slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Украина и Россия. Испытание огнём

Ясно, что наша элита, неспособная по разным причинам воспринимать русский народ как свой (мы не зря у них проходим как «население»), тем более неспособна воспринимать как братский народ украинский. Это не вчера началось  и давно сквозило даже в мелочах. Ещё в советские годы это буквально выпирало из анекдотов, сочиняемых и рассказываемых про «хохлов»,  – один похабнее и презрительнее другого. В них почти не было добродушия, свойственного большинству анекдотов тех времён про Брежнева или  Чапаева. И даже про Сталина.

Пассивность России, власти  и общества, перед лицом затянувшегося украинского кризиса бросается в глаза. Поведение российских магистральных СМИ не удивляет. Либералы делали всё в последние 20 лет, чтобы оторвать  Украину и Россию друг от друга. Как всегда, впереди бежало НТВ, которое начало переводить украинцев на русский язык там, где всё понятно было без перевода. Педалировали  тему «незалежности» с самого начала, никогда и в мыслях не держали, чтобы заступиться за русских на Украине, за русский язык, за совместное производство в авиастроении, машиностроении, ракетном деле. Такие, как мэр Москвы Юрий Лужков, чуть ли не в одиночку отстаивавший Севастополь, как заместитель Председателя Госдумы Сергей Бабурин, деятельно работавший на восточнославянском направлении, в российских верхах были наперечёт. Большинство радовались любой размолвке в российско-украинских отношениях, под каждый Новый год с упоением мусолили тему газа и свару с «Газпромом». Какой-нибудь представитель по связям газовиков  с общественностью всегда с таким выражением говорил об Украине и украинцах, словно  речь шла не о братьях, а о каких-то насекомых, с которыми вообще дело иметь не пристало.  
В советском МИДе редки были люди, принимавшие украинские интересы, как свои, хотя во главе внешней политики почти четверть стоял белорус Громыко, и долгие годы в первых лицах ходил высокий профессионал, замминистра украинец Корниенко. Тогда  огнём и мечом искоренялись любые национальные поползновения. Владимира Щербицкого, первого секретаря ЦК КПУ и члена Политбюро, которого Брежнев объявил своим наследником, задержали на три дня в США, где он находился с визитом, чтобы он не смог попасть на заседание  Политбюро, где Громыко протащил в вожди  Горбачёва.
Мы никогда не работали ни с русскими  на Украине, ни с украинцами у нас в России. Чем занимается в последние годы такой, с позволения сказать,  дипломат, как Зурабов? Он, видимо, хорош, когда надо что-то принести или отнести  начальству, но вообразить его в диалоге с украинцами просто не получается. Смех разбирает. Или слеза бьёт…
Российская элита, надменно поджав губы, выжидала, когда Украина  начнёт припадать к ногам  северного брата, испытывая острую нужду прежде всего в энергетических ресурсах. Чем высокомернее становился тон наших продавцов газа, тем  болезненней реагировали на него украинцы и тем сильней портились отношения между двумя  братскими странами.
Политика России почти на всех направлениях российско-украинских отношений в тучные годы сводилась к тому, что пока есть нефть и газ, любые проблемы закидаем деньгами. А Киев? Что Киев? Всё равно никуда не денется, приползёт как миленький, рассуждали у нас в соответствующих сферах. Киев производил «несанкционированные отборы» газа из трубы, как на эзоповом верлибре  2000-х  стало называться  элементарное  воровство.  
У нас с помпой проводили то дни Франции,  то Германии, то Китая и т.д., что, конечно же, хорошо.  Но Год Украины Россия в последний раз провела 12 лет назад! И случилось это по инициативе президента Путина! На следующий год прошёл ответный Год России на Украине. Кстати, в 2002 году президенты России и Украины Путин и Кучма встречались в общей сложности 11 раз – случай беспрецедентный в дипломатической практике! Тогда успели провести ещё и фестиваль украинских вареников, и что-то украинское дети сплясали на Селигере…
Но эта вспышка дружелюбия в начале первого путинского президентства  со временем сошла почти на нет. Причинами были первый Майдан 2004 года, российская ставка на Януковича, 50 зелёных миллионов, уплаченных политтехнологу Павловскому за консультации по его избранию, официальные российские поздравления Януковичу и полный конфуз в итоге! После чего с проамериканским Ющенко межгосударственные контакты вообще  дошли до точки замерзания. 8.08.08 грузины  атаковали Южную Осетию в украинских танках! И в годы царствования Медведева встречи на высшем уровне между Россией и Украиной были редки.
Не слишком ли много воды утекло с тех пор?
Безусловным достижением Путина следует считать то, что Янукович в последний момент развернул украинский самолёт над вильнюсским аэродромом и резко взмыл вверх. Запад ответил огненным заревом над Майданом…   
Кто же в России, кроме президента, озаботился тем, чтобы завоевать некие позиции в украинской элите? Создать там пророссийскую прослойку как бастион наших интересов  на  Украине?  Даже пророссийскую  партию на Украине не сподобились соорудить  за 20 лет, хотя денег Киеву в виде долгов и кредитов швыряли немерено. Какое государство позволило бы себе никак не перевести своё экономическое влияние в политическое?  Какая страна позволила бы себе держать на культурных связях с зарубежьем (в том числе и с Украиной)  такую фигуру, как М. Швыдкой?  
Союз писателей России  во главе с В. Ганичевым многие годы тянет в гордом одиночестве почти непосильную ношу литературных связей с братской Украиной. Без всяких ассигнований со стороны государства проводятся  совместные мероприятия  (памятным стало празднование 825-й годовщины написания «Слово о полку Игореве»), в соседних с Россией украинских областях действуют отделения нашего союза,  проводятся  регулярные встречи с братскими писателями, вручаются дипломы и премии за литературные достижения. Словом, писатели не забывают, что они  — и ридна ненька, и матушка Русь – единое целое.  Но почему поддержание братских связей должно быть уделом бедствующих литераторов России, а не частью государственной политики?
Если удастся пережить этот Майдан без раскола страны (в чём сегодня сильно сомневаешься), то политика России на украинском направлении должна радикально поменяться. Отпадение Украины в Европу будет тяжелейшим ударом для геополитических позиций России, которого она не вынесет. Об этом рассуждает в своём пространном материале  в сегодняшнем номере белорусский профессор Ч.Кирвель.

 Виктор Смелов.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: