slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

В Альма-матер мастеров пера

Встреча с Валентином Сорокиным

Нина Попова, Валентин Сорокин

Тверской бульвар, 25... Это не просто адрес, а святое для писателей место, на котором расположились здания Литературного института и Высших литературных курсов (ВЛК). Сегодня наш разговор пойдёт о ВЛК. Уникальное и знаменитое учебное заведение, выпестовавшее не одно поколение талантливых писателей и литераторов — честных, ярких, самобытных, с пронзительным, разрывающим сердце чувством любви к Родине; особым совестливым отношением к родному языку и слову. Так и хочется воскликнуть: «Какие люди, какие судьбы, какие имена!» И эти имена никогда не зайдут и не потускнеют на высоком небосводе литературы: Чингиз Айтматов, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Михаил Алексеев, Алим Кешоков, Николай Шундик, Виктор Кочетков, Пётр Проскурин, Виктор Астафьев, Иван Акулов, Римма Казакова, Анатолий Жигулин, Владимир Санги, Василий Ледков, Юван Шесталов, Андрей Тарханов и многие-многие другие... Кто ещё может рассказать о ВЛК с большей любовью и знанием, как не выпускник курсов, их проректор (на протяжении почти 30 лет!), руководитель семинара поэзии, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, Международной премии им. М.А. Шолохова Валентин СОРОКИН.

— Валентин Васильевич, когда были организованы курсы и с какой целью?
— В мае 1953 года секретариат правления Союза писателей СССР обратился в ЦК КПСС и Советское правительство с ходатайством об открытии Всесоюзных высших литературных курсов, а уже в августе было принято постановление Советского правительства: «Предоставить Союзу советских писателей право организовать с 1 сентября при Литературном институте им. А.М. Горького постоянно действующие Высшие литературные курсы...»
Цели и задачи перед курсами поставили сама жизнь и реальный ход литературного процесса, и они чётко прозвучали в Положении о курсах: «Повышение общекультурного и идейно-теоретического уровня профессиональных писателей, развитие их творческой индивидуальности, совершенствование литературного мастерства».
— И как выполняются поставленные задачи?
— ВЛК стали  школой мастерства и творчества. Здесь, признаются выпускники, прорастает святое чувство зоркой ответственности перед самим собою, перед словом, которое произносишь, и перед делом, которое ты обязан вершить. Здесь укрепляются многонациональное единство и гражданственность. Приобретается важнейший для писателя опыт выступлений перед самыми разными аудиториями.
— Кем становились выпускники ВЛК при Советской власти?
— Получив дипломы, они часто становились руководящими работниками отделений Союза писателей СССР в областях, Союзов писателей братских республик, назначались на ответственные посты в издательствах, газетах и журналах, поддерживали завязавшуюся во время учёбы творческую и человеческую дружбу.
Авторитет курсов был очень высок. Я сам многократно отправлял письма в райкомы и обкомы партии различных республик и городов с просьбой об улучшении условий жизни слушателей и моментально получал положительный ответ. Теперь же, по прошествии многих месяцев, часто приходит пустопорожняя отписка... Произошли пагубные и печальные для литературы изменения и в условиях учёбы на ВЛК. Раньше государство платило учащимся стипендию, а теперь учащиеся платят государству за свою учёбу. Прекратились поездки с выступлениями по всей стране. Пропала забота о творческих людях, которые могли бы принести огромную пользу Родине.
— А в чём выражалось, как проявлялось отношение правления Союза писателей СССР к Высшим литературным курсам?
— Вспоминаю сердечное отношение Георгия Мокеевича Маркова, председателя правления. Он был нам как отец родной. Еженедельно приглашал к себе и расспрашивал меня о жизни слушателей, их проблемах. Всегда был готов поддержать и помочь. К праздникам выписывал материальную помощь, причём, если обещал 100 рублей, то в ведомости мы обнаруживали  250. По тем временам это были солидные деньги.
Многие и многие уже  ушедшие от нас именитые и талантливейшие писатели, всегда с радостью приходили на семинары поэзии, прозы и критики, щедро даря свой талант и душу. И сейчас мы продолжаем творческие встречи с известными писателями и выпускниками ВЛК.
А творчество наших гениев! Строки всех погибших в лагерях и застенках... Божественные есенинские стихи и проза...  Оттуда, издалека, они, как живые, поддерживают нас и окрыляют, стоит только открыть страницы их немеркнущих книг:
Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Сергей Есенин.
— Дружны ли между собой студенты Литературного института и слушатели ВЛК? Ведь между ними огромная разница и в возрасте, и в жизненном опыте.
— Слушатели и студенты с уважением и вниманием относятся друг к другу, часто вместе участвуя в различных творческих семинарах. Все они – литинститутцы. Мир вдохновения у них единый. Профессорско-преподавательский состав один.
Нельзя не вспомнить доброе отношение к ВЛК ректора Литературного института Владимира Пименова. Забыть это – предать память о нём. Возглавлявшие Литинститут каждый в своё время: Евгений Сидоров, Владимир Егоров, Сергей Есин и сегодняшний ректор, известный учёный и писатель Борис Тарасов – всегда поддерживали традиционно доброе отношение к ВЛК. Низкий поклон им за это!
— Зажглись ли яркие новые имена среди выпускников ВЛК последних лет?
— Выпускники последних лет: Антонина Спиридонова, Владислав Цылёв, Василий Попов, Людмила Снитенко, Сергей Князев, Игорь Мухин, Ирина Ерёменко, Евгений Попов, Елена Мозжухина, Ольга Дробышевская, Олег Малинин и многие другие талантливые  литераторы. И среди тех, кто учится сейчас, есть одарённые благородные люди, которые в ближайшие годы обязательно заявят о себе!
— Валентин Васильевич, что Вы думаете о нынешнем состоянии литературного процесса и какое будущее, по Вашему мнению, ожидает многонациональную русскую литературу?
— Сегодня полностью разрушена дорога книги. Изменена программа работ с авторами не только в издательствах, теперь частных, но и в  книжных магазинах. Ни государство, ни издатели материально не поддерживают писателей, поддержка и помощь сейчас – редкое исключение.
Авторы за свой счёт издают книги совсем мизерным тиражом. Если раньше тираж был выгоден и государству, и автору, то сейчас авторских средств хватает от силы на 500—1000 экземпляров, а то и, горько сказать, на 50—100 экземпляров. Он явно не окупается. О каком гонораре может идти речь?
Многочисленные мелкие «творческие» союзы мешают возродить государственную трассу книги, подрывают авторитет литературы, не оказывают помощи писателям.
По пальцам можно пересчитать издательства, которые болеют душой за автора, за свою литературную репутацию. Считаю необходимым выделить уважаемого мною талантливого, честного, высокопрофессионального литератора и издателя Леонида Васильевича Ханбекова, руководителя Независимого литературного агентства «Московский Парнас», который в тяжелейших условиях издаёт книги честно и  ответственно. И гораздо больше, чем все союзы писателей, вместе взятые. А каково ему приходится? Его агентство ютится в одной маленькой комнатушке!  И он не входит ни в какой союз! Пока государство не возьмётся за возрождение гражданского и патриотического пути писателей – толку не будет...
Надо возродить разговор писателей с народом, с государством, контакт народов, не только в Москве, но и во всех округах и республиках России! Необходимо, чтобы был услышан писательский вздох, проторить вновь дорогу дружбы и уважения, возобновить национальные праздники.
Многонациональное население России утратило свой общий голос, и он почти не слышен в полуразорённой стране. Нет преемственности поколений, прославляется и приветствуется падение нравственности, одобряется блуд и безответственность. Нет достойных телепередач о созидании и возрождении великой многонациональной литературы России.
При достойном, благородном  и честном подходе можно за полгода возродить и направить по нужному пути  весь литературный процесс, войдя в плодотворный контакт с писателями России, чиновниками России и народом России!
— Что бы Вы хотели пожелать и начинающим, и именитым писателям?
— Считаю, что литератор обязан читать каждый день, думать, работать над собой и собственным словом, чётко знать своё место не только в жизни, но и в творчестве. Опираться на любимых писателей. А поэт — я не шучу — каждый час, каждый миг не только душою, но и сердцем своим обязан слышать любимых поэтов, без которых нет пути к вдохновению. И поддерживать близких ему  действующих собратьев выступлениями, очерками, рецензиями. Это и есть не только путь литератора, но и судьба его... Честность и смелость слова никогда не подведут автора!
— Спасибо Вам, Валентин Васильевич, за интересный, душевный и откровенный разговор! Спасибо за правду, которую Вы всегда говорите сами и учите говорить нас, своих воспитанников – «сорочат», за то, что Вы нас слушаете и слышите. Как напутствие всем читателям я прошу Вас прочитать свои стихи.
— Хорошо, я прочитаю недавно написанное:

СУМЕРКИ

Скорбит моя честная лира,
И нету причин веселиться.
Россия кружится над миром,
Как всеми забытая птица.

Вечернее дикое поле,
Безлюдье кругом и унылость.
И столько обиды и боли
В домишках пустых затаилось.

Есть истина опытов древних,
Она неизбежна в повторах:
Народ,
        не сберёгший деревни,
И сам растворится в просторах.

Один я стою на кургане,
Встречающий века немилость...
Мой путь заблудился в тумане
И солнышко с неба скатилось.

Природа, вздохнув, замолчала
Под ветром внезапной тревоги.
Но это –
        лишь только начало
Трагической русской дороги.

Один я стою, наблюдая,
И там, где закат серебрится, –
Кружится Россия святая,
Как всеми забытая птица!..

Беседовала Нина ПОПОВА, поэтесса, член СП России и Академии российской литературы, староста семинара поэзии ВЛК.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: