выводят лошадь из овина.
Другой устал от всех трудов –
Здесь жизнь проходит селянина...

Предметы сельского труда:
Метла, серпы, кнуты и щётка.
В разгаре летняя страда –
Подметил мастер очень чётко.

«ВОТ ТЕ И «БАТЬКИН ОБЕД».1824
Мил босоногий мальчуган,
Изображён так вдохновенно.
К ногам его свалился жбан,
Расстроен этим откровенно.

Обед разлил он для отца
И грусть его неимоверна,
Как живописцу жаль мальца,
Сочувствие всегда бесценно.

Сюжет наполнен добротой,
Сквозит в нём нежность
к мальчугану.
Теплом, любовию святой
И состраданием к пацану.

Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844—1927)

СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА.1880
Картина зеленью пленяет
От светлых до густых тонов.
И речка в зарослях мелькает,
По-детски важен рыболов.

На фоне мельницы привычной,
Но обветшалой, как больной,
И с крышей дряхлой, архаичной
Пейзаж задумчивый, родной.

И утро стелется туманом,
А мальчуган уж у реки.
Цветы, камыш, лес старый рядом,
Возможно, были здесь мостки.

Печалью лёгкой слегка веет
От ветхих брёвен и колёс.
Художник словно грусть лелеет
От милых сердцу прошлых грёз.

ОСЕНЬ
В АБРАМЦЕВО.1890
Россыпь золотая у берёз, травы,
Нет почти зелёной, сочной муравы.
Лишь густые ели, не сменив наряд.
Будто бы на страже, как бойцы,
стоят.

Сердце тихо тает от красы
живой.
От природы русской, мягкой,
вековой.
В воздухе летает звук души родной,
Негою питает, лирикой сплошной.

Серые гуляют в небе облака.
Как во сне застыла тихая река.
Тени от деревьев укрывают дно,
Вдумчивостью строгой дышит
полотно.

Орест Адамович КИПРЕНСКИЙ
(1782—1836)

ПОРТРЕТ
ЛЕЙБ-ГУСАРСКОГО ПОЛКОВНИКА
Е.В. ДАВЫДОВА. 1809
Какой отважный офицер
И молод, и красив собою.
Гусар, достойный кавалер,
Портрет сей посвящён герою.

Он в полный рост изображён,
В лосинах и мундир гусарский.
Им, как другими, побеждён
Наполеона пыл имперский.

Но сколь превратная судьба,
После войны он стал калекой.
Но завиток волос у лба,
Фигура, поза стали вехой.

ПОРТРЕТ
Е.С. АВДУЛИНОЙ. (1822—1823)
Портрет Авдулиной прелестной
Наполнен мягкостью живой.
Художник с той поры известный
Здесь вставил отблеск грозовой.

И гиацинт стоит в стакане,
Упавший рядом лепесток.
И тёмный фон на заднем плане
Сплелись в картине, как клубок.

А жемчуг символ выражает.
Знак совершенства, скромный вид.
Накидка роскошь отражает.
В полуанфас она сидит.

Чуть-чуть заметная дорога
И сумрак за окном сплошной.
И еле скрытая тревога —
Путь жизни трудный, непростой.

Василий Андреевич ТРОПИНИН
(1776—1857)

ПОРТРЕТ
А.С. ПУШКИНА. 1827
Питомец музы легкокрылой,
Властитель сердца и ума.
С душой возвышенной, ранимой,
В нём светлых, чутких мыслей
тьма.

Здесь Чайлд-Гарольдом
он представлен
И гением высоких дум.
Художником поэт прославлен,
Эффектен галстук, плед, костюм.

Лицо чарует вдохновеньем
И выразительностью черт.
Кипренский с воодушевленьем
Вписал романтику в портрет.

Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ
(1817—1900)

ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850
В расцвете сил и вдохновенья
Художник создал свой шедевр
Непревзойдённое творенье —
Гимн морю, мужества пример.

Весь ужас от борьбы со штормом,
Судьбы трагичность, страх
людской,
Бушующих от бури волнам
В стихии выражен морской.

Громада волн, воды сиянье,
Простор без края и конца.
Природы грозной обаянье —
Мир мариниста и певца.

Во мне в картине поражает
Непостижимость, мощь Творца
И луч светила восхищает,
И мудрость Господа-Отца.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: